Преодолеть беспомощность перед страстями

Слово в Неделю о расслабленном

Христос Воскресе!

1.JPG

В пасхальный период Церковь обращает наше внимание на то, как отдельные люди реагировали на воскресение Господа из мертвых в третий день. Апостол Фома в него не верил, пока сам не дотронулся до ран воскресшего Спасителя. Иосиф Аримафейский снял тело Христа с Креста и похоронил его вместе с Никодимом, положив в гробнице. Жены-мироносицы рано утром отправились к этой гробнице, чтобы помазать тело Спасителя маслом, это было последней данью их любви к Нему. Так они стали первыми свидетельницами Его воскресения.

В Неделю о расслабленном Церковь призывает нас лично войти в радость воскресения и увидеть самих себя в свете исцеления Господом человека, который был парализованным, расслабленным, в течение тридцати восьми лет. Этот мужчина, его имя осталось неизвестным, находился поистине в бедственном положении – он был совсем рядом с купелью, войдя в которую мог получить исцеление, но из-за того, что он не мог передвигаться, кто-то обязательно спускался к воде перед ним и исцелялся. На первый взгляд кажется странным, как эта ситуация соотносится с празднованием Пасхи. 

Победив смерть, Спаситель исцеляет нашу ветхую природу, слабость, избавляет от отчаяния и рабства смерти, которую мы заслуживаем по нашим грехам. До Воскресения Христова мы были не в силах уподобиться Богу, достичь святости, были расслаблены и не способны одолеть неизбежную смерть. Нам нужен не просто учитель правовой, нравственной или религиозной истины, а Тот, Кто сможет даровать мертвым жизнь. 

Господь принес Себя в жертву, чтобы вернуть нам образ Божий, исцелил нас от расслабленности – беспомощности перед грехом и смертью

Расслабленный находился рядом с Иерусалимским храмом, прямо у купели, из которой брали воду для омовения агнцев перед принесением в жертву. Описываемое чудо исцеления расслабленного произошло в иудейский праздник Шавуот, когда вспоминается дарование пророку Моисею от Бога Закона, десяти заповедей. В ветхозаветные времена Закон и жертвоприношение в Храме служили прообразами пришествия Христа, но они не могли избавить людей от тяжести греха и оков смерти. Господь сделал и то и другое, став Агнцем Божиим, взявшим на Себя грех мира. Великий Первосвященник принес Себя в жертву на Кресте, принял смерть и освободил нас от нее Своим воскресением, чтобы мы по благодати сделались «причастниками Божественного естества». Господь принес Себя в жертву, чтобы мы могли вернуть себе образ и подобие Божии, исцелил нас от нашей расслабленности – беспомощности перед грехом и смертью. Мы были смертельно больны, нам требовалась помощь Великого Целителя. 

Недуг расслабленного символизирует болезнь каждого из нас, всего падшего человечества, предоставленного самому себе. Тот человек не просил Христа помочь ему, даже не знал Его имени. Господь Сам милостиво подошел к нему и задал, кажется, очевидный вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5: 6). Слова Спасителя ставят нас в тупик, потому что мы склонны определять себя исходя из наших извращенных желаний и привычных грехов, порой мы даже отождествляем честность перед самими собой с отрицанием потребности в исцелении. Так ведут себя многие в современном обществе и призывают нас последовать их пагубному примеру. Что бы мы ни думали, наши взгляды не помогут нам обрести исцеление. Напротив, служа страстям во имя свободы, справедливости или еще чего-нибудь, мы только духовно слабеем. Так мы в конечном итоге только сделаемся бессильными перед искушениями, которые отказываемся признавать, возможно, мы даже хвалим себя за искренность и добродетельность.  

2.JPG

Нам неприятно будет это слышать, но мы сами не в силах духовно исцелиться, это правда. Мы как тот расслабленный, который не мог спуститься к воде в купели. Единственное решение, единственный выход – получить исцеление, которое сами мы себе даровать не можем и которого не заслуживаем. Чтобы принять милость Божию, необходимо признать, каковы мы на самом деле. Мы едва ли в силах исполнить Господню заповедь: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5: 8). Как бы ни было трудно, нужно из послушания встать, так мы сможем стать причастниками Его победы над грехом и смертью. Также необходимо помнить, что принять от Него исцеление будет намного труднее, чем просто позволять греху владычествовать над нашим сердцем. 

Расслабленному, который многие годы не мог двигаться, очевидно, было непросто исполнить повеление Христа – встать, взять свою постель и пойти. Он привык быть инвалидом, но Спаситель призвал его к иной жизни, трудности которой он не мог себе и представить. В какой-то момент он, вероятно, испугался того, что его ждет впереди. То же самое ощущаем мы каждый раз, когда получаем возможность лучше видеть свои пороки. Чем больше Господь будет нас исцелять, тем больше мы будем осознавать всю расслабленность нашей души. Спаситель повелевает нам, оставив грех, встать и идти к святости. Он говорит нам об этом не однажды, а каждый день на протяжении всей жизни, призывает нас войти в вечную радость Небесного Царства, которое открылось нам Его славным воскресением. 

Спаситель повелевает нам оставить грех, встать и идти к святости, Он говорит нам об этом каждый день на протяжении всей жизни

Расслабленный из воскресного Евангелия никогда бы не смог встать и пойти, если бы смирился с тем состоянием, в котором пребывал в течение тридцати восьми лет. Когда человек долгое время лежит, он слабеет и теряет способность двигаться. То же самое в духовном смысле можно применить к нам, если мы не будем делать над собой усилие, по силам стараясь служить Богу в надежде получить от Него исцеление. Чем более будем привыкать к греху, в особенности верить заблуждению, будто человек через грех становится самим собой и служит какому-то высшему благу, тем слабее и беспомощнее мы будем перед грехом. Чем дольше по собственной воле будем пребывать в рабстве страстей, тем меньше у нас будет желания получить ту свободу, что Своими смертью и воскресением нам подарил Господь. 

3.JPG

Сам Христос, как Богочеловек, является исцелением и блаженством для человека, Спаситель способен вернуть ему тот образ, который он утратил после грехопадения. Предать себя в руки Христа – значит отказаться от своей беспомощности перед грехом и сделать неуверенные шаги вперед, чтобы открыть сердце той Божественной Силе, что победила даже смерть. Вместо того, чтобы размышлять над своим состоянием, нужно предать себя милосердию Того, Кто станет неведомым образом исцелять и укреплять нас по мере того, как мы будем посвящать Ему нашу жизнь, пусть и понемногу. Нужно также прочувствовать и запомнить те слова, что Христос обратил к расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Исполнить их – значит бодрствовать и проявлять бдительность, постепенно отворачиваясь от привычных страстей и мимолетных искушений, которые так легко завлекают нас в свои сети. Войти в священную радость Пасхи – это поистине путь длиной в жизнь, стяжание целительной милости Божией по мере уподобления Ему в святости. Для этого нам нужно встать, взять свою постель и пойти – и идти каждый день в течение всей жизни. Это заповедь Спасителя нам и залог познания радости Его победы над смертью, ибо Христос Воскресе! 

Источник: Ancient Faith

Перевела с английского Мария Лицман

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить