Никогда не заставляйте ребенка идти в храм!

Один из самых больших страхов родителей, воспитывающих ребенка в вере, – что когда-то у него появится нежелание идти в храм. Нежелание исповедоваться и причащаться, соединяясь в Таинстве со Христом. Обычно такое происходит, когда дети вступают в переходный возраст. Подросток бунтует, не хочет жить в обозначенных рамках, он ищет полноты мира и при этом делает множество ошибок. Нужно ли искать виноватых в этой ситуации, или важно просто быть рядом с ребенком, не осуждая и не отворачиваясь от него? Об этом рассуждает ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор воскресной школы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, отец пятерых детей Игорь Тихоновский.

Религия – сакральное ядро русской культуры

Переходный возраст у каждого проявляется по-разному – это глубоко индивидуальный процесс – и наступает в разное время: у кого-то – в 10 лет, у других – позже. Подросток в этом возрасте начинает чувствовать себя более самостоятельным. Он к этому времени уже набирает опыт – опыт жизненный, опыт умения, навыков, знаний, – как ему кажется, вполне достаточный, чтобы что-то делать самостоятельно. Уже не так и не всегда нужны родители, от которых в детстве он был зависим полностью. И мыслить он начинает тоже самостоятельно.

В этом возрасте организм интенсивно растет и меняется, в связи с этим мозговые клетки требуют пищи, причем в большом объеме. Все эти процессы происходят очень быстро, резко. И в этом проблема: переход от ребенка к подростку слишком короткий.

У ребенка появляются и новые авторитеты, и новые друзья. А мы, по сути, живем в нерелигиозном обществе. И те ценности, которые являются приоритетными для христианской семьи, в большинстве случаев для окружающих нас ничего не значат. И возникает конфликт. Этот конфликт появился не сегодня, не вчера. В книге «Духовный путь А.С. Пушкина» Б.А. Васильева есть воспоминания поэта о том, что он прошел через период нигилизма, отрицания Бога, полного атеизма, увлечения декабристским движением. Пушкин писал тогда: «Умом я понимаю Бога, а сердцем Его не чувствую». Эти слова очень хорошо иллюстрируют состояние подростков. И здесь очень важна семья.

Но есть ведь и неполные семьи, и семьи, где родители работают с утра до ночи и без выходных. Тогда школа? Но наша школа только сейчас начинает подходить к воспитанию. Ведь образование – это не просто сумма знаний, которые мы даем человеку, это и воспитание. Образование и воспитание идут вместе. В русской школе так было всегда.

Религия – сакральное ядро русской культуры, и наша проблема в том, что мы взяли и оторвали нашу культуру от нашей религии. Попробуем-ка Пушкина оторвать от религии, или Толстого и его роман «Война и мир», или Достоевского… Что получится? – Обрубок какой-то.

Сложности с детьми были всегда – и в XVIII веке, и в XIX-м. Но уважение к родителям, их почитание тогда было. Распад семьи начался с 1917 года. Семья не устояла, и сегодня перестала быть абсолютной ценностью. Школа воспитанием не занимается. И что? Куда идти? Что делать в данной ситуации?

Задача родителей – помочь ребенку встретиться с Богом

Много общаясь с подростками, я увидел их основную проблему: это одиночество. Мы, взрослые, не готовы говорить с подростками о взрослых и неудобных вещах, мы сами их боимся. И поэтому ответы на вопросы, которые у них возникают, подростки ищут где-то на стороне. И не всегда эти ответы полезны для них, но они их усваивают, потому что у них голод, их желание познать этот мир слишком велико. Если мы им на эти вопросы не ответим, то ответит кто-то другой.

Проблема в родителях: насколько они занимаются детьми, следят за их духовным состоянием. Я спрашиваю детей: «Почему вы приходите на службу в храм, на Литургию? Вы лично?» – и большинство отвечают, что они пришли с родителями. А какое их личное отношение к богослужению? Какие их личные отношения с Богом? Они еще не встретились с Христом. Их надо подготовить к этой встрече, но для этого нужно самому иметь опыт встречи с Христом. На это понадобится ни один день, ни один год, может быть. У кого-то это случится раньше, у кого-то случится позже. Но нам важно сейчас, в этот момент детей не потерять, в этот момент их удержать, подвести, грубо говоря, взяв за руку – а воспитание – это детовождение… так вот, взять за руку и привести ко Христу. Вот какова наша цель сейчас.

Бывает, что семья воцерковленная, по воскресеньям – в храме, и вдруг ребенок заявляет: «Я не хочу в храм, не пойду, мне неинтересно». Надо понимать, что это естественная ситуация. Почему она случается? Причины могут быть разные. Например, сверстники подшучивают, и поэтому некоторые дети стесняются. Когда спрашиваю: «Чего ты стесняешься? Ты Бога стесняешься?», слышу в ответ: «Нет, но сверстники, одноклассники могут на меня смотреть косо, потому что я хожу в храм или сказал что-то в школе, в классе в защиту Православия, христианской веры». Откуда эти стеснения? Мы все время приходим к одному и тому же: потому что большинство в классе – атеисты. Их большинство – вот в чем дело! И оказываясь в меньшинстве, многие дети этого возраста теряются, боятся, что с ними не будут дружить, с ними не захотят общаться, а это достаточно большой стресс для детей в этом возрасте.

Как быть родителям, когда ребенок не хочет идти в храм? Оставить его дома, не вести в храм силой. Ни в коем случае нельзя водить в храм силой! Ни в коем случае нельзя заставлять верить в Бога! Все мы помним, что насильно мил не будешь. Нельзя полюбить по приказу, когда тебя заставляют. Там, где есть насилие, нет любви.

Когда ребенок говорит: «Я не хочу…», он посылает сообщение родителям: «Я не готов сейчас быть в церкви. Я не готов в своем внутреннем состоянии молиться Богу». Но не в каждой семье ребенок может так сказать. Он скажет по-другому: устал, хочу спать. Что он может еще придумать? А для родителей это сигнал. Здесь важно показать ребенку, почему поход в храм важен для тебя лично. Но надо помнить: дети очень легко чувствуют нашу ложь, обман, очень быстро это схватывают. Поэтому если для родителей посещение храма, участие в Таинствах – это из серии «надо», то для подростка это не очевидно. И он скажет: «Тебе это надо, а мне – не надо», «Тебе надо, ты и иди»… А важно показать, почему для тебя, взрослого, важно быть в храме, почему тебе это дорого. Скажи ему: «Хорошо, оставайся дома, а я пойду, потому что я не могу без Христа, мне тяжело без Него. Мне тяжело без Причастия. Оставайся, но я пойду. Я не мыслю свою жизнь без Христа, без Причастия и покаяния».

Если для родителей храм, участие в Таинствах – из серии «надо», то ребенок это почувствует и скажет: «Тебе надо, ты и иди»

Но не нужно ждать сиюминутного результата.

В моей семье старшая дочь – ей 11 лет – тоже утром, когда мы собираемся на Литургию, иногда говорит, что у нее живот болит или она устала. В этом случае мы отвечаем: «Хорошо, оставайся дома. Тебе есть чем заняться: уроков много… Но можешь и просто полежать, поспать еще…» Никто ее не будет ругать. И в 90 процентах случаев она начинает собираться в храм вместе со всеми.

В 2005 году я много ездил по Северу с проповедью Евангелия. И вот приехал в одну из деревень Архангельской области, общался с подростками. Один парень был крещен, но жил в неверующей семье. Он сам уверовал во Христа, ходил к нам на службы. И вот как-то так вышло, что я что-то грубое сказал этому мальчишке. Он отвернулся и тихо произнес: «Как же так? Ты говоришь мне о любви, а сам как поступил?» И он был на 100 процентов прав. Мы сидели и минут 20 молчали. Я сказал: «Прости». Сказал тихо-тихо. Вот пример того, как легко – одним словом, одним движением – разрушить всё, что строил немалое время.

Всегда проповедовать Христа

Если в общеобразовательной школе педагог православный, то на своих уроках через свой предмет он обязан проповедовать Евангелие. Ведь мы в ответе за наших детей.

Помню встречу с патриархом Алексием II в 1999 году – мне было тогда 14 лет, я учился в музыкальной воскресной школе. Патриарх к нам приехал, мы перед ним выступили, спели, и он сказал слова, которые я пронесу через всю свою жизнь:

«Никогда не нужно терять веры: вера будет укреплять вас на жизненном пути. Никогда не нужно терять надежды – надежда умирает последней, с нами, с нашей жизнью. А любовь да объединяет всех вас».

«Вам жить в XXI веке, – Святейший обращался к нам, детям, которым по 10–14 лет, – вам строить третье тысячелетие, и от того, с чем мы войдем в это третье тысячелетие, зависит, какая у нас будет страна, какая у нас будет Церковь».

Воспитание детей – это долгосрочная перспектива развития страны, развития Церкви. И то, что мы в своих детей вложим, какую мы вложим в них любовь к Богу, к нашей Святой Церкви, друг к другу – вот это очень важно.

Конечно, в общеобразовательных школах все это сложнее осуществлять, но каждый из нас, как христианин, обязан нести евангельскую проповедь о Христе. Почему тогда мы, христиане, молчим?

Конечно, то, что мы живем в обществе атеистическом, многих останавливает в открытом исповедании веры. К тому же мы помним, что Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7: 6). То есть если тебя спросят о твоей вере, то расскажи о ней, а так, без надобности, не заводи о ней речь. Так что тут еще наше как бы следование евангельским словам… Но…

Тоже из личной истории. Учитель 4-го класса, в котором училась моя дочь, сказал, что научно доказано: человек произошел от обезьяны. У подростка был выбор: рассказать, что человек произошел от обезьяны, и получить пятерку за устный пересказ – либо подготовить письменный доклад о том, что человека сотворил Бог, и получить менее высокий балл. Я посоветовал сказать правду: «Если ты не скажешь, никто больше не скажет об этом». И она подготовила доклад, рассказала о христианстве, рассказала о сотворении Богом человека. В итоге после доклада дочери учительница признала, что теория происхождения человека от обезьяны всего лишь теория.

Я всегда своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте. Вы обязаны сказать, что это не так!» Да, им поначалу страшновато, но именно в этот момент человек понимает, что он неотъемлем от своей веры.

Я своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте!»

Проблема нашего общества – религиозная невежественность

Современное поколение, с одной стороны, конечно, не такое закомплексованное, как наше, оно более свободно. Но с другой стороны, все-таки, в отличие от нас, у него больше соблазнов, намного больше. И поэтому сложнее устоять, как и сложнее прийти к вере. Потому что информационных поводов для потери веры у нас было намного меньше, чем у современных детей. Поэтому, чтобы дети стали настоящими христианами, нам, живущим в таком вот мире, нужно больше потрудиться, чем нашим родителям. И нам нужно идти на опережение. А ресурсов, к сожалению, у нас не так много.

Замечательно сказал святитель Василий Великий: диавол показывает дорогу в ад очень красивой и заманчивой. Вспомним хотя бы хэллоуин – какой «замечательный» праздник! Все это диавольское. Но люди этого не осознают, не понимают. Почему? Потому что они религиозно невежественны. Одна из важнейших проблем нашего общества – это религиозная невежественность.

Говорить о вере с ребенком нужно даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит

С ребенком нужно говорить о вере даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит. Пусть не вернется сразу, но точно задумается. И даже если в его жизни произойдет так, что он уйдет из Церкви, потом, через какое-то время, он вернется – сам. Почему? Потому что это осмысление у него останется. Оно проявится не сразу, может быть, когда он пройдет через период нигилизма, атеизма, но он вернется. А если заставлять насильно верить, то он уйдет и точно не вернется. А тот, кого не принуждали к Богу, но кому говорили о вере, кто задумывался об этом, – вернется, обязательно вернется, потому что вера будет уже частью его самого.

Записала Наталья Шатова

Игорь Тихоновский 4 февраля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить