О слове Божием +АУДИО

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

1.jpg

О слове Божием. Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Иеромонах Павел (Щербачёв), 30 октября 2022 г. (Продолжительность 00:18:27 мин, размер 25,3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня за богослужением мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле и о семени, которое он сеет в сердцах людских. Поучение это было изложено в виде притчи. А притча есть форма передачи сокровенного смысла. По мнению святителя Василия Великого, термин «притча» происходит от одного из двух греческих глаголов: либо «течь», либо «ткнуть» и означает изречение, которое указует страннику на направление пути, руководит человека к тому, чтобы этот путь был благополучен и безбеден.

Мы знаем о многих притчах, которые содержатся в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета. Притчи Соломоновы, притчи Господа нашего Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неплодной смоковнице, о талантах и о сеятеле – той притче, о которой сегодня будет идти речь. Во всем, что нас окружает в этом мире, в Божием творении сокрыта премудрость Творца. Земля, небо, семена, смоковница, водная стихия – всё незримо связано с Царствием Небесным. Господь открывает эти тайны Своим ученикам. Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах (Лк. 8: 10). И действительно, не всем доступно проникновение в эти глубины Божиего замысла, которые отражают лучи Божиего света в Его творениях. Многие святые, будучи исполнены благодати Божией, сподоблялись проникать во Святая святых тварного мира, порой заставляя его подчиняться себе, отступать даже законы времени и пространства. И мы можем по обетованию, произнесенному пророком Иеремией, взывать к Господу, чтобы Он открыл нам тайну, которой исполнен весь мир, но которая сокрыта от большинства людей. «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь», – говорит пророк Иеремия (Иер. 33:3).

Люди используют форму притчи в своих человеческих делах, не в Божиих. Те, кто интересуется литературой, могут найти жанр притчи в сочинениях Льва Толстого, Кафки и писателя, которого относят к так называемому течению экзистенциализма, – Альбера Камю. Притча существует и в живописи, и в музыке, и в кинематографе. Но зачастую эти притчи не ведут нас ко спасению, а лишь являются некой «игрой в бисер», основу которой составляют самодовольство и тщеславие. А та притча, о которой сегодня благовестило Святое Евангелие, иного рода.

2.jpg

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Приход диавола, по толкованию этой притчи Самим Господом, и уносит слово из сердец людей, чтобы они не уверовали и не спаслись. Но что мы слышим в словах самой притчи? И когда он сеял, упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А может быть, топчет это семя не только диавол, но и мы являемся в этом недобром деле соработниками ему? Не может он, диавол, господствовать над людьми, похитить слово Божие, если мы своим небрежением, страстями прежде не потопчем этим Божие слово.

Может быть, топчет это семя не только диавол, но и мы являемся в этом соработниками ему?

И действительно, по учению святых отцов, после искупления рода человеческого, после принятия человеком Таинства Святого Крещения диавол уже не может господствовать и хозяйничать в сердце человека. Как говорят святые отцы, он может лишь искушать человека, но не может уже быть хозяином в этом доме, который запечатлен дарами Святого Духа. И похищено бывает слово: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39). Похищено бывает слово: не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 22: 19). Похищено бывает слово: соблюдайте свой сосуд в чистоте и святости (1 Фес 4: 4). И многие другие слова бывают попраны, похищены нами самими. Мы невнимательны к слову Божиему, попираем семя Царствия Небесного. Не даем ему произрасти словами лукавства, своей праздностью, осуждением. Попираем это слово у той дороги, которая ведет к Царствию Небесному. И наоборот, открываем ту дорогу, которая святыми отцами называется плотским мудрованием. Всё, о чем мы говорили, все эти страсти: равнодушие, небрежение называются в святоотеческом предании одним словом – плотское мудрование. А апостол как бы подводит итог, говоря: «Зане мудрование плотское, вражда на Бога» (Рим. 8: 5). И если мы будем продолжать идти этой пагубной дорогой, то мы будем первыми врагами Бога по неложному слову Священного Писания.

Мы попираем семя Царствия Небесного, не даем ему произрасти словами лукавства, праздностью, осуждением

Многие из вас задумаются: а что же язычники? Ими обладает диавол, они не просвещены Таинством святого утешения. Но у язычников есть свой закон – совесть. И зачастую эти люди чувствуют тот глубокий смысл, ту Божию благодать, которой пронизано творение и которую произливает преизобильно Господь на род человеческий, и они не менее чутки, чем многие из нас, христиан, ослепленных, приглушенных этим самым плотским мудрованием, о котором говорит апостол.

3.jpg

Я обычно опираюсь на те повествования, которые достоверны. Среди нас в храме стоит человек, с которым это произошло. Я не буду называть имя. Этот человек жил в Америке, работал там и обращался за помощью к китайскому врачу. А этот китайский врач был врачом во многих поколениях. И он говорил: «Вы знаете, какой я врач? Я учился всего 20 лет, а мой отец учился около 40 лет». И этот врач мог помогать как при гриппе, при каких-то воспалениях, немощах, так и при очень серьезных болезнях. У многих людей он вылечивал рак. Ему говорили: «Вы могли бы стать очень богатым человеком. Вы лечите такие болезни, за избавление от которых люди готовы отдать всё свое земное достояние!». Что бы он ни лечил, простуду, рак или другие серьезные болезни, он всегда брал 10 долларов. Он отвечал: «Да, наверное, могу. Но с собой мы туда ничего не возьмем».

И вот однажды та пациентка, которая обращалась к нему, встретила проповедников Русской Зарубежной Церкви и приняла Святое Крещение. Хотя китаец, как мы говорили, был чужд сребролюбия, он разделял одну из немощей, которая свойственна этой нации, – суеверие. А по их суеверному учению считается, что можно прочитать судьбу человека, которая написана на его лице от лба до подбородка. И тем людям, к которым этот врач имел расположение, он рассказывал об их судьбе. Так вот эта женщина, приняв Святое Крещение, пришла к нему. А прежде он рассказал ей о ее судьбе, как ему казалось. И только она вошла в его маленькую лавку, где были тысячи ящиков с травами и лекарствами, он, взглянув на нее, сказал: «Знаешь, забудь немедленно всё, что я тебе говорил. Неведомая для меня сила вмешалась в твою жизнь». 

Видимо, это благое семя было не чуждо и человеку, который был совершенно далек от православия. Он старался жить по совести, по своему закону, закону той правды, в которой он был воспитан. И кто знает, какова его загробная участь и какова его судьба. Мы не знаем, как он живет сейчас и как он закончит свою жизнь.

4.jpg

А что же такое каменистая почва? По слову Спасителя, это те люди, которые с радостью приемлют слово Божию, как приняли его и Антоний Великий, и Блаженный Августин, и многие другие святые отцы и возревновали об этом слове. Но те люди потом, когда возникают гонения, отступают. И на каменной почве за неимением влаги это семя засыхает. Конечно, мы можем сказать, что гонения бывают, но не постоянно. Разве сейчас есть гонения? И 40–50 лет назад уже не было гонений. А люди тем не менее отступают.

Помню в Волоколамске один из батюшек построил прекрасную воскресную школу, и в первые два года она была полна детей. А через пять лет было хорошо, если одна десятая тех юношей и девушек посещали ее по ревности. Но есть и другой момент. Дело в том, что когда человек живет в Церкви, когда человек живет Церковью, он рано или поздно приходит к тому, чтобы стать сопричастником крестного подвига Спасителя. И многие люди, когда понимают, что их ждет, малодушествуют, не могут справиться, не имеют той черты характера, которая могла бы их сделать не только жителями Царствия Божиего, но и великими святыми. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Отчего же сейчас, в наше время, нет столь великих святых, какие были прежде? Оттого, что в людях нет решимости, нет той влаги, которая может поливать доброе семя, пусть и на каменистой почве оно могло бы дать входы». А терниями, заботами, богатствами и наслаждениями житейскими подавляются семена, по слову Спасителя.

Когда человек живет Церковью, он приходит к тому, чтобы стать сопричастником крестного подвига Спасителя

Конечно, все мы пребываем в страшной суете. Но, наверное, наибольшее зло из всей суеты, которая есть, – это то зло, которое неким образом противоестественно. Среди страстей каждая имеет в себе естественное начало, за исключением одной – сребролюбия. Если у нас есть гнев, то он может быть праведным гневом, когда мы гневаемся на бесов. Страсть влечения к противоположному полу может быть благой, если она направлена на деторождение в благодатном браке. А вот сребролюбие – нет. В нем нет естественного начала.

Наверное, среди всех наших забот, суеты, которая окружает нас, есть и сейчас нечто противоестественное. Это то огромное информационное пространство, система координат, которая стала похожа на огромный полигон твердых и не только твердых бытовых отходов. Наверное, каждый третий человек, который приходит в храм, говорит: «Вы знаете, батюшка, я сам не понимаю, что происходит. Стоит мне открыть интернет, как невидимая сила затягивает меня в какую-то трясину. Время, его законы отступают. Я хотел посмотреть новости пять минут, а пришел в себя через два часа. То же самое с телевизором». Видимо, мы можем провести какую-то аналогию и, может быть, даже можем, конечно, не сравнивая с евангельскими словами это изречение, сказать, что корень всех зол в наше время – это страшное, магическое влечение к огромным сокровенным/лжесокровенным тайнам, заложенным в этом огромном запасе информации, который человечество не только скопило, но и сделало доступным для каждого.

5.jpg

Если в притчах мы проникаем в сокровенное творение Божие, то здесь мы проникаем в то, что сотворено людьми и не содержит порой в себе никакого отблеска благодати, а лишь мрак, тугу душевную, уныние, притупление остроты нашего ума, наших сердечных чувств. Мы можем, наверное, сказать, что, если благодать Божия в своем отблеске, в своем свечении отражает Царствие Небесное, то это некое преддверие адово. Судить об этом мы можем по чувству, которое человек приобретает, проведя довольно много времени в интернете. Жалуются люди: «Мы чувствуем тугу душевную, чувствуем неспособность мыслить». Для этого есть и объяснение психологов – у человека работает только одно полушарие. Поэтому будем отметать это, видя, что нам вредно, и стараться творить плод того Божественного словесного евангельского семени в терпении. А раз в терпении, то нам нужно приложить к этому труд, и с помощью Божией мы станем наследниками того самого Царствия, о котором Господь говорит в притче о сеятеле. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить