О вере и смирении

Только тот, кто наполнен благодатью Святого Духа,
находит подход к сердцу человека

У всех людей есть проблемы. У одного – со здоровьем, у другого – материальные, у третьего – семейные, у четвертого – межличностные, у пятого – психологические или психические – в общем, миллион проблем. А если у нас нет проблем сегодня, значит, были вчера или будут завтра. Однако когда мы общаемся с нашими ближними, это общение должно быть наполнено благодатью и миром Божиим. Мы должны быть проводниками благодати Божией. Но чтобы излучать благодать Божию, надо иметь ее в своем сердце. Если же мы не имеем благодати Божией внутри нас, мы не можем передать ее никому другому.

Многие думают, что необходима светская вежливость. Безусловно, вежливость сама по себе хороша и хорошо быть вежливым, но этого недостаточно, потому что светская вежливость ублажает человека по-мирски, ублажает ум, но не ублажает сердце. Одной светской вежливости мало. Она помогает людям в формальных отношениях, но не касается человеческого сердца. Напротив, святые могут не знать светской вежливости или того, что называют savoir vivre, но у них есть вежливость от Святого Духа, просвещение от Бога. Поскольку их сердце наполнено благодатью Святого Духа и любовью Христовой, эти люди находят подход к сердцу человека. И сложные люди получают пользу и успокоение даже через «невежливость» святых. Когда святому Паисию описывали странности современных или древних святых, или их ошибки, или проявления невежливости, он говорил: «Как же мне нравятся эти причуды святых, они такие милые».

Расскажу вам случай. Некая женщина имела ужасный характер. Она была миллионершей. И не было женщины вреднее в округе. У нее, действительно, был очень скверный нрав. Она причиняла неприятности всем: своим работникам, своим родным, всем. А денег у нее было не счесть. Представьте себе, ее папа только на один из ее дней рождения подарил ей чек на миллион фунтов. Хотите, чтобы я вам дал его адрес? Кладбище святителя Николая. Его уже нет в живых. Так вот, много денег и ужасный характер. Стоило с ней только поздороваться, и тут же начинались проблемы. Если ты с ней говорил – она на тебя нападала, не говорил – тоже нападала. Это была очень агрессивная, наглая, дерзкая женщина. Она увлекалась восточными религиями и философией.

Однажды ей кто-то предложил познакомиться со священником-духовником, современным святым старцем, который и сейчас живет на Кипре, поэтому я пока не скажу вам его имени. Так вот, какие-то ее подруги уговорили ее поехать с ним встретиться. До этого ни старец никогда ее не видел, ни она – старца. Она оделась в красивое дорогое платье, которое ей привезли из Индии, как Индира Ганди. А старец был простым, святым человеком, далеким от мира и всего мирского. Заходит она в комнату, где был старец, а тот поворачивается к ней, смотрит и говорит: «Что это за платье ты нацепила? Пришла исповедоваться в таком платье! И не стыдно тебе? Тьфу!» Он так вел себя первый раз в жизни. «Я дам тебе денег, чтобы ты купила себе нормальное платье». Она растерялась. Тогда он угостил ее чаем, и с той поры она стала его преданной ученицей. Ее жизнь изменилась, насколько это было возможно.

И до сего дня она остается преданной духовной дочерью старца, который благодатью Святого Духа по вразумлению Господа повел себя так. Обычно он так себя не ведет, он очень кроткий человек. Но Господь его вразумил, и он повел себя жестко и резко, плюнул на нее, смирил, унизил, а она почувствовала, что такое поведение старца было для нее спасительным и самым подходящим. И с тех пор она стала его духовной дочерью, воцерковилась.

Старец, всегда такой кроткий, смотрит на эту гордячку и говорит: «Что это за платье?! Тьфу!» Она растерялась…

Поведение старцев излучает благодать Духа Святого, потому что в их сердце живет Бог. В то время как некоторые из нас делают вид, что они святые… А мы ведь не святые, мы не представляем собой то, что хочет от нас Бог, а главное – мы не смиренные люди. Но у нас высокое мнение о себе, мы думаем, что мы что-то собой представляем и что наши слова – хороши, убедительны и полезны для людей, что мы помогаем людям… и все в таком духе. На самом же деле мы причиняем вред людям, вред своей душе, и слова наши не касаются сердец людей, потому что в нас нет благодати Святого Духа, которая живет только в смиренных сердцах. Гордый человек никогда не может ублажить своего ближнего. Потому что гордый человек не имеет внутри себя благодати Святого Духа. В то время как смиренный имеет благодать Святого Духа, ублажается сам и ублажает своих ближних. Смиренный человек дает успокоение своим ближним и передает им благодать Святого Духа. Такому человеку часто даже не надо говорить, достаточно его видеть и испрашивать его благословения.

https://www.youtube.com/watch?v=pBt1rkzM1aE 
(Ταπεινός άνθρωπος – 13.12.2020)

Теряя мир в душе, человек теряет Бога

Когда человек ведет духовную жизнь – живет в лоне Церкви, молится, причащается Святых Таин, изучает слово Божие и всегда призывает имя Божие, – то в каком бы трудном положении он ни оказался, он устремляет свои ум и сердце к Богу, и в сердце человека эта память о Боге рождает глубокий мир. Любой ценой, как говорит святой Никодим, человек должен стараться сохранить этот мир. Но как нам его хранить? Мы храним его, когда следим, чтобы жизнь наша не выходила за пределы отношений с Богом, нашим Отцом. Однако нередко она все же выходит на какой-то момент за эти пределы, потому что мы слабы и подвержены страстям, так что, безусловно, часто теряем контроль над собой, и тогда происходит то, чего мы не хотим.

Когда мы в плачевном состоянии, когда мы пали, мы должны справиться со всем этим через покаяние. Мы должны каяться, сокрушаться, просить прощения у Бога за то, что мы сошли с пути. Но нельзя погружаться в волнение, терять мир, нельзя впадать в чрезмерную чувствительность, все время задавая себе вопрос, почему же так произошло. Нужно принять, что мы слабые, грешные, страстные и несчастные люди, повернуться к Богу, нашему Отцу, попросить у Него прощения и продолжить свой ежедневный духовный труд, не прерывая своего пути, не позволяя себе впасть в отчаяние из-за этого нашего падения и не теряя мужества. Мы можем продолжать наш ежедневный труд, с надеждой ожидая Божьего присутствия в нас.

Дам и практический совет, как отвечать на события, что происходят вокруг: если нас взволновывают эти события, влияют так, что мы теряем мир, теряем связь со Христом, тогда, раз мы не можем спокойно на них реагировать, мы должны научиться их избегать. Раз ты видишь, что у тебя не получается справиться, ты ввязываешься в спор, в разговор, не приносящий тебе пользы, лучше тебе уйти в другое место, в другое помещение, чтобы сохранить свой мир. Поскольку мы слабы, наш мир легко нарушить: мы легко теряем свой душевный мир, легко теряем связь со Христом и либо начинаем говорить что-то неподобающим образом, либо вступаем в спор и перебранку и нашей душой овладевают беспокойство и волнение.

Святые отцы и старцы очень внимательно следили за миром в своей душе. Они прямо так и говорили: «Я не хочу терять свой мир». Приведу вам пример. Наш старец, когда должен был куда-то ехать, всегда выходил на час раньше. Скажем, корабль отплывал от скита в 8 часов, старец в 7 уже был на пристани. Мы говорили ему:

– Геронда, но ведь корабль отплывает в 8.

Он отвечал:

– Да, может быть, в 8. Но я хочу быть там в 7.

У него был маленький стульчик, и он садился на него и ждал.

– Но зачем, геронда, тебе выходить настолько заранее?

– Не хочу терять мир. Хочу пойти спокойно. Тихо, спокойно все сделать. Зачем мне спешить? А если что-то случится по пути, я разволнуюсь и потеряю мир.

«Геронда, зачем выходить так рано?» «Не хочу терять мир. Хочу спокойно все сделать», – отвечал старец. А мы все делали в последний момент

А мы все делали в последний момент. В последнюю секунду бежали за своими вещами и котомками, так что в итоге мы, конечно же, спешили и кричали. Старец же ни в коем случае не хотел расставаться со своим миром. Когда он сидел где-то, сидел тихо и с миром. Он не вмешивался ни во что, где не было мира. Но если случался какой-то спор или раздор, он со смирением и покаянием готов был попросить прощения у любого человека, чтобы вернуть мир в свое сердце.

И многие случаи из жизни старцев свидетельствуют о том, что они постоянно трудились над тем, чтобы сохранять мир в своей душе и не терять его. Потому что когда человек теряет мир, в первую очередь он теряет Бога, а если ты теряешь Бога, тогда теряешь все. Свет превращается в тьму, и человек, не имея света в душе, уже не может ни молиться, ни заниматься духовным чтением, ни иметь благих помыслов, потому что душа его взволнована, омрачена. Только подумайте, как несчастен человек, когда он все время пребывает в неспокойном состоянии!

А когда человек впадает в неспокойное состояние? Когда хочет, чтобы все было по его воле. Когда он говорит: «Хочу, чтобы было так». Такого рода настрой – это труба, через которую вольется в нашу душу неспокойствие. Хочешь ссориться весь день? Это очень легко. Просто скажи: «Хочу, чтобы было вот так». Всё. Это станет причиной спора. Где бы ты ни был – на работе, дома, даже в пустыне, – если не научишься искусству мира, то и ничего не сделаешь. Потому что наши желания порождены нашим эгоизмом, а эгоизм – главный порок, нарушающий наш душевный мир. Смирение же, напротив, является проводником, через который изливается благодать Божия на человека. Смирение же в нашей повседневной жизни проявляется, когда мы принимаем другого человека, когда даем свободу другому человеку делать, что он хочет, когда принимаем волю нашего ближнего, когда радуемся от того, что ублажаем другого человека физически и духовно.

https://www.youtube.com/watch?v=Qwc_1H6pb8U 
(Πώς διαφυλάττουμε την ειρήνη μέσα μας; 29.08.2020)
Перевела с греческого Алевтина Волгина

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить