Почему Господь допускает страдания?

В редакцию сайта пришло такое письмо. «Здравствуйте, мой вопрос может показаться странным, но у нас в семье горе, отец болен раком на последней стадии. Господь открыл болезнь очень поздно. Я верю в чудо, я молюсь, я хватаюсь за любую соломинку и вижу, как вся наша семья преображается и идет к Богу. Но я бы всем сердцем хотела другой участи для отца, чтобы это было просто предупреждение. Скажите, можно ли изменить Промысл Божий? Вы не представляете, как хочется, чтобы все это было просто страшным сном. Я читала, были и исцеления полностью, были и смерти. Можно ли вымолить и как… Помогите».

1 (75).jpg

Как мне представляется, данное вопрошание относится не к жанру праздных или любопытствующих вопросов, когда на досуге человек, пусть и с благими целями, интересуется великими тайнами Промысла Божия, но намеревается достигнуть понимания этих таин минимальными средствами и усилиями. Я вижу в приведенном вопрошании человеческую боль, следствие глубоких страданий человека, что называется, пережившего «экзистенциальный кризис» из-за настигших его несчастий. «Человеку страдающему» очень трудно помочь словами, советом. Помните, насколько глупо и неуместно выглядели богословские умствования друзей праведного Иова, когда его постигли всевозможные несчастья? Лишь эмоциональное участие, дух соболезнования, ощутимая реальная помощь способны облегчить боль страждущего.

Лишь эмоциональное участие и реальная помощь способны облегчить боль страждущего

Однако страждущий всегда хочет получить однозначный ответ: откуда страдания? Почему коснулись они именно его? Почему страдания возникли здесь-и-сейчас? Опять же, напомню, что Промысл Божий очень трудно поддается рационализации, однако за многие столетия человеческий разум, просвещенный благодатью Божьей, через продолжительные размышления приходил к определенным заключениям. Священное Писание дает целый спектр ответов, раскрывающих для нас проблему существования страдания. Приведем некоторые из них.

Одним из самых распространенных истолкований является отношение к страданию как к Божьей каре или наказанию. Страдания людей – это осуждение Богом человеческих грехов (см.: Втор. 30: 15; Ис. 3: 11; Мф. 7: 24–26; 2 Кор. 5: 10; Рим. 1: 18, 32). Здесь страдание рассматривается как естественное следствие человеческой греховности. Человек страдает, потому что измлада связан со грехом. Такое понимание было сугубо связано с ветхозаветным мышлением. Напомним, что друзья Иова апеллировали именно к этому богословскому положению, когда осуждали Иова за скрытый ужасный грех, который привел к его страданиям. Однако христианское мышление, как более утонченное и глубинное, чем ветхозаветное, отрицает такую абсолютную закономерность: да, конечно, любой закоренелый грех приводит к расплате последующими страданиями (блуд, вредные привычки, обман), но далеко не все страдания вызваны грехом (тем более грехом родителей или близких). И уже само ветхозаветное мышление, как мы хорошо помним, через книгу Иова самостоятельно подвергает сомнению старинную формулу «страдание – наказание».

Более христианским истолкованием является понимание страдания как воспитательной, педагогической меры. Бог, как любящий Отец, действует не с точки зрения правосудия или неумолимого наказания, но использует метод дисциплинирования, пытаясь приблизить к Себе каждого грешника опосредованно, через страдания и боль, подобно действию горькой пилюли или строгого педагогического приема. Опять же, многих может не удовлетворить такой ответ, потому что совершенно непонятны критерии подобных действий и непонятно, по какой причине такое Божественное дисциплинирование может выглядеть парадоксально (в частности, в современном иудаизме пример холокоста как Божественного дисциплинирования избранного народа Израиля выглядит крайне искушающе).

Испытания позволяют нам стать целостной личностью, прошедшей «горнило невзгод»

Принцип дисциплинирования был углублен через обращение к понятию «испытания». Страдание понимается как некое свидетельство или испытание, то есть в период испытания глубина веры человека подвергается жесткому тесту. Святые отцы очень часто обращались к образам из кузнечного дела, когда прокаливание ценной руды приводит ее к очищению от лишних примесей. Так и испытания в образе страданий позволяют нам возвыситься над всеми мирскими заботами и стать целостной, совершенной личностью, прошедшей через «горнило невзгод». Мы видим, что праведный Иов вышел из описанных страданий укрепленным в своей вере. Схожим с принципом «испытания» является критерий «откровения», когда страдания оказываются одним из путей Откровения. Здесь страдание трактуется как свидетельство вхождения человечества в более полное знание Бога, а истинное познание сфер Божественных, как хорошо известно, возможно лишь через Откровение.

2 (59).jpg
И. Репин «Иов и его друзья», 1869 г.

В тех случаях, когда вышеописанные объяснения не удовлетворяют страждущего, возникает понимание страдания как «тайны» для человеческого ума. В ряде случаев конкретное зло или страдание не поддается теоретическому объяснению. И в Библии часто говорится о тайне страданий. Своим наличием эти феномены заставляют нас почувствовать обширность и тайну всей вселенной, равно как и необходимость смирения, терпения и веры в наших поисках решения проблемы конкретного зла и страдания. Это и был, кстати, окончательный ответ Господа праведному Иову.

Объяснений страдания, в действительности, Священное Писание дает необыкновенное множество. Надо помнить, что все равно они остаются попытками просвещенного разума углубиться в бездны Промысла Божьего. Именно поэтому страдающая душа полностью не успокаивается, не удовлетворяется этими ответами. Конечному разуму очень трудно понять эти бесконечные глубины Откровения, однако существует множество средств, дающих нашей душе облегчение. Многие христиане полагают, что окончательный ответ на проблему зла и страдания должен находиться не в раскрытой нам с помощью Откровения и рационального мышления теологической теории, а в принятии искупительной жертвы Христа.

***

О страданиях, о том, почему и для чего их допускает Господь, в книге «Размышления над Книгой Иова для современного человека» рассуждает насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров). Опираясь на толкования святых отцов Церкви, он размышляет над Книгой Иова и ведет читателя к истинному пониманию происхождения и смысла страданий.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить