Пастырские встречи. Отношение к греху

В Евангелии читаем: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4), и все свои силы христианин должен приложить к тому, чтобы избегать беззаконий. Но на этом пути человека ожидает множество преград и искушений. Иеромонах Лавр (Архипов) на ставших уже доброй традицией Пастырских встречах с прихожанами в кафе «Несвятые святые» ответил на сложные вопросы, которые возникают на пути борьбы с грехами и страстями.

– Какое у нас должно быть отношение к греху? 

– Грех – это болезнь. Грех – это беззаконие, нарушение воли нашего Творца – Бога. Не осуждайте тех людей, которые заражены тем или иным грехом, потому что они больны. Сделайте проекцию человека, который заболел раком легких. Допустим, он виновен, что он сам допустил эту болезнь: много курил и не следил за своим здоровьем. Но мы стараемся человеку больному раком помочь, не ругаем его, не уничижаем его, не говорим, что это он допустил эту болезнь, но стараемся облегчить его муки и помочь с выздоровлением. Так что и люди, которые больны зависимостями, мы должны понимать, что они действительно страждущие, больные, и постараться помочь им в излечении той или иной болезни, и молиться за них. 

Не осуждайте тех людей, которые заражены тем или иным грехом, потому что они больны

Мы можем констатировать факт, сказать: «Да, этот поступок греховный, он не должен быть в жизни верующего христианина», но самого человека, который впал в тот или иной грех, нужно всячески помочь вывести из него, в первую очередь молитвой, а не назиданием и воспитанием, и личным примером. 

– В книге «Брань духовная» написано, что архангел Варахиил, по преданию Церкви, один из трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамре. А мы думали, что это Бог в трех лицах явился, а там, оказывается, ангелы имеют имена? А Варахиил один из трех ангелов? 

– Явлению ветхозаветной Троицы праотцу Аврааму есть разные толкования. Кто же посетил Авраама при дубраве Мамре? Согласно толкованию, признаваемому святыми отцами, посетил Авраама Господь Иисус Христос – Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – в сопровождении двух ангелов. Об этом повествует и Священное Писание: если мы будем прочитывать более внимательно текст Библии, мы увидим, что Авраам беседует только с одним из путников, и называет Его Господином, и Его просит сберечь население Содома и Гоморры, когда всё снижает и снижает число праведников в храме, доводя его до десяти. И мы видим, что он провожает Господина одного, а два остальных путника как раз отправляются в Содом и Гоморру, и приходят уже к его племяннику Лоту, и выводят его семью из погибающего Содома. Тем самым достоинство одного их путников возрастает, и святые отцы предполагают, что он именно Господь Иисус Христос. Но при этом три ветхозаветные путника дают прообраз того, что Бог Един есть в трех Лицах.

– Вторая заповедь Библии гласит: «Не создай себе кумира и никакого его изображения», а как же мы тогда молимся и поклоняемся иконам?

– Вопрос, скорее всего, от неофита. У каждого из нас фотографии родных и любимых людей. Я за бабушкой наблюдал: когда она была вдалеке от сына, то взяла его фотографию и с ней беседовала, как будто со своим сыном, который находился рядом. Она с любовью и теплотой относилась к тому, кто изображен на фотографии. Снимок отображает облик того, кого она любит. Так же и верующие люди поклоняются не дереву и краскам, но тому, кто изображен, то есть первообразу: Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым ангелам, праведникам, пророкам и так далее. Но мы любим и иконы, потому что на иконах изображены те, кто горячо любим нашими сердцами. 

Верующие люди поклоняются не дереву и краскам, но тому, кто изображен, то есть первообразу

Икона помогает нам в беседе, а молитва – это именно беседа со святым, либо с Богом, либо с Пресвятой Богородицей. Икона помогает нам сосредоточиться на молитве.

– Может ли Бог за несоблюдение поста вразумить болезнью? Как правильно поститься? 

– Вообще, пост и какие-либо другие подвиги духовные крайне индивидуальны для каждого из нас: для пожилого, для младенца, для человека здорового либо больного. Всегда рассматриваются обстоятельства жизни, работа, состояние нездоровья, возраст, и только после этого налагается тот или иной пост на человека. Опять же духовник играет большую роль здесь, если он со вниманием относится к своему чаду, перед любым постом, будь то Рождественский, Успенский или Великий пост, чада духовные всегда подходят к духовнику и спрашивают благословение на него, а духовник уже спрашивает, нет ли болезней каких, где работает чадо? Может быть, человек разгружает тюки сорокакилограммовые каждый день, и ему такое ограничение в пище может повредить. Либо человек болеет сахарным диабетом, при котором необходимо употребление мяса либо рыбы в пищу, чтобы поддержать свои телесные силы. 

Поэтому есть некая рекомендация поста для здоровых, но, опять же повторю, пост крайне индивидуален. Самочиния тут тоже не должно быть. 

– Как отличить гордыню от чувства собственного достоинства? 

– Однажды я задал вопрос владыке Тихону о том, как отличить движение сердца и помыслы, которые ведут к прелести, от тех, которые ведут к спасению? Отец Тихон ответил мне так: «Всё, что тебя ведет к покаянию, к осознанию собственного недостоинства перед лицом Божиим, неспособность без Бога сделать что-либо доброе, не превозноситься над другими, желание исправить свою жизнь к лучшему – не кого-то исправить, а себя исправить – это всё идет от Бога и всё является спасительным. А когда ты превозносишься над другими, посещает чувство собственной исключительности, этакой богоизбранности, – это всё является признаками гордыни и высшей степени прелести». 

Мир христианина направлен не на вне его, а внутрь. Такой человек исправляет тот мир, который ему подвластен. А какой мир ему подвластен? Он сам. Поэтому этим руководствуйтесь и отличайте, гордыня это или чувство вашего достоинства. 

– Как быть, если неполно подготовишься к Причастию и после него чувствуешь себя недостойной? 

– К исповеди мы должны очень серьезно относиться. Действительно, достойных, по сути, нет. Никто из нас не достоин Причастия, но достойными называются те, кто всю жизнь свою посвящает Богу и хождением перед Ним, памятуя, что Господь взирает на него ежесекундно, и даже в каких-то элементарных своих поступках: бросили фантик в урну, и он туда не попал, а упал рядом, и у вас стоит выбор – вернуться и поднять либо пройти мимо – человек, христианин, даже в таких мельчайших своих проявлениях поступит правильно: он вернется и бросит обратно этот фантик в урну. 

Подготовка к Причастию не должна ограничиваться лишь тремя днями, когда мы несем пост и выполняем молитвенное правило. Но подготовкой к Причастию должна быть вся наша жизнь. В течение всей жизни мы должны становиться лучше и лучше, тем самым быть, скажем так, «более достойными» подходить к великому таинству – таинству из таинств – Причастию. 

Подготовкой к Причастию должна быть вся наша жизнь

Что касается молитвенного правила, поста, то и здесь мы должны проявлять максимум радения и не проявлять лености. По сути, Церковь призывает причащаться людей еженедельно по воскресным дням в идеале. В воскресный день мы должны отложить все свои дела и уделить этот день на дела богоугодные. В первую очередь это богослужение. Понимая, что нам предлежит Причастие – встреча со Христом, мы и ведем себя более сдержанно и не грешим. 

В воскресный день мы должны отложить все свои дела и уделить этот день на дела богоугодные

Если вы причастились в воскресный день и предполагаете причаститься в следующий воскресный день, вы уже начинаете с понедельника готовиться, исполняя молитвенное правило. Не оставляйте всё на субботний день. В понедельник вы можете исполнить покаянный канон ко Господу, во вторник – канон ко Пресвятой Богородице, в среду – канон ко Ангелу Хранителю, и у вас останется еще три дня, чтобы исполнить непосредственно последование ко Святому Причащению: предначинательные молитвы, еще один канон, и уже непосредственно «хотя ясти, человече, Тело Владычне», и молитвы. И желательно, чтобы молитвы вы исполнили до всенощного бдения, иначе, возвращаясь обратно домой уставшими после тяжелого дня, вы не сможете в полной мере войти в молитвенное состояние, а будете думать о вашей усталости. 

– Можно ли просить батюшку о личной встрече? Времени на Исповеди недостаточно для подробного рассказа о себе, чтобы получить совет. 

– Можно попросить о встрече, потому что Исповедь и не является беседой со священником. Вы не должны превращать Исповедь – одно из семи таинств Церкви – в разговор и беседу со священником. Священник лишь совершитель таинства и свидетель вашего покаяния, вы даже на него можете не обращать внимания, стоя перед иконой, перед Крестом с Евангелием, вы приносите покаяние, вы беседуете со Христом и говорите: «Господи, согрешили пред тобой: гордыней, осуждением, превозношением, небрежением, непослушанием и так далее. Господи, прости, обещаю, что с этого момента приложу все силы, чтобы это в жизни моей искоренилось. Ты меня очисти, дай мне силы и помоги в преодолении этих пороков». Всё, больше ничего рассказывать не надо на Исповеди. Не надо подробно рассказывать о своих грехах, потому что Господь ведает, когда вы согрешили, сколько раз совершили тот или иной поступок, что предшествовало этому поступку, кто участвовал в этом поступке. Иначе вы наберетесь грехов и осуждения тех людей, которые были участниками и свидетелями, и осуждение начинается, и самооправдание: «Ведь у меня такая ситуация, поэтому так». Не надо этого всего. Вы хотите уйти очищенными с Исповеди или, наоборот, набрать на свою голову большего осуждения? Пришли, принесли тихое покаяние и с миром ушли. Нужна встреча со священником? У каждого из вас есть доверительные батюшки, духовники, и их просите о встрече с вами, и священник по возможности своей назначит вам встречу, когда сможет вас принять. И тогда вы можете уже раскрыть всю свою жизнь, обстоятельства жизни и попросить дружеского совета. И такие встречи обязательно должны присутствовать в вашей жизни. Священник, ваш духовник, хотя бы немножко должен уделить вам личного времени… Если этих встреч не бывает, это печально, потому что такие встречи дают большее осознание и разбор вашей духовной жизни и лучших результатов так же, как работа над ошибками. 

Не надо подробно рассказывать о своих грехах, потому что Господь ведает, когда вы согрешили, сколько раз, что этому предшествовало и кто участвовал

– Не всегда можно запастись просфорами на всю неделю. Можно ли делить на части имеющуюся?

– Конечно можно. Разные есть возможности сохранить просфоры, некоторые режут на маленькие части, потом сушат и потом, поутру, после молитв, принимают вместе с крещенской водой. При этом не надо набирать там огромное количество просфор, чтобы они портились. Достаточно взять одну на неделю и на маленькие семь частей поделить, как раз по числу недели. 

Крещенскую воду тоже не надо много брать флягами. Можно взять одну бутылочку и потом по мере надобности добавлять ее в обычную воду – «и капля освящает море». Можно взять маленькую бутылочку и не надрываться, и в течение всего года у вас будет крещенская вода. Хоть в ванну добавьте каплю – ванна будет освящена и эта вода будет считаться крещенской.

– Когда молишься, не всегда помнишь людей, имена которых записаны в помяннике.

– Понятно, что вы не можете всех в голове держать, и здесь остается одно, когда читаете молитвы, говорите: «Господи, помяни всех наших православных сродников, всех тех, кто просил нас помолиться о них». Это не формальность, это молитва, потому что Господь ведает все имена, по имени каждого поминает. Так же и с молитвой об усопших поступаем. 

– Можно ли молиться о подруге, которая умерла из-за злоупотребления спиртным, и о самоубийце, которая не является родственницей? 

– Во-первых, на подобные подвиги вам нужно взять благословение у вашего духовника, он знает ваше духовное состояние, ваши силый и только после благословения духовника можно брать на себя такой духовный подвиг, а молиться за самоубийц в особенности. 

Просто молиться – в этом нет ничего плохого, но дело в том, когда мы на себя берем подвиги, которые неудобоносимы для нас, может быть, мы еще не готовы взять на себя такие подвиги, это может сказаться на нас негативно, поэтому обязательно посоветуйтесь с духовником. Есть особые молитвы, которые могут нас содержать в такой безопасности, скажем так, не повредить нам. Возьмите благословение у духовника.

– Скажите, пожалуйста, если сын ругается матом, как поступить? 

– Как поступить? Вы, скорее всего, упустили то время, когда нужно было формировать правильное мировоззрение. Если на данный момент вы уже не можете с этим справиться, остается только выстраивать доверительные отношения с сыном, родительским уговором нежным постараться исправить то, что вы недоработали в детстве. И молитву совершать. Руганью вы ничего не сделаете. Руганью вы только отдалите ребенка от себя и соделаетесь его врагом. И возложите всё свое упование на Бога, и, может быть, сейчас быстрого результата не будет, но потом спасительное семя, то есть доброе отношение, может принести большие плоды. 

– Биометрический паспорт нужно ли брать? 

– Что плохого в биометрическом паспорте? Вы подпись ставите какую-то? Это очень близко с ИННщиками, с которыми отец Иоанн (Крестьянкин) в свою бытность боролся как мог, и даже отцу Иоанну (Крестьянкину) не верили, никому не верили. Вбили себе в голову, что это три шестерки. Поймите, печать сатаны не в трех шестерках – это опять же лишь образ. Мы несем на себе печать дара Духа Святаго при Миропомазании. Ну-ка, показываете, где у вас печати? Есть на хвосте, на усах печати? Нет. 

Есть печать антихриста. Несет ли убийца, насильник печать антихриста на себе? Конечно, он несет, но это не три шестерки на челе, или на теле, или где-либо на руке. Нет, печать духовная стоит на душе. Душа принадлежит не Богу, не соработничает с Богом, но является служительницей сатаны. Человек продает свою душу из-за греха, становится бесоподобным. Не в биометрических паспортах отречение от Бога, а в поступках, в помыслах, в мировоззрениях. Вот в чем кроется печать антихриста. А мир развивается, а цифровизация проходит, безопасна ли она? Об опасности подобных вещей говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда подобные вещи, как, например, безналичные деньги, могут стать орудием управления человеком, но не его сознанием, а шантажом человека. Печать антихриста – это вещь духовная, так же, как и печать дара Духа Святаго.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить