Наши друзья Небесные и земные

Духовная чистота не зависит от возраста

Говорят, мудрость приходит с возрастом и опытом, в некоторой степени это правда. Я часто общаюсь со своими университетскими друзьями, и мы вздыхаем: «Вот если бы в юности знали всё, что знаем сейчас, было бы намного легче, меньше бы переживали и горевали из-за отношений, оценок и прочих мелочей». Я живу на этом свете уже шестьдесят семь лет и сейчас не волнуюсь из-за того, что страшно тревожило меня в бытность студентом.

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Но одно я знаю наверняка: чистота и бесстрастие от возраста никак не зависят. Мы приобретаем чистоту и бесстрастие по мере того, как приобретаем смирение. Святой Иоанн Лествичник учил, что духовная чистота не зависит от трудов и тем более от возраста, мы достигаем её только тогда, когда себя смиряем. Пока не смиримся, страсти так и будут в нас бушевать, мы не достигнем больших духовных высот. Так и останемся немудрыми.

Праведным нужно быть всегда и со всеми

Учителя и родители постоянно говорят детям, что нельзя идти на поводу у своих сверстников, поддаваться их влиянию: они могут легко испортиться, стремясь угождать своим друзьям и одноклассникам, подстраиваясь под них.

Нам, взрослым, стоит помнить, что мы сами нередко идем на поводу у своих сверстников. Когда нас окружают люди высоконравственные (они честно ведут дела, ко всем относятся с уважением), нам проще исполнять заповеди Божии.

А как мы ведем себя, если наш ближний, друг или родственник, отпускает непристойные шутки или скверно говорит о наших знакомых? Смеемся, чтобы угодить, или никогда не теряем нравственных ориентиров, остаемся верными христианской вере вне зависимости от того, кто рядом?

В «Орхидском прологе» святитель Николай Сербский писал: «Быть праведным среди праведников – дело великое и похвальное. Но насколько величайшее и славнейшее дело – быть праведником среди грешников». Праведным нужно быть всегда и со всеми. 

Зачем молиться святым?

Большинство протестантов отвергают почитание святых, цитируя Первое послание апостола Павла к Тимофею, в котором говорится, что Христос – единственный посредник между Богом и человеками (см.: 1 Тим. 2: 1–5), и Второзаконие, в котором запрещается вызывать души мертвых (см.: Втор. 18: 10–11).

Хотя протестанты ссылаются на приведенные отрывки, в Библии сказано, что нужно обращаться к тем, кто уже находится в Царстве Небесном, просить их молитвенной помощи. Например, в Псалтири: «Благословите Господа, Ангелы Его» (Пс. 102: 20), «Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148: 2).

Нужно обращаться к тем, кто уже находится в Царстве Небесном, просить их молитвенной помощи

Святые не просто молятся вместе с нами, они молятся за нас. В Откровении говорится: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8: 3–4).

Среди молящихся в Царстве Небесном не только ангелы, но также люди. Апостол Иоанн Богослов видит, что «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5: 8). Эти строки из Апокалипсиса иллюстрируют и доказывают, что святые на небе молятся перед Богом за тех, кто на земле.

Действительно, только Христос наш Заступник перед Престолом Божиим, но это не мешает протестантам просить молитв у знакомых верующих. Мы все – кто уже на небе и кто еще на земле – молимся одному и тому же посреднику между Богом и человеками, Иисусу Христу. Именно через Христа мы приближаемся к Престолу Божиему.

Почему тогда не попросить молитв у тех, кто уже одержал победу в духовной войне, наследовал Царство Небесное и сейчас стоит перед Престолом Божиим, воспевая Святую Троицу?  

Ошибочность веры в Библию как единственный источник христианского вероучения

Большинство протестантов отвергают почитание святых и в этом отталкиваются исключительно от текстов Библии. В спорах, касающихся таких вопросов, для доказательства своей позиции они апеллируют только к библейским текстам.

Подход Православной Церкви, в свою очередь, основывается на Священном Предании (литургических традициях, учении святых отцов) и Священном Писании. Сначала существовало живое, устное Предание Церкви, только потом были записаны священные тексты, следовательно, Священное Писание можно правильно понимать и интерпретировать лишь через призму жизни Церкви. Другими словами, в христианском вероучении мы не изобретали ничего нового.

Православная Церковь не создавала новых догматов. Православное учение и православное богослужение появились еще во времена апостолов, более того, тогда так молилась, таких догматов придерживалась вся Церковь. Православная Церковь Соборная потому, что с раннехристианских времен она не изменилась. Толкуя Библию, мы отталкиваемся от Священного Предания, потому что Предание лежит в основе Библии. 

Также следует упомянуть, как протестанты подходят к толкованию концепта «Христос – единственный посредник». Для протестантов «посредник» всё равно что «заступник». Но у слова «посредник», медиатор, значение куда более широкое: Христос – примиритель Бога и людей, потому что в Его ипостаси соединяются божественная и человеческая природы. (Латинское слово mediare означает «помещать в середину».) Конечно, при таком понимании Христос – наш единственный посредник, но не единственный заступник. 

Неужели приведенные рассуждения не доказывают, что протестанты заблуждаются? Как только мы всё уясним, станет очевидно, что непринятие святых как наших заступников безосновательно.

Церковь не должна стать пережитком прошлого

Когда священник осознанно стремится стать ближе к молодым прихожанам, искренне интересуется их жизнью, узнаёт, что для них важно, уделяет им время, наставляет в православной вере, велика вероятность, что эти представители юного поколения потом не уйдут из Церкви.

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Самая серьезная проблема для многих молодых людей (как они сами мне рассказали) – это языковой барьер. Большинству просто неинтересно заниматься церковнославянским, богослужебным греческим или арабским, им также неинтересно изучать церковные догматы. Когда они стоят на долгих службах, ничего не понимая, их сердце остается пустым.

Священникам нельзя быть просто требоисполнителями, им нужно быть немного волшебниками. Богослужения не должны казаться просто формальностью или обрядностью. В противном случае, молодые люди так и не узнают православия, не обретут крепкую, живую веру.

Священники должны своим примером показывать, что вера в Христа способна изменить сердце и исцелить страну, которая погрязает в пучине греха

Мы должны стремиться к тому, чтобы для наших детей Церковь не была организацией, которая чтит и хранит этнические традиции, изжившим себя религиозным институтом или просто чем-то бесполезным, иначе скоро они уйдут из родительского дома. Епископы и священники должны сами тянуться к людям, полемизировать с думающими людьми, своим примером показывать, что вера в Христа способна изменить сердце и исцелить страну, которая погрязает в пучине греха. Если мы не донесем молодежи Благую Евангельскую Весть, живая вера, православная вера, так и останется ей неведомой. Церковь станет архаичным пережитком прошлого, но только если мы сами это допустим.

Рай и ад

Когда наступит Второе Пришествие Иисуса Христа, все люди, когда-либо жившие на земле, увидят Его в нетварном свете. Ибо «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29).

В день Страшного Суда для одних, живших праведно, рай будет блаженством и радостью; другие – умершие без покаяния – будут видеть Христа и мучиться, для них это будет равносильно аду, они окажутся в «огне поядающем», как сказано в Послании к Евреям (см.: Евр. 12: 29).

В день Второго Пришествия потекут реки огня. Святые будут наслаждаться вечной радостью, эти реки для них засияют золотым светом. Демоны и нераскаявшиеся будут гореть в адском огне. Именно поэтому в Евангелии от Луки говорится, что Христос лежит «на падение и на восстание многих» (Лк. 2: 34).

Митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «Рай и ад существуют, существуют как два образа жизни. <…> Не существует двух мест (рая и ада), но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников».

Сам Бог является раем для святых и адом для грешников

Для тех, кто отверг возможность духовного исцеления, Христос станет адом, они будут лишены вечного блаженства. Святые во Христе воскреснут для вечной жизни. Как пишет святой Иоанн Лествичник, нетварный свет Христос есть «огонь поедающий и свет просвещающий». Поэтому мы говорим, что рай и ад – это не два разных места на карте, они отражают уровень отношений человека с Богом. Рай и ад принадлежат одной духовной сфере, которая находится в руках Божиих.

Перевела с английского Мария Лицман
Из книги The Morning Offering

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить