Ненаучный атеизм и мировоззрение эволюционизма. Часть 1

Апологетический очерк

Важность этой темы заключается в том, что вера в самозарождение жизни и эволюцию ее саморазвития является одним из препятствий для современного человека воспринять Божественное Откровение. Постулат «Наука доказала, что Бога нет» глубоко внедрился в сознание человека, уверовавшего в теории порой далеко не научные. Но если бы они и были научны, то в любом случае наука как дисциплина и люди по-настоящему ученые не ставили бы перед собой задачу опровергнуть существование Бога или доказать Его небытие. Этим занимались и занимаются идеологи атеизма и разного рода агностики, которые, по сути, нигилисты. В статье мы рассмотрим, к чему приводит отрицание и подмена веры в Бога, были ли ученые действительно атеистами и что говорит современная наука о возрасте Земли и мира. Также обратимся к библейским текстам и отцам Церкви и проведем краткое исследование в области библейской текстологии, предостерегающей об опасности вольной интерпретации дней творения – шестоднева.

1.jpg
Сотворение мира

У французского энциклопедиста Дени Дидро есть такое выражение: «Неизменно помни, что природа – не Бог, человек – не машина, гипотеза – не факт».

В сознании современного человека прочно закрепилась теория под названием «Теория эволюции». Атеисты и приверженцы теории эволюции декларируют учение о случайном происхождении Вселенной, о появлении жизни на Земле, об эволюции человека и его развитии и тем самым формирует мировоззрение человека. При этом ими утверждается, что «теория научна», и ученые разделяют эволюционное атеистическое мировоззрение. Любое мировоззрение в той или иной мере определяет этику поведения человека и общества, является в некой мере руководством к действию в принятии решений в тех или иных жизненных ситуациях. 

Какой главный принцип жизни и ее развития с точки зрения эволюционной теории? Жизнь зародилась случайно, человек – продукт эволюции, а главная дефиниция развития – «выживает сильнейший вид». Отсюда возникает следующее правило: «Раздави ближнего твоего, иначе ближний раздавит тебя». Такое мировоззрение порождает безверие, и «русский, по словам Герцена, потеряв веру, тотчас уверует в неверие и станет его самоотверженным апостолом». [1]

В христианском мировоззрении все иначе. Бог – Творец мира и человека. Человек, будучи сотворен Богом свободным, уклонился от Него и по своей собственной воле привнес смерть в свою жизнь и в жизнь окружающего мира. Бог не оставляет его и приходит в этот мир, становится Богочеловеком, идет на Крестные муки и смерть, чтобы умертвить Своим Божеством человеческую смерть. Здесь совсем другой принцип жизни: «Отдать жизнь ради другого, пожертвовав собой». Такое мировоззрение формирует прямо противоположную норму жизни: жить ради другого человека и любить его жертвенной любовью. Христианское мировоззрение, в отличие от атеистического: «Раздави ближнего твоего, иначе ближний раздавит тебя», руководствуется заповедями «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39) и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).  Но если человек есть продукт эволюции и благодаря инстинкту самосохранения и конкуренции за выживание из обезьяны стал индивидом, способным мыслить, то какая причина любить своего конкурента? «В таком случае человеку остается только низшая животная жизнь… Избежать этого можно, только признавая выше человека и внешней природы другой, безусловный, божественный мир, бесконечно более действительный, богатый и живой, нежели этот мир призрачных поверхностных явлений, и такое признание тем естественнее, что сам человек по своему вечному началу принадлежит к тому высшему миру и смутное воспоминание о нем так или иначе сохраняется у всякого, кто еще не совсем утратил человеческое достоинство». [2]

2.jpg

Возникает вопрос: «Почему такая, в общем-то, агрессивная теория, которая рассматривает человека как набор животных инстинктов, которыми он руководствуется в процессе выживания за счет подавления и уничтожения ближнего, прижилась и столь живуча?»

У нее есть покровительница. Это якобы «наука», а вернее сказать, теория эволюции развития жизни человека, ангажированная идеологией атеизма, которая провозглашает вышеприведенный тезис: «Наука доказала, что Бога нет». В это многие поверили, но никогда не задавались вопросами: «Какая наука это доказывала?», «Какие ученые?», «В какой лаборатории?», «Где описание доказательств?» Нет таких научных лабораторных доказательств о возникновении жизни «случайно» и ее самопроизвольном развитии, значит, это просто не научное доказательство, а в лучшем случае всего лишь теория, которая, по выражению Дени Дидро, «не факт». Научный факт только тогда научный, когда подтвержден научными экспериментами и доказательствами. По мысли Ю. Ф. Самарина: «Материализм вырос под крылом идеализма; потом, оперившись очень скоро, он заклевал своего родителя и, оставшись без роду и племени, присоединился почти насильственно к естественным наукам, в сущности, вовсе к нему непричастным». [3]

Нет научных лабораторных доказательств о возникновении жизни «случайно»

Существует еще один миф о том, что якобы ученые были людьми неверующими, и вера в Бога мешала им в их научной деятельности. И этот миф является одной из главных причин, по которой люди отвергают веру в Бога и отрицают религию как устаревшую форму мировоззрения. Отвергают и православное исповедание веры, и мировоззрение, даже не познакомившись с ним, воспринимая христианство понаслышке и по суевериям. Так, вера в непроверенные мифы породила безверие, по меткому выражению русского философа А. С. Хомякова, произошло «добросовестное неверие от недоразумения». [4]

Приведем несколько высказываний деятелей науки, которые развеивают миф атеистов о том, что ученые были неверующими и их научные открытия способствовали отрицанию Бога.

Макс Планк, лауреат Нобелевской премии по физике, был удостоен премии в знак признания его заслуг в деле развития физики, благодаря открытию квантовой энергии. Он также внес значительный вклад в развитие теории относительности и в исследования электромагнитного излучения. Кроме того, Макс Планк – основатель квантовой механики. В знаменитом докладе «Религия и естествознание» (май, 1937 г.) Планк писал: «И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов». [5]

Не бывает материи самой по себе! Дух есть первопричина всей материи!

В одном из своих главных трудов «Куда идет наука?» Макс Планк пишет: «Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными. Меня как физика, то есть человека, посвятившего всю жизнь совершенно прозаической науке – исследованию материи, – никто не назовет фантазером. Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе! Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы – атома. Но так как во всей Вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам следует предположить, что за этой энергией стоит Дух, обладающий разумом и самосознанием. Этот Дух есть первопричина всей материи!» [6] Эти строки говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях.

Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга

Джозеф Марри, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за труд, доказавший сомневающемуся миру возможность пересадки органов ради сохранения жизни умирающих пациентов, в интервью «Materialistic Science on the Wrong Track» сказал: «Один вид истины – это истина откровения; другой вид – истина научная. Если вы действительно верите в благость творения, то нет ничего плохого в занятиях наукой. Чем больше мы узнаем о творении, тем усерднее славим Бога. Лично я никогда не видел противоречия между наукой и религией». [7] Марри считал, что врач должен относиться к каждому пациенту не просто как к набору симптомов, но как к одухотворенному существу, которому медицина способна помочь. Вспомним тезис Дени Дидро: «Человек – не машина».

Альберт Эйнштейн – ученый, который не нуждается в рекомендации, писал так: «Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное – это детали». [8]

Великий русский ученый Н. И. Пирогов, хирург и анатом, говорил: «Я сделался искренне верующим, не утратив нисколько моих научных, мыслью и опытом приобретенных убеждений». [9]

3.jpg
Н. И. Пирогов

Известное высказывание величайшего русского ученого М. В. Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой – Свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии». Михаил Васильевич Ломоносов утверждает главную мысль, что наука изучает мир, сотворенный Богом, и у нее своя методика исследования, а верой человек проникает в глубины Божии.

Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был «материалистом», Ломоносов слагает такие строки в переложении 26-го псалма:

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю…
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных…
Ко свету Твоего лица
Вперяю взор душевный
И от Всещедрого Творца&
Приемлю луч вседневный…

Лауреат Нобелевской премии по химии за работу по исследованию рибонуклеазы, особенно взаимосвязи между аминокислотной последовательностью и ее биологически активными коферментами, Кристиан Анфинсен в ответ на вопрос журналиста «Что Вы думаете об этой концепции и о существовании Бога?», не стесняясь в выражении, сказал: «Думаю, только дурак может быть атеистом. Нам приходится признать существование непостижимой Силы, обладающей безграничной мудростью и знанием, Силы, которая положила начало вселенной». [10]

Из вышеприведенных цитат очевидно, что именитым ученым, сделавшим великие открытия в области науки, не мешала вера в Бога, а как раз наоборот вдохновляла на научные открытия. Ученые не изобретают законы, сотворенные Богом, они их лишь открывают. Подобно тому, как человек, открыв книгу и прочитав ее, многое может узнать из прочитанного, и это совершенно не означает, что он является автором книги. Точно так же и ученые, люди науки, лишь открывают законы мироздания, но не являются их авторами. Зададимся вопросами. Когда не был открыт закон гравитации, его не было в природе? Был. Что сделал Ньютон? Лишь открыл этот существующий закон, автором которого является Бог. Когда не были открыты химические элементы, их не было? Были. Что сделали ученые? Открыли, а Д. И. Менделеев их разместил в периодической системе химических элементов. И так со всеми открытиями в области атомной энергетики, медицины, физики, математики, биологии, агрономии и прочих наук.

Ученые не изобретают законы, сотворенные Богом, они их лишь открывают

(Продолжение следует.)


[1] Иларион Троицкий, свт. Преображение души. М.: «Институт русской цивилизации», 2012. – 20 с.

[2] В. С. Соловьев. Собрание сочинений. Три силы. Брюссель, 1966. – 237 с.

[3] Ю. Ф. Самарин. А. С. Хомяков. Церковь Одна. Предисловие к первому изданию. М.: Изд. ПСТГУ, 2018. – 10 с.

[4] Там же, с. 17.

[5] Планк, М. Религия и естествознание // Вопросы философии. – №8 – 1990. – 35 с.

[6] Там же, с. 35.

[7] Цит. по: Eggenstein 1984, Part I; см. также «Materialistic Science on the Wrong Track».

[8] Рональд Кларк. Эйнштейн: Жизнь и времена. Лондон: Ходдер и Стаутон Лтд., 1973. – 33 с.

[9] Как говорили о Боге, вере и Библии люди ученые… Источник: azbyka.ru/

[10] Цит. по: Margenau and Varghese, «Cosmos, Bios, Theos». La Salle, Illinois: Open Court, 1997. – 139 с.

Андрей Солодков 28 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить