На пути к вере созерцательной

Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Дорогие братья и сестры, мир вам, Христос Воскресе!

1.jpg

«На пути к вере созерцательной». Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, 18 апреля / 1 мая 2022 г. ((Продолжительность 0:10:41 мин, размер 14,6 Мб)

Всем нам известно, как земля полнится слухами. Человек что-то где-то увидел или услышал и передал другому лицу, так информация по цепочке начинает распространяться между людьми. Есть даже такое понятие, как «испорченный телефон», когда при передаче какой-либо информации происходит упущение или искажение главных фактов, которые могли бы отобразить эту информацию более точно и правильно. Как все это соотносится с нашей верой, спросите вы. Дело в том, что все мы считаем себя верующими людьми, но как зарождалась вера каждого из нас – от слышания или видения? Был ли это личный поиск Бога, мучительный и трудный, или наши представления о Боге сформировались в виде передачи знаний о Нем от старшего поколения? Ведь взрослые никогда не врут, и их слова всегда воспринимаются как непреложная истина. Очень часто приходится замечать, что люди, уверовавшие в осознанном возрасте, с особым благоговением и глубоким уважением относятся ко всему святому, люди же, с детства воспитанные при храме, будто от привычки начинают терять то самое дорогое, что было привито им с детства. Сегодня очень часто приходится слышать душераздирающие истории отчаявшихся родителей, которые не понимают, отчего их дети, в совсем юном возрасте приученные и воспитанные в любви к Церкви, став взрослыми, совсем не хотят говорить о Боге, снимают с себя нательные крестики, перестают посещать храм и т. д. И это, конечно, страшная трагедия, но в ней виноваты и сами родители. Ведь, знакомя своих детей с церковным устройством, они так и не сумели познакомить их с Богом, из-за Таинств и обрядов их дети так и не увидели Великую и Светлую Личность Христа, Который Собой наполняет и всю Церковь, и все Таинства, и все обряды. Оттого, что не произошло этой личной встречи с Живым Христом, проистекают такого рода трагедии, вызванные отходом от Бога. Христос – это истинное основание нашей веры.

Апостол Павел говорит, что вера «от слышания», действительно, многие люди зажигают огонек веры в своей душе от других ее носителей

Но как поверить в Того, Кого никогда не видел? Апостол Павел говорит, что вера «от слышания», и, действительно, многие люди зажигают огонек веры в своей душе от других носителей этой же самой веры, либо видя правильную жизнь верующих людей и следуя их доброму примеру, либо перенимая знания о вере в разговоре со своими близкими или знакомыми, доверяя их переживаниям и религиозному опыту. Но не всегда знания и представления другого человека могут правильно и точно отобразить всю суть представлений о Боге. Более того, когда мы говорим о небесном, очень трудно правильно выстроить свое повествование в допустимой словесной форме, отсюда и получается, что мы рождаем в неокрепших умах слушателей множество басен и суеверий, в которые они начинают охотно верить, подменяя истинного и реального Бога на околоцерковные факты о Боге, выдуманные другими. Со временем при нашем личном поиске Бога мы начинаем разочароваться в том, что нам все это преподнесли в таком искаженном и испорченном виде наши горе-учителя и проповедники. Поэтому нередко после разговора с людьми поражаешься тому, что у каждого будто бы своя вера, свое видение Бога, и все эти представления основываются отнюдь не на Евангелии, а на рассказах другого человека. Потому можно встретить плюрализм в вопросах веры. Для кого-то вера отождествляется с чудесами, и если нет чудес, то нет и веры. У кого-то она базируется на букве закона – на строгом исполнении всех уставных особенностей и правил. Для кого-то вера являет себя в исключительной аскезе, а у кого-то она выражается в вольных трактовках, откуда и проистекают всякого рода искажения и даже ереси. Церковь Христова, бережно охраняя духовный покой каждого ее члена, создала систему правил, канонов, догм, чтобы представить целостной и неповрежденной картину вероучительных истин о Боге.

2.jpg

Без личного живого общения со Христом наша вера основывается исключительно на чужих знаниях. Мы будто переживаем не свою духовную жизнь, а цепляемся за опыт других людей, свидетельствующих, что они видели Бога и общаются с Ним. Сегодня мы вспоминаем событие, которое связано с опытом личной и живой веры апостола Фомы. Есть такое шутливо-пренебрежительное оскорбление «Фома неверующий». Это ругательство в корне несправедливое. Апостол Фома не атеист и даже не скептик, он человек, который преданно любил своего Учителя и всегда помнил слова о том, что после Христа появятся лжеучителя и лжепророки, которые будут выдавать себя за Христа. Именно поэтому он не спешил быстро верить слухам и рассказам, пусть даже от самых близких и преданных друзей. Он сам хотел удостовериться и увидеть Христа воскресшего, он не хотел выстраивать представления о воскресшем Спасителе на основании свидетельств других апостолов, он сам захотел быть посвященным в тайну Воскресения своего Учителя. Вот что такое живая вера – это постоянный личный поиск. Это небоязнь задавать себе вопросы, небоязнь даже в чем-то сомневаться, это постоянное движение навстречу Богу. Неверие апостола Фомы не есть отрицание или неприятие, это добровольный уход от первоначальной веры, рожденной «от слышания», о которой упоминал апостол Павел, к вере созерцательной, которая одна-единственная способна во всей полноте соединить человека со Христом в живом опыте общения с Ним.

Неверие апостола Фомы не есть отрицание или неприятие, это добровольный уход от веры, рожденной «от слышания», к вере созерцательной

Как в этом плане поучителен пример апостола Фомы. Ведь он нас учит не только тому, чтобы основывать свою веру на личном поиске, а еще и тому, как нужно быть выдержанным в житейских и бытовых вопросах, как нужно перепроверять информацию, не спешить делиться ею с другими, все осмыслить, обдумать, а уже потом принимать решения.

3, превью.jpg

И когда апостол Фома с великой верой воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28), он это сделал от личного чувствования, от внутренней радости личного и живого богообщения, от пережитой встречи со Христом. Хочется всем вам пожелать в эти святые пасхальные дни, чтобы ваша душа встретилась с Богом, чтобы ваша жизнь с Богом выстраивалась не из принуждения, а из постоянного поиска и ощущения новых переживаний от живой встречи с Ним. И тогда вместе с апостолом Фомой мы можем воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» Христос Воскресе!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить