«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу»

С великой радостью, мои дорогие, я сейчас нахожусь среди вас – среди тех, кто приходит в церковь, чтобы воздать славу Богу и преклонить колени перед Святой Троицей. 

1.jpg

Я слышал, что многие из вас прославляют святого великомученика Димитрия Солунского, что свидетельствует о том, что вы испытываете к нему утонченную любовь, признательность, уважение и чувствуете, как будто он действительно жив.

Но неужели, дорогие мои, святой Димитрий на самом деле жив? Конечно. Раз мы празднуем его память, это значит, что он жив. И он ближе к Богу, чем мы, чтобы быть в состоянии заступиться за нас, грешных, немощных, больных, униженных, страждущих, и за каждого человека вообще.

Что можно сказать об этом святом? Мы могли бы сказать, что противникам христиан удалось убить еще одного. Но что значит «они его убили»? Что угодно, только не обычное наше понимание. В момент смерти он смотрел своими глазами на Христа… Он не боялся. Мученическая смерть для него была величайшей славой, которую он когда-либо мог достичь.

Мученическая смерть для св. Димитрия была величайшей славой, которую он когда-либо мог достичь

Где император Максимилиан, который казнил св. Димитрия? Его вспоминают с отвращением. Святой Димитрий, с другой стороны, почитается. Этим мученическим подвигом за Христа он снискал величайшую славу. 

Как вы знаете, когда он был в тюрьме, к нему подошел ребенок, Нестор, чтобы взять благословение на битву с великаном, которого все боялись. Что сделал святой? Нестор преклонил голову, и святой благословил его. И молодой парень ушел, чтобы тоже стать мучеником. Потому что внутри Церкви нет большей славы, чем славы мучеников. 

И когда, мои дорогие, святой Димитрий принял мученическую смерть за то, что благословил Нестора, император остался со своими грехами, остался с ненавистью, страстью, слабостью своего естества. Но чем больше падал этот правитель, тем больше поднимались святые Церкви. 

Сколько верующих первых веков христианства взяли благословение от своих жен, чтобы принять мученическую кончину. И эти жены обнимали своих мужей в последний раз, прощались с ними, благословляли их, и такой святой бежал, чтобы стать мучеником, прежде чем прекратятся гонения на христиан. Сколько из них стяжало вечную славу! 

Мученичество есть победа – победа над страхом, над секуляризмом, над тщеславием. Это победа и над бесами. Они не боялись неверных, они не боялись провокаций императоров и идолопоклонников. «Я хочу сразиться с ним», – сказал Нестор. «Сразиться» означает, что я буду противостоять всему человеческому, что не дает мне быть с Богом. 

Мученичество есть победа над страхом, тщеславием, это победа над бесами

Мученичество означает умереть за Христа, потому что я знаю, что буду жить со Христом… Всегда! 

1.jpg

Тюрьма была самым радостным местом для мучеников, а огонь для них был самой большой росой. Смерть для них означала начало новой и вечной жизни. Мученик чувствовал, что он победитель жизни. Мученик был, остается и будет близким другом Бога. Вот почему в Псалтири сказано: «Мне же зело честни быша друзи твои, Боже, зело утвердишася владычествия их» (Пс. 138: 17).

Да, милые мои, как ими не восхищаться… Мученик, если вы молитесь ему, если вы поклоняетесь его реликвиям, если вы имеете к нему доверие, вы увидите, что мученик источает сладость и благословение. И христиане первых веков, зная об этом, были счастливы обрести такой конец.

Даже Пасха не была для них такой радостной, по сравнению с тем, когда кто-то из их села или города становился мучеником. Мученичество было гораздо более радостным, чем брак. Народные победы не были такими радостными, как появление нового мученика. Кроме того, они знали, что мученичество прощает все грехи, и мученик обретает место сразу по правую руку от Великого Царя, Господа нашего Иисуса Христа.

Но, дорогие мои, какой человек не проходит каждый день через мученичество? Каждый день окружающие нас люди ведут свою борьбу, несут свою боль. Как часто можно увидеть человека, который в своей общественной жизни будет великим и знаменитым, но как только вы приблизитесь к нему и он откроет свое сердце, вы увидите, что он проходит через мученичество… 

1.jpg

Когда кто-то теряет своего единственного ребенка, можете ли вы сказать, сразу же он становится мучеником или нет? Когда он или она встречает смерть своего ребенка с терпением, со смирением, с верой в Бога и, прежде всего, с уверенностью, что этот ребенок жив в вечности…

И если мать воздевает руки к иконе Пресвятой Богородицы и говорит: «Пресвятая Богородица, дитя мое любило Тебя даже больше, чем меня. Тебе я доверяю его путь с этого момента, когда он уходит от меня, до тех пор, пока он не достигнет небес…», это значит, что она доверила душу своего ребенка в объятия Пресвятой Богородицы. Но разве эта мать не мученица?.. 

Или когда мы видим, что жизнь становится трудной. Или когда все наши усилия терпят неудачу, когда кто-то обижает нас, когда кто-то клевещет на нас, когда забывают нас, когда бросают нам вызов, когда кто-то общается с нами только потому, что хочет воспользоваться нами… разве в таких случаях мы не страдаем?..

Или когда мы боремся со своими страстями, со своими грехами… разве мы тогда не мученики? Когда я вижу, что у меня есть страсть, и я молю Бога отнять ее от меня, но она все еще мучает меня, и я борюсь, и все же не могу перестать впадать в грех, разве это не мученичество перед Богом? Но разве Бог не видит душу, которая борется, чтобы избавиться от греха?..

Тот, кто пытается победить свой эгоизм и принимает решение покаяться в своих грехах перед священником, разве он не мученик в своем роде? Разве мы ежедневно не встречаем мученичество в наших душах и в домах? Наше ежедневное терпение трудностей, наша вера, когда мы заболеваем, наша надежда на Божию помощь, когда уходит почва из-под ног… Если мы любую малую вещь делаем во славу Христову, тогда это считается мученичеством.

Если мы любую малую вещь делаем во славу Христову, тогда это считается мученичеством

Поэтому, дорогие мои, мученичество – это сказать: «Христе мой, я жду Тебя, я живу для Тебя этой мучительной жизнью… с моей больной печенью, с моим больным сердцем…» 

Кто терпит за Христа, тот воистину мученик. Когда мы постимся, не является ли это мученичеством в наше время? Ведь этого сейчас не практикует большинство людей. Когда мы боремся духовно, когда мы молимся за ближнего и любим его, в то время как большинство людей вообще не обращают никакого внимания на своего ближнего и заботятся только о себе. Вы видите, что каждое время дня и ночи, каждый случай может превратиться в возможность для духовного мученичества. Таким образом, мои дорогие, мы станем свидетелями радости, потому что будем чувствовать, что становимся небесными людьми.

Сколько мучеников в момент своей смерти получили утешение, теплоту, облегчение страданий от Христа и святых… Как святой Стефан, когда его забрасывали камнями, чтобы убить, увидел славу Христову? Хоть бы и нам ее увидеть, лишь один бы раз, а потом умереть, мои дорогие… 

Такой чести и такой радости мы не можем найти больше нигде. Был один страдалец, и когда его распинали, он увидел Христа с архангелами… он так обрадовался, он улыбнулся, и палач заметил это и сказал ему: «Что ты улыбаешься?» – «Видел я славу Бога моего, и возрадовалось сердце мое!» 

1.jpg

Кто-то еще, когда Бог призвал его стать мучеником, как вы думаете, что он сделал? Он сказал: «Господи, будь со мной, и я пойду первым». И так оно и случилось! И он первым был брошен в бездну огненную.

Другой поехал на Восток за драгоценностями для своей дамы и увидел мученичество христиан. Среди этой атмосферы он наблюдал, как христиане подбадривают мучеников к встрече со зверями. И он тоже пошел на мученичество со словами: «Я христианин» – и принял мученическую смерть. Мощи его были отправлены на родину, и он сразу был признан святым. Вы видите, как легко можно стать святым – если такой человек не боится умереть за Христа, если у него нет кроличьего сердца.

Позвольте мне закончить, мои дорогие. Величайшая слава – быть верным Христу до самой смерти! Мученичества от нас сегодня не ждут, но мы должны быть готовы к собственному мученичеству. Какой прекрасный стих существует в Откровении: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 21–22). 

Величайшая слава – быть верным Христу до самой смерти!

То есть кто останется верным, кто останется твердым в клятвах, данных сердцем Христу во время нашего крещения, тому дадут сесть не где-то в другом месте, но справа от Его престола…

И в Откровении снова читаем: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3: 12). Что это значит? Точно так же прибавляют столпов, подпорок, к рушащемуся дому. Это значит: «Я поставлю тебе такой столп, если ты будешь верен Христу». Столпы Церкви – люди, сохраняющие верность Церкви в своей жизни. Именно они действительно прославляют Бога.

А потом Бог говорит: «Вот Мой престол», и Он показывает его св. Иоанну во время откровения. Он показывает ему 12 престолов. Для кого они? Для апостолов. Затем Он показывает ему 24 старцев, то есть всех тех исполинов веры, всех прославивших Бога и ставших смелыми столпами духовной жизни, великанами нашей Церкви.

Тотчас же Он говорит ему: «Посмотри туда», и святой Иоанн смотрит, и что он видит? Великое множество людей, которое никто не мог перечесть. Что значит множество? Многомиллионные толпы людей… Люди обычно думают, что христиан мало, а грешников и неверных много… в чем они ошибаются?

1.jpg

Мы, вероятно, знаем тех, кто верит в Бога и не выставляет этого напоказ, кто даже в последний момент своей жизни говорит, как разбойник: «Мой Христос, я предал Тебя, но, пожалуйста, не предавай меня, спаси меня!» 

И такие спасаются, мои дорогие, каждый день. Мы будем в состоянии узнать тех, кого считали атеистами, неверными, злыми… Почему Он помещает их всех вместе?.. 

Но сначала позвольте мне сказать еще кое-что. Христос говорит св. Иоанну: «Посмотри сюда». И множество ангелов стояли вокруг Престола. Позади и вокруг людей стоят ангелы и архангелы, потому что ангелы и архангелы, херувимы и серафимы служат спасению людей. Бог окружает людей в знак уважения и отеческой любви святыми ангелами. Святой Иоанн падает ниц… Почему? 

Потому что он увидел, что все эти ангелы, все святые во славе, которую они имели, со всей любовью, которую они приобрели, с триумфом, который дал им Бог, с открытой перед ними вечностью, они все пали ниц пред невечерним светом Лика Христова, пред триадным Божеством Отца, и Сына, и Святого Духа… 

И все и вся падают ниц и поклоняются, говоря Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему». 

Дорогие мои, давайте жить, почитая святых нашей Церкви. И хотя мы немощны, давайте иметь благородное стремление заполнить собой небеса и не упустить этой всеобщей славы и вечности. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Православное учение старцев

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить