О нашем царском статусе

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 9

Сегодня мы окончим читать приветствие Иоанна Богослова «семи церквам, находящимся в Асии» (Откр. 1: 4).  

В конце приветствия Иоанн произносит славословие Христу: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1: 5–6).

Итак, Христос соделал нас «царями». Что это значит? Поговорим о нашем царском статусе и исполнении его в Церкви.

Падший Царь

При сотворении человек получил от Бога царскую власть. Бог, «Царь царствующих», творил Адама по Своему образу. Человек носит в себе образ Того, Кто имеет всю силу и власть. Человеку дана власть «обладать землею, и владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 27–28). Человек – царь земного мира. Все создано для него.

Но после грехопадения он стал царем падшим. Падение человека и есть, главным образом, утрата им своей царственности. Вместо того, чтобы быть царем творения, он становится его рабом. В грехопадении Адам отказывается от власти, данной ему свыше, отказывается от «помазания». Он уже не благодетель творения. Вместо того, чтобы вести мир к совершенству через свой личностный рост в Боге, человек теперь хочет получать от мира жизненные блага, владеть им для себя. Но ни он сам, ни творение не имеют жизни в самих себе – и с грехопадением человека воцаряется смерть. Адам становится смертным рабом царства смерти.

Христос совершает искупление человека как царя. Во Христе восстанавливается истинная природа человека, и возвращается царский статус. Эта тема требует некоторого объяснения.

Божественная и человеческая царственность Христа

Евангелие неоднократно подчеркивает царственное достоинство Христа. Во время Его входа в Иерусалим, когда Его приветствуют как «Царя, грядущего во имя Господне». Также, ответ Христа перед Пилатом: «Ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18: 37). Читая эти места, мы, как правило, относим царственность Христа к Его божественной природе. Но ведь царственность Христа – Его человеческое, а не только божественное достоинство. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18) – говорит Он, прежде всего, о Своей обоженой человеческой природе. «Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет» – толкует эти слова свт. Григорий Палама.

В воскресении Христовом человеческая природа получает утраченное в грехопадении царское достоинство. Христос – Царь, Новый Адам, совершенный человек. Он восстанавливает в Себе человеческую природу в той славе, силе, и царственности, к которой призвал ее Господь.

Но как мы приобщаемся к этой царственности? В таинствах Крещения и Миропомазания. Возрождая человека, они воссоздают его и как царя. Мы помазываемся на царство, как некогда цари.

Важная ремарка. Царское помазание делает нас духовными царями, но та царственность, которую дарует нам Христос – распятая царственность, крестная. Увенчание Христа как Царя – это Крест. И единственный путь к нашему увенчанию вместе с Ним, к восстановлению нашего царского достоинства – это взять крест свой, и следовать за Христом. 

Это та субъективная сторона, которая зависит от нас. Есть объективная и субъективная стороны нашего спасения и нашего духовного царствования. Объективная сторона осуществляется Духом Святым, Которого мы получаем в Миропомазании. А субъективная зависит от нашего усилия. От того, насколько мы полюбим уготованное нам Царство, и будем жить по его законам.

Но наше Царство – не от мира сего! И наш Царь, Который сделал нас царями – Царь Распятый. И именно крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, действием Которого мы становимся царями и священниками. Слова Иоанна Богослова о царском достоинстве также связаны с темой Креста: «омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». Вначале о Крови Христа, потом о нашем царствовании. Одно вытекает из другого.

Самое точное определение нашего царского достоинства, восстановленного в нас царским помазанием, это слова апостола Павла: «Для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Наше царствование (господство) над грехом, бесами, диаволом

Наше царское достоинство заключается также в царствовании (господстве) над грехом, бесами, диаволом – силою Христовою. Грех мы должны побеждать с помощью Христа. Диавол и бесы уже побеждены Христом – но им попущено действовать на нас ради нашего смирения, самопознания, активации наших сил и воли. Мы имеем от Христа власть и силу побеждать их. Эту силу мы получаем в таинствах.

Реализуется же наше царство и священство полностью только в веке будущем. Об этом, например, сказано в Откр. 5: 8–10: «Четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Более точно это место переводит и комментирует архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Ты сотворил из них (т.е. из всех народов) царство и священников Богу нашему, и они будут царствовать на земле». Это произойдет только после Второго Христова пришествия».

Царственность – это сила и власть

Итак, царственность – это сила и власть, исходящие от Бога. Эту духовную силу и власть мы получаем в Церкви. Чем более человек принадлежит Церкви, чем ближе к ней, тем более он имеет этой власти и силы.

Наш Бог – «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6: 15). Мы – образ Божий, а значит, носим в себе отпечаток Его царственности. И, чтобы этот образ, затемненный грехом, снова воссиял в нас, нам нужен Спаситель. Он возвращает нам наше «царственное священство», некогда потерянное в грехе. И по мере нашего сближения с Ним на нас будут сбываться слова Иоанна Богослова: «соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему».

В следующей статье мы поговорим о седьмом стихе: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его» (Откр. 1: 7). Для понимания этих слов нам нужно будет углубиться в Ветхий Завет, с которым так связана книга Откровения.

(Продолжение следует.)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить