Пастырские встречи. «Как правильно молиться»

Встречаться воскресным днем после литургии в любимом кафе «Несвятые святые», чтобы задать вопрос священнику, стало в нашем монастыре доброй традицией. За то время, которое проводятся Пастырские встречи, наверное, больше всего вопросов было задано о молитве. И вопросы до сих пор остаются. Иеромонах Афанасий (Дерюгин) помогает построить разговор с Богом через молитву.

1 (56).jpg
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)

– Как правильно молиться за себя и нужно ли это? Некоторые батюшки говорят, что лучше молиться за ближних.

– Очень хороший вопрос. Преподобный Исаак Сирин так пишет по поводу всех наших молитвенных нужд: молиться нужно о том, о чем ты переживаешь. Если мы уже готовы полностью о себе не думать: ни о своем здоровье, ни о своем комфорте, – полностью от этого отрешились и заботимся только о ближних, то прекрасно, тогда не будем молиться за себя, а будем молиться только за ближних. Если мы еще не достигли этой меры, тогда со всем, что нас беспокоит, будем обращаться к Богу.
Как молиться за себя? Знаете, здесь много можно разных способов посоветовать. Ведь, если брать не общественное богослужение, по сути, все наши молитвы, утренние и вечерние, акафисты, каноны – все очень личные, особенно покаянные. Они все – за себя. И таким образом молиться очень хорошо и правильно. Можно обращаться к Богу и своими словами, но важно помнить, что в молитве за себя нет ничего плохого и неправильного. Если мы еще не достигли той меры, чтобы думать только о ближних, об их благе, тогда будем и за себя молиться.

Некоторые говорят, что нехорошо молиться о чем-то земном. Что мы у Бога выпрашиваем? Работу хорошую, квартиру и так далее, а нужно о духовном молиться. Но здесь та же самая логика: если мы готовы ни о чем земном не думать, а только о небесном – прекрасно, тогда будем молиться только о небесном. Если еще не готовы, будем молиться обо всем, что нас беспокоит. Господь Сам ждет, чтобы мы со всеми нашими трудностями и проблемами обращались не к самим себе, не к нашим друзьям и знакомым и уж тем более не к каким-то там гадалкам и экстрасенсам, а к Нему. Так что это не только наше желание молиться Богу, но и Его желание, чтобы мы Ему молились, чтобы эта связь с Ним постоянно поддерживалась.

– Как молиться о некрещеных родителях? Можно ли просить у Господа, чтобы родители приняли веру?

– Если родители живы, то, конечно, обязательно нужно просить у Господа, чтобы они приняли веру, потому что мы, христиане, понимаем, что вера – это самое дорогое и ценное, что у нас есть, это великое сокровище. И как такого сокровища не желать самым близким людям, родителям? Понятно, что не всегда это возможно, ведь если мы начнем родителям объяснять, как мы правы и как они не правы, вряд ли из этого что-то хорошее выйдет. Но молиться об этом точно нужно. Каким образом молиться? Сложно дать универсальный ответ, потому что у разных людей бывает разное настроение. Кто-то любит каноны читать, кто-то – акафисты, кто-то – кафизмы, а кто-то своими словами молится. Понятно, что это очень глубокая тема: «Как правильно молиться?» – и об этой теме много можно говорить. Наверное, каждому здесь нужно найти какой-то свой способ, но молиться точно нужно, чтобы родители приняли веру. А если кто-то из близких людей скончался неверующим, то будем молиться о том, чтобы Господь его Своей милости не лишил. Там уже Господь разберется. Мы знаем из Священного Писания, что без веры угодить Богу невозможно, поэтому понимаем, что участь человека неверующего после смерти, увы, незавидная, но при этом у Бога милости много, тем более что мы не знаем настроение сердца человека. Человек мог всю жизнь говорить одно, а в душе думать совершенно другое. И как он предстал пред Богом в последнюю секунду – мы не знаем, поэтому надо молиться с упованием на Бога, с преданием человека в Его волю.

2 (50).jpg

– Как понять, где есть Божия воля, а где – искушение? Предупреждают, когда человек начинает молиться, просить что-то, на этом пути могут возникать и искушения. Как не допустить ошибок?

– Очень сложный вопрос. Действительно, в каждом обстоятельстве жизни мы не сможем определить: это воля Божия, или искушение, или это какое-то незначительное событие. Здесь я бы сказал так: если мы, совершая те или иные поступки, не нарушаем заповеди Божии, то любое событие может нам послужить ко благу. Господь предлагает нам разные варианты нашей жизни. Какой-то из них может быть лучше, какой-то – похуже. Но если тот или другой не противоречат заповедям Божиим, то один и другой возможны, и там, и там можно спастись. Самое главное – руководствоваться  Божьими заповедями.

Если мы не нарушаем заповеди Божии, то любое событие может нам послужить ко благу

– Как преодолеть страх и смущение молиться о материальном? У нас очень стесненные условия проживания, мы с мужем начинаем молиться, но прекращаем через время, приходя к мысли, что недостойны чего-то большего.

– Конечно, к каждой молитве нужно прибавлять: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Мы хотели бы, чтобы у нас были лучшие условия, но, Господи, как Тебе угодно. Тогда точно эта молитва не будет во вред, и Господь сделает так, как Ему угодно. Мы не должны бояться чего-то просить у Бога, потому что Господь Сам этого хочет, Он прямо об этом говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7: 7–8). Господь хочет, чтобы мы к Нему обращались со всеми нашими нуждами, потому что таким образом устанавливается наша связь с Ним. Условно говоря, мы даем возможность Богу сделать нам доброе дело, и благодарим Его, и ощущаем себя всё больше детьми Божиими, а Его – своим Отцом.

Порой говорят, что неправильно молиться о материальном. Но, с другой стороны, и Господь тоже в молитве «Отче наш» повелел просить хлеба насущного. Есть разные толкования, в том числе – что речь идет о Причастии, Евхаристии, но и о хлебе насущном тоже просим Господа.

– Отец Афанасий, как можно увидеть свои духовные продвижения?

– Когда я посмотрю на себя и подумаю: «Я явно духовно продвинулся», – это, наверное, будет самый ужасный момент в жизни, который означает, что все совсем плохо. Тут  два момента. С одной стороны, как сказал преподобный Сисой Великий, «велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Духовное продвижение измеряется, наверное, в первую очередь наши смирением. В молитвах есть слова, которые древние святые писали: «Я согрешил больше всех людей, постоянно согрешаю». И мы обычно, читая эти слова, их далеко не всегда воспринимаем сердцем. Кто из нас искренне признается, что он грешен больше каждого человека, который рядом находится? Наверное, не каждый. И вот если мы начнем чувствовать, что эти мысли действительно доходят до нашего сердца, если мы действительно понимаем, что мы хуже всех людей или по крайней мере хуже тех, кого мы знаем, то это, наверное, признак того, что мы на верном пути.

Духовное продвижение измеряется в первую очередь наши смирением

И второй момент. В любом случае, если речь идет о тех или иных конкретных страстях, человек может увидеть, что раньше у него эти страсти были, потом как-то удалось их победить. Условно говоря, раньше объедался, а теперь ем умеренно; раньше осуждал, а теперь не осуждаю. Не часто такое случается, к сожалению, обычно наоборот: чем дальше, тем больше страстей замечаешь. И здесь очень важно правильно на это посмотреть. Вроде действительно кажется, что что-то получилось сделать. Но, во-первых, ничего бы этого не получилось без помощи Божией, и во-вторых, если мы такое преуспеяние замечаем – это повод к некому опасению. Нередко так бывает, что человек духовную жизнь ведет, старается что-то делать, потом начинает чуть-чуть гордиться. Господь, чтобы человек не гордился, его останавливает, чтобы человек понимал, что он из себя представляет. Именно поэтому в житиях святых мы порой можем встретить страшные примеры падений в ужасные грехи. А это значит, что человек духовной жизнью жил, старался жить по-христиански, но при этом червоточинка гордости у него в душе появилась, и Богу пришлось ему попустить какие-то страшные вещи, чтобы человек, потеряв свои какие-то добродетели, приобрел самую главную – смирение. Так что если мы видим, что в чем-то преуспеваем, то всегда надо опасаться: «Господи, вот сейчас, слава Богу, хорошо. А что будет завтра, я не знаю. А что вообще через неделю натворю, не знаю. Так что, Господи, слава Тебе, но сохрани меня в этом настроении, чтобы не пасть мне и не стать гораздо хуже, чем я был раньше».

– Как различать ответ на молитву? От Бога ли? Как отвергнуть и не впасть в прелесть?

– Сложный очень вопрос. Но, опять же, святые отцы на эту тему говорят, что если мы видим что-то и нам это кажется ответом от Бога на молитву, но мы не уверены, то, если не поверим, Господь нас не осудит. Если мы не поверим из опасения принять за ответ Божий какие-то свои эмоции или, не дай Бог, какое-то дьявольское действие, Господь нас не осудит. Он понимает, что мы это сделали не из какого-то недоверия, а из любви к Богу, чтобы не попасться на удочку дьявола. Здоровое недоверие, разумность всегда будет на пользу.

3 (42).jpg

– Не кажется ли Вам, что в последнее время трусость в чем-то разобраться, и вступиться за ближнего, и проявить соборность прикрывается словом «смирение»?

– В каких-то случаях, может быть, и да. И если так получается, то это, конечно, неправильно. Святитель Николай – правило веры и образ кротости, а при этом Арию по щеке въехал так, что его потом судили. Но святитель понимал: одно дело – личное к тебе отношение, другое дело – когда речь идет о пользе Церкви. И это очень важно различать. Если лично нам в храме сделали что-то нехорошо, как-то нас обидели – здесь правильно смириться. А если кого-то рядом с нами обижают, здесь правильно заступиться и помочь человеку. Смирение должно быть разумным, и поэтому святые отцы и говорят, что рассудительность – это добродетель. В каждой ситуации нужно понимать, как правильно себя повести, если будем просить у Бога этого рассуждения и стараться самим данным нам от Бога умом рассуждать, тогда избежим уклонений и в ту, и в другую сторону.

Смирение должно быть разумным

– Как искренне интересоваться делами ближнего, любить его, когда не чувствуешь любви? Как не быть лицемерным?

– Очень хороший вопрос, потому что его часто задают. Я думаю, что здесь есть влияние современной психологии, которая далеко не всегда  приносит нам пользу. Господь заповедал нам любить людей, любить ближних, любить врагов, и люди начинают рассуждать: «Я человека в душе ненавижу, но, так как Господь сказал, я ему улыбаюсь, я стараюсь к нему относиться по-хорошему, не обижать. Это же лицемерие? Значит, я по отношению к нему веду себя нечестно». Мысль, на самом деле, неправильная, потому что если так рассуждать, то получается, что честно человеку будет в лицо сказать, что его не любишь. Конечно, нет. Наша душа, наше сердце далеко не совершенны, и поэтому мы не можем ко всем людям испытывать те чувства, которые Господь нам заповедует. Не можем всех искренне от души любить. Что же делать? И здесь также есть совет святых отцов: «Веди себя с человеком так, как будто ты его любишь, и при этом молись о том, чтобы Господь послал тебе действительно его полюбить». И в данном случае интересоваться жизнью человека, проявлять к нему внимание, добрые чувства не является лицемерием. Мы действительно хотим быть такими, просто пока еще не такие. Но если мы об этом молимся и стараемся хотя бы делать так, то это является христианской любовью, пусть даже в душе у нас чувства далеко не всегда такие светлые. И очень часто бывает, что начинаешь с малого, через силу, а потом искренне полюбишь человека. Это совершенно никакое не лицемерие, это христианская любовь. Мы же не можем заставить себя чувствовать, заставить себя ко всем относиться как к самым близким людям. Не можем. А действовать можем. Делать дела любви – это  в наших силах, это действительно нужно.

А мысль «будь искренним, выражай свои чувства, не держи ничего в себе» – это, я думаю, порой бывает очень опасно, и если определенным образом воспринято, то может человека вообще с христианского пути увести.

4 (35).jpg

– Как вразумить безнадежно болящего человека, что необходимы Исповедь и Причастие?

– Господь говорит в Евангелии: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6: 44). Отношения между человеком и Богом – это такая тайна, что мы можем человека направить, но вряд ли привести. Загнать вилами в рай, как бы ни хотелось, наверное, никого не получится. В этом случае человеку мягко, но при этом честно сказать о чем-то, наверное, стоит. Молиться за человека тем более стоит, но при этом надо помнить, что не все в наших руках. И, к сожалению, отношения человека с Богом могут быть выстроены совсем не так, как нам хочется, и мы можем прекрасно понимать, что человек, уходит из земной жизни, а остается без Бога. Но насильно притянуть человека и Бога у нас не получится. Так что нужно все предать на волю Божию и делать спокойно и без надрыва то, что от нас зависит, но не более того. И, к сожалению, далеко не всегда здесь что-то получается, но это уже не наше дело, если мы уже все, что могли, сделали, то этого достаточно.

– Стоит ли давать деньги в долг? Есть поговорка: «Если не хочешь потерять друга, не давай ему в долг».

– Очень сложный вопрос. Я скажу вам свои мысли на эту тему, не считайте, пожалуйста, их истиной в последней инстанции. Давать в долг и деньги, и вещи, и что бы то ни было нужно только в том случае, если ты искренне готов с этими деньгами расстаться навсегда. У тебя просят в долг, и ты даешь, понимая, что человек тебе никогда не вернет. Вернет – хорошо, слава Богу. Не вернет – тоже слава Богу. Господь так и сказал: давайте в долг, не ожидая ничего назад. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6: 30). И думаю, что этот принцип правильный. То же самое – дать книгу какую-то почитать, какую-то вещь с такой мыслью. Не вернутся – и ладно. И тоже не будем человека терроризировать постоянными расспросами, не будем терять друзей.

Если чувствуем, что не получается (что, опять же, показатель нашего несовершенства), можно сказать: «Прости, не могу», – и это будет искренне, и нам будет спокойно.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить