Милосердие: что есть сердце милующее?

Насельник монастыря архимандрит Иов (Гумеров) ответил на вопросы о добродетели милосердия.

Превью, фото 1 (на замену).jpg

– Отец Иов, благословите. Мы читаем в Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Поясните, пожалуйста, эти слова.

– Спаситель в Нагорной проповеди призывает каждого человека быть милосердным, потому что милосерден Отец наш Небесный. Милосердие Божие – это безграничная любовь к каждому человеку и ко всему человечеству. Бог Отец послал в мир Сына Своего, взявшего на Себя грехи всего человечества и пострадавшего на кресте ради нашего спасения. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5).

В Священном Писании, включая неканонические книги, слова «милосердие» и «милость» (эти понятия близки по значению) встречаются более 500 раз. Например, в Псалтири сказано: «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» (Пс. 102: 11). В книге Притчей мы читаем: «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11: 17); «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притч. 16: 6).

В других местах Писания сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54: 10); «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13).

В деле спасения заповедь о милосердии является главной. Когда Сын Человеческий со святыми Ангелами явится во славе судить все народы, тогда каждый будет судим по заповеди о милосердии. Творивших дела милосердия Господь поставит справа от Себя, а немилосердных – слева: «Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 34–36).

– Почему именно по делам милосердия будет решена участь каждого на Страшном Суде?

– Образ и подобие Божие в человеке наиболее полно проявляются в делах милосердия. Об этом же говорят святые отцы. «В человеке всего более Божественного, – говорит святитель Григорий Богослов, – что он может благотворить».

Образ и подобие Божие в человеке наиболее полно проявляются в делах милосердия

«Милосердие же и благотворительность суть дела, любезные Богу, и если обитают в каком человеке, то обожествляют его и образуют по подобию Всеблагого, чтобы он был образом Первого и Чистого, и всякий ум превосходящего Существа. Какой же конец обещан такой ревности? Здесь добрая надежда и радостное ожидание, а потом, когда, оставив сию скоропреходящую плоть, преоблачимся в нетление, – блаженная жизнь, непрестающая и негибнущая, где уготованы некие дивные и ныне неизвестные наслаждения» (святитель Григорий Нисский).

Фото 2.jpg
В. Суриков. «Милосердный самаритянин»

«Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность» (святитель Иоанн Златоуст). Святитель Феофан Затворник пишет: «В благотворительности больше всего отражается свет богоподобия».

– Какие виды деятельности включает милосердие?

– Человек двусоставен. Он имеет духовные и телесные потребности. В соответствии с этим принято различать и дела милосердия. Духовная помощь заключается в том, чтобы привести человека к истинной вере, наставить сомневающегося, вернуть на правильный путь заблудшего, утешить страждущего. Святой апостол Иаков говорит: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20).

Не менее спасительна помощь бездомным, больным, голодным, жаждущим, заключенным. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, посвятивший свою долгую жизнь молитвенному предстоянию за больных, бедных, страждущих, писал: «Главные дела милости телесной, общие для всех, следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти, то есть позвать священника для исповеди и приобщения его Таин Христовых, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в бедности на свое иждивение или на собранные подаяния».

– Применимо ли милосердие христианина к самому себе?

– Да. Об этом неоднократно говорит Священное Писание и пишут святые отцы: «Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 38); «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).

«Милости Божией ищи себе милостями к ближним» (святитель Григорий Богослов). «Благодеяния, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом». Чтобы быть милосердным к себе, надо оказывать милосердие другим.

Чтобы быть милосердным к себе, надо оказывать милосердие другим

– Кому легче творить дела милосердия: бедным или богатым?

– Бедность и богатство – испытания, посланные людям. Испытание богатством – более тяжелое, чем бедностью. Многие его не выдерживают. Важно, чтобы богатство не овладело человеком, не подчинило себе его сознание и сердце, чтобы не родилась в нем пагубная мысль о своем превосходстве. Богатый должен понимать, что его имение дал ему Бог, и дал не для того, чтобы он жил лучше других, а чтобы обладал возможностью спасаться, совершая дела милосердия и благотворительности. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6: 17–18). Святые отцы, продолжая мысль апостола, говорили богатым: то, что вы имеете, вашим является только по узким человеческим меркам. В действительности же это Божие, и Господь дал вам великие возможности спасаться, являя жертвенную любовь.

Фото 3.jpg
В. Куш. «Игольное ушко»

– Можно ли говорить о милосердии к окружающей человека твари?

– «Что есть сердце милующее? – пишет преподобный Исаак Сирин. – Это возгорение сердца у человека о всем творении: о человеках, о птицах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умиляется сердце его, и не может он вынести и слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью».

Мы знаем трогательные историй о том, как святые заботились о животных. В «Луге духовном» блаженный Иоанн Мосх рассказывает: «Примерно в миле от святой реки Иордан расположена лавра, зовущаяся лаврой святого аввы Герасима. Когда мы пришли в эту лавру, живущие там отцы рассказали нам об этом святом, что однажды, когда он шел по берегу святого Иордана, ему повстречался лев, который громко рыкал, из-за того что у него болела лапа. Он занозил лапу, и от этого она у него распухла и гноилась. Завидев старца, лев подошел и протянул ему больную лапу, в которой был терн; он плакал на свой лад и просил у старца помощи. А старец, увидев льва в такой беде, сел на землю, взял его лапу и, разрезав, вытащил занозу, затем тщательно промыл рану, обвязал ее тряпицей и отпустил зверя. А исцеленный зверь уже не уходил от старца, но, как верный ученик, сопровождал его всюду, куда бы тот ни шел, так что старец дивился такой признательности его».

Другой пример. Преподобный Сергий Радонежский после пострига жил один в лесу. К нему стал приходить медведь. Преподобный кормил его, хотя у него были скудные запасы еды.

Фото 4.jpg
М. Нестеров. «Святой Сергий Радонежский»

– Если христианин понимает, что его сердце далеко от добродетели милосердия, но, скорее, жестокое и каменное, что он должен делать, чтобы оно смягчилось?

– Нельзя научиться плавать, не войдя в воду. Также невозможно научиться ни одной добродетели, если специально себя не понуждать к ней. Прежде всего нужна усиленная молитва к Господу и Матери Божией о помощи. Надо научиться жертвовать своим себялюбием. «Удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17).

Нужно помнить, что каждый человек создан по образу Божию. Должно возгревать в себе любовь к каждому человеку: «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (блаженный Августин). Постепенно у человека появляется потребность делать добро. Достигающий этого становится чадом Божиим. Цель и смысл трудов на этом спасительном пути – вечная жизнь и блаженство. Источник всякого блага – Христос. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8). Постоянным ласковым обращением с людьми мы имеем возможность всегда угождать Богу и получать от Него прощение наших повседневных больших и малых грехов.

Когда у человека появляется потребность делать добро, он становится чадом Божиим

– Почему для христиан важно помогать церквам и монастырям?

– Это важно. Преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянно-прибыточного добра большую имеет разницу».

– С каких святых христианам стоит брать пример, если они хотят стать более милосердными? Кому можно молиться об этом?

– Сразу же вспоминается святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский. В начале своего служения он поручил переписать нищих и убогих в Александрии. Таковых оказалось более семи тысяч. Всех ежедневно кормили. Каждую седмицу в среду и пятницу святитель садился на паперти и принимал всех, кто приходил со своими нуждами. Три раза в седмицу он посещал больницы и оказывал помощь нуждающимся.

Особым милосердием отличался святитель Ноланский Павлин Милостивый. Из наших отечественных святых: преподобномученица великая княгиня Елисавета и святая мученица Татиана Гримблит, святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

Фото 5.png
Святитель Филарет (Амфитеатров),
митрополит Киевский

«Митрополита Киевского называли Благочестивым не случайно. Сердце святителя Филарета было по-матерински нежным и широким. Оно могло вместить и вмещало в себя очень многих людей, о которых молился и переживал святитель. Сердиться он совершенно не умел, чужую боль переносил, как свою собственную, а чужие недостатки покрывал снисходительной, ласковой любовью. Когда же была необходима строгость, митрополит подолгу готовился к разговору с провинившимся, молился о нем и о себе, был неспокоен. Даже по крайней необходимости он не мог причинить никому огорчения. В самом дурном человеке святитель Филарет видел сияющий образ Божий, который не осмеливался омрачить. Виновник слышал мягкий укор вместо строгого выговора, а то еще и получал какое-нибудь небольшое утешение. Долго было памятно "наказание" любовью. Старца любили, как самого близкого и родного человека» (Оптинский патерик).

– Приведите, пожалуйста, примеры людей, отличающихся этой добродетелью, которых Вы встречали на своем жизненном пути.

Архимандрит Кирилл (Павлов) и Первоиерарх митрополит Иларион (Капрал). Приведу высказывания отца Кирилла: «Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны»; «Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению – это ведь борьба».

«Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны»

В общении он всегда был доброжелательным и внимательным. Приведу пример. Отец Кирилл должен был дать мне справку о том, что у меня нет канонических препятствий к рукоположению. Я пошел к нему в келью. Он сказал, что вечером будет читать Ветхий Завет для желающих, и добавил: «Ты приходи, а потом я тебя исповедаю». Читал он в хибарке, которая находилась под Трапезным храмом. Отец Кирилл читал книгу пророка Исаии. В это время наверху в Трапезном храме шли выборы Патриарха на Поместном Соборе (в июне 1990 года). Чтение Писания прервал колокольный звон. Кто-то сказал: «Избрали». Отец Кирилл послал одного из сидящих у входа узнать, кого избрали. Тот вскоре вернулся и сказал: «Митрополита Алексия». Отец Кирилл широко осенил себя крестным знамением и произнес: «Слава Богу !» Затем он сказал: «Надо идти поздравлять. Пойду надену мантию и клобук». Такой ход событий для меня был непредвиденным. Исповедь моя откладывалась.

Я решил идти за ним. Он, как оказалось, хорошо помнил о том, что обещал мне. Увидев, что я иду за ним в келью, он сказал: «Ты меня не теряй». Он поднялся на второй этаж. Надел мантию и клобук и быстрым шагом пошел ко входу в Трапезный храм, весь плотно заполненный людьми. Было несколько тысяч человек. Отца Кирилла пропустили, и он оказался среди тех, кто стоял на солее. Я внимательно следил за его перемещениями. В это время начался благодарственный молебен. После молебна Патриарх Алексий благословлял всех присутствовавших. Длилось это несколько часов. Отец Кирилл не уходил. Он вышел из храма только тогда, когда все стали расходиться. Мне удалось пробиться к нему. Увидев меня, он сказал: «Идем». Мы пришли к нему в келью. Хотя уже была ночь, он начал исповедь. В его настроении не было никакого недовольства и нетерпения. Он прочитал все положенные по чину молитвы, и началась моя исповедь за всю жизнь. Вышел я от него во втором часу ночи.

С митрополитом Иларионом, хотя он был Первоиерархом, общаться всегда было легко. Игумен Тихон (Гайфудинов), который восемь лет был его келейником, вспоминает: «Если говорить о чертах характера владыки, то они всем известны. Все знают о его доброте, знают его большое доброе сердце, его добрые глаза и добрые слова. Он всегда все покрывал любовью».

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить