Кто такие пророки?

Книга пророка Исаии. Беседа 3-я

Исаия и пророческое служение в Ветхом Завете

Исаия – ветхозаветный пророк. Что означает этот термин?

Пророк в Священном Писании обозначается словом nabi, что в буквальном смысле значит «говорящий». В данном контексте «говорящий» нужно понимать как «возвещающий откровение Божие».

Также Библия называет пророков roéh – «видящий» и chozéh – «прозорливец». Пророк видит то, чего не видит обычный человек: духовный смысл происходящего. Таким взглядом он смотрит и на отдельных людей, и на все общество, и на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Пророки предупреждали свой народ об угрожающей ему опасности, почему иногда назывались zophim, то есть стражи (см.: Иер. 6: 17; Ис. 56: 10). Также они именовались и пастырями (см.: Зах. 10: 2; 11: 3, 16), которые пасут духовных овец – израильтян. Можно встретить и наименование их «людьми Божиими», «рабами Господа» и др.

Пророк способен предвидеть и предсказывать будущее – но не только. Пророческие слова касаются и прошлого, и настоящего. Пророк предлагает духовное осмысление того, что было и есть. Он показывает внутреннюю связь нашего «вчера» и «сегодня» с нашим «завтра».

Например, 1-я глава книги Исаии представляет такой узел времен.

  • Вначале Господь через Исаию указывает иудеям на главную проблему их прошлого:

Оставили Господа, презрели Святого Израилева – повернулись назад (Ис. 1: 4).

  • Затем объясняет источник всех проблем настоящего:

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис. 1: 15).

  • Дальше говорит, что им необходимо сделать:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро (Ис. 1: 16–17).

  • И предсказывает два варианта развития событий согласно свободному выбору иудеев:

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1: 19–20).

Приблизительно по такой логике строится большая часть библейских пророчеств.

Кто является первым библейским пророком?

Все ветхозаветные патриархи были в той или иной мере пророками – то есть прорекали волю Божию. Впервые слово «пророк» в Библии применяется по отношению к Аврааму (см.: Быт. 20: 7). В книге Второзаконие Моисей также называется пророком и предсказывает о Мессии, что Тот будет Пророк (см.: Втор. 18: 15).

Моисей обозначил критерии отличия истинного пророка от ложного:

а) исполнение его предсказаний (см.: Втор. 18: 22);

б) его верность Богу Яхве (см.: Втор. 13: 1–3).

Речь Моисея во Втор. 18 также понимают как указание на появление особого института пророков в Израиле. Так и произошло при пророке и судье Самуиле.

Пророческие «сонмы»

Пророк Моисей. Сербия.

Начиная от Самуила, пророчество делается исключительной принадлежностью особого класса людей, объединяющихся в «сонмы», или школы. Считается, что Самуил дал организацию пророческим сонмам.

Они во многом напоминали монашество: общее имущество, строгая духовно-нравственная дисциплина, молитва, занятие письменностью. Из этих общин вышли многие библейские пророки, ревнители завета с Богом Яхве. Помимо пророков, именами которых озаглавлены книги, на библейских страницах мы также встречаем пророков Гада, Нафана, Ахию, Самея, Адду, Азарию, Ананию, Ииуйя, Иозиила, Елиазара, Одела, Илию, Елисея, Урию и др. Наверняка они были «выпускниками» пророческих школ.

Женщины тоже иногда получали дар пророчества (Девора, Олдама, Мариам).

Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой до самого Вавилонского плена. Кульминационного развития пророческая школа достигла во времена Илии и Елисея. Их «сонмы» насчитывали сотни учеников, и пророки в то время играли огромную роль как в общественной жизни народа, так и во внешней политике государства.

Как пророки получали и фиксировали Божественное откровение?

Бог давал пророкам откровение по-разному. Одним оно открывалось как «слово», другим – как видение.

Несли свою весть пророки тоже различно. Некоторые сами писали книги. У некоторых был секретарь (Варух у Иеремии). Речь других стенографировали (скорее всего так было с Исаией). Важно, что в арсенале пророков были не только слова, но и символические действия. Кто их описывал, мы до конца не знаем.

Очевидно, что Бог входил с пророками в некое таинственное общение, качество которого нам трудно представить. Мы лишь можем отметить особенности и варианты получения откровения:

  • пророк получает словесное откровение в нормальном, бодрственном состоянии; Бог говорит ему какие-то понятные слова, которые пророк должен передать кому-то;
  • Бог говорит пророку в видении или во сне;
  • пророк получает откровение в состоянии пророческого экстаза, «пассивного вдохновения»;
  • под действием Духа Божия ум пророка получает некое тайнозрение, преображается; Божественная воля вступает в синергию с индивидуальными способностями человека (его воспитание, образование), и пророк записывает/говорит божественную весть в терминах и образах своей эпохи.

Еще несколько общих замечаний.

Иногда пророк понимает данное ему откровение, иногда нет. Иногда он сам просит Бога истолковать данное ему пророчество. Пророки смотрят перспективно: предметы их видений расположены как будто на одной картине, но часто относятся к различным эпохам. Пророческие тексты всегда многослойны и подразумевают несколько уровней толкования. Большой вопрос, подразумевали ли сами пророки эти уровни.

Проблема авторства книги Исаии

В книге Исаии нет данных о записи пророчеств самим Исаией или кем-либо при его жизни. Впрочем, в одном месте Бог говорит ему: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис. 30: 8).

Но в Церкви авторство Исаии в отношении одноименной книги никогда не подвергалось сомнению. Проблема авторства была поднята относительно недавно – в связи с развитием западной экзегетической науки.

Например, новейшие исследователи недоумевают, как пророк Исаия, живший в VIII веке до Р.Х., мог упоминать Кира Великого, правившего в 559–530 годах до Р.Х. Также некоторые речи в Ис. 40–66 современные библеисты отсылают ко времени восстановления храма и к более поздним периодам – ко времени Маккавеев и даже еще позже (отсюда мнение либеральных западных экзегетов о трех авторах книги Исаии).

Несомненно, эти споры и предположения по-своему интересны. Но древние святые отцы, толковавшие Исаию, подобными вопросами не озадачивались. Для них главное было вскрыть духовный смысл пророчеств, показать их мессианско-христианский акцент. Оставив споры об авторстве профессиональным библеистам, по святоотеческому пути постараемся идти и мы.

Дело еще в том, что наши современные понятия об авторстве не совпадают с библейскими. Мы смотрим на эту проблему заведомо другими глазами по сравнению с ветхозаветным человеком.

На самом же деле, если мы видим в заглавии библейской книги имя автора, это может означать следующее:

  • книга действительно написана данным автором;
  • книга в основании своем имеет откровение, учение, принципы, открытые упомянутым человеком, но впоследствии подверглась обработке;
  • книга написана в духе мудрости упомянутого автора и посвящена ему, она – как бы продолжение его мыслей;
  • этот человек – не автор, а герой книги.

Если посмотреть на вопрос авторства книги Исаии такими глазами, то проблема отчасти снимается.

В завершение этой части приведу замечательные слова Г.К. Честертона о проблеме авторства библейских книг:

«Многие разделяют поистине современное мнение: Гомера написал не Гомер, а кто-то другой, его тезка. Точно так же многие полагают, что Моисей – не Моисей, а кто-то другой, звавшийся Моисеем… Древний мир, создавший эти поэмы, верно хранил предание, традицию. Отец мог оставить поэму сыну, чтобы тот ее кончил, как мог оставить возделанную землю. Возможно, “Илиаду” создал кто-то один; быть может – целая сотня людей. Но помните: тогда в этой сотне было больше единства, чем сейчас в одном человеке. Тогда город был как человек. Теперь человек – как город, объятый гражданской войною».

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 4 ноября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить