Принять благодать Божию

Слово в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Принять благодать Божию. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
04 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:10:00 мин, размер 9.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

За богослужением сегодняшнего праздника мы называем Божию Матерь «Храмом Спасителя», «многоценным Дворцом», «священным Сокровищем славы Божией», Которое вводится в дом Господень.

Эти и другие сравнения основаны на таком типологическом толковании Библии, при котором в Ветхом Завете усматриваются поэтические прообразы Девы Марии, от Которой получил Свою плоть Адам Завета Нового. В число прекрасных прообразов входит лестница Иакова, по которой к небу восходили и нисходили ангелы; Ноев ковчег, вводящий человеческий род в мир, очищенный от греха; Неопалимая Купина, через которую явился людям огненосный Бог, не повредив при этом бренное земное естество; Ковчег Завета, в котором пребывали скрижали Закона и хлеб жизни – небесная манна; и наконец – храм, ибо Бог обитал во чреве Марии с той же славой, которую являл в пустыне странствий в скинии и при освящении Иерусалимского храма. Мария подобна священной горе Сион, Она – начало нашего освящения и предел Божественных пророчеств.

Мы поем за богослужением, что, входя в храм, Пречистая вводит с Собою благодать. «Обретшая благодать у Бога» (Лк. 1: 30) возвещает о том, что в память о милости, которую обещал Аврааму и семени его вовек, Господь «воспринял Израиля, отрока Своего» (Лк. 1: 54), «рассеял гордых», «возвысил смиренных», «алчущих исполнил благ» (Лк. 1: 51–53).

В христианском богословии слово «благодать» мы нередко воспринимаем как указание на нетварную Божественную силу (δύναμις) или Божественное действие (ἐνέργεια), в котором Бог являет Себя падшему человеку, а человек с Его помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. Апостол Павел считал себя благовестником по дару благодати Божией (δωρεὰν τῆς χάριτος τοῦ θεοῦ), данной ему действием силы Его (κατὰ τὴν ἐνέργειαν τῆς δυνάμεως αὐτοῦ – Еф. 3: 7).

В Ветхом Завете трудно найти эквивалент слову «благодать». Схожий еврейский термин «хен» (חֵן) в Синодальной Библии переводится как «благодать» (см.: Еккл. 10: 12; Зах. 12: 10) по близости идей с Новым Заветом. Как сказано в русском переводе Притч: Если над кощунниками Он [Господь] посмевается, то смиренным дает благодать (Притч. 3: 34).

При этом ветхозаветное слово «хен» (חֵן) может обозначать не только благоволение в глазах Божиих (см.: Быт. 6: 8; Исх. 33: 12), но и обаяние и привлекательность. Так, женщина с «приятным» характером хвалится: Благонравная (חֵן) жена приобретает славу (Притч. 11: 16; ср.: 1 Пет. 3: 3–5). И, напротив, порицаются многие блудодеяния развратницы приятной (חֵן) наружности (Наум 3: 4). «Прекрасными» (חֵן) в Ветхом Завете могут быть серна (см.: Притч. 5: 19) или драгоценный камень (см.: Притч. 17: 8). Только по отношению к Богу такая «приятность» может иметь собственно религиозный, а не эстетический смысл. Когда судья Гедеон обращался к Богу со словами: «если я обрел благодать (חֵן) пред очами Твоими, то сделай мне знамение» (Суд. 6: 17), он имел в виду не «приятность» своего внешнего вида, а благоволение к нему Бога. Когда царь Давид говорил: «Если я обрету благоволение (חֵן) пред очами Господа» (2 Цар. 15: 25), он имел в виду милость Всевышнего, Который «дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83: 12).

Греческое слово «харис» (χάρις) тоже имеет широкий спектр значений, но в Новом Завете оно сосредотачивает наше внимание на «благоволении» как деле Божественной любви. Речь Спасителя звучала как «слова благодати» (λόγοις τῆς χάριτος – Лк. 4: 22). Но это не означает, что она была приятной только по наружности. Спаситель возвещал исполнение пророчеств из Священного Писания (см.: Лк. 4: 21). Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (χάριτος καὶ ἀληθείας – Ин. 1: 14). От полноты Его и мы принимаем «благодать» (χάρις – Ин. 1: 16). Апостолы с «великой силою» (δυνάμει μεγάλῃ) свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать (χάρις τε μεγάλη) была на всех их (Деян. 4: 33), поскольку по благодати Божией они уверовали (см.: Деян. 18: 27). Они «находились в любви» у всего народа (см.: Деян. 2: 47), поскольку окружающие люди видели их благочестие, заботу о вдовах, больных, находящихся в темницах.

Апостол Павел нередко сравнивает «благодать» с тем даром свыше, который ниспосылается человеку не по делам закона, а по его вере (см.: Рим. 3: 24; 5: 2, 15). Благодать – это не заслуженная человеком милость от Творца. Она преподается человеку в личной молитве и в церковных Таинствах. Хотя, по апостолу Павлу, для спасения человека достаточно благодати Божией, которая «совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9), но это не означает, что после крещения христианин может опустить руки и надеяться только на чудесное воздействие на его жизнь Божественной энергии.

Преподобный Макарий Египетский сравнивает благодать Божию с «небесной солью» (ср.: Кол. 4: 6), очищающей душу человека. «По мере того, как душа многие годы оказывается благоискусной и согласной с благодатью», последняя, по выражению преподобного Макария, «пускает корни» в этой душе, «пока вся душа не будет объята небесной благодатью». При этом она действует «постепенно», «чтобы испытать человеческое произволение». «Как пчела тайно созидает соты в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою». Следовательно, христианину необходимо потрудиться над своей душой, чтобы ответить на Божественную любовь и не растерять полученную в крещении благодать.

К сожалению, наши современники далеко не всегда стремятся взыскать благодать от Бога. Руководствуясь тем, что Закон – лишь «предтеча и слуга благодати», они теряют страх перед тем наказанием за неверность, которое возвещает Библия, надеются на внешнее воздействие благодатной силы через святую воду, чудотворную икону или святые мощи, надеются на то, что милостивый Господь примет их в Свои объятия за то, что они стараются не нарушать десять заповедей Моисея. А некоторые не соблюдают и десяти заповедей, но надеются на «авось», ибо они по своим собственным критериям добра и зла якобы ничего «плохого» стараются не делать.

Благодать Божия – это не магическая энергия, которая струится потоками в «астральном мире». Это – благоволение Божие к тому, кто, как кроткий Давид или как смиренная Мария, всем сердцем взыскует Бога. Мы не хозяева, а получатели или проводники благодати. Благодать может быть для нас живительной влагой или опаляющим огнем. Характер воздействия Божественной силы определяется духовным состоянием каждой конкретной личности, ведь благодать Божия не столько направлена на исцеление телесных ран, сколько на просвещение ума и совести всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1: 9).

Дар благодати Божией освобождает человека от рабства страстям, вливает силы для борьбы со злом и ведет к победе над грехом. Обновленный во Христе человек становится «новой тварью» (2 Кор. 5: 17). Он, подобно дикой маслине, прививается к «святому корню» (Рим. 11: 16–17), облекается в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 24), живет жизнью Тела Христова (см.: Еф. 4: 16).

Сегодня мы вспоминаем о том, как Матерь Божия сделала первые шаги в Иерусалимском храме. Но мы не переносимся в прошлое 2000-летней давности. В тропаре и кондаке праздника не раз повторяется слово «сегодня»: «Днесь благоволения Божия предображение», «днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи». Ныне, сегодня «Честнейшая херувим» в окружении ангелов с нами невидимо молится Богу. Она просит о том, чтобы как в Кане Галилейской, Иисус претворил воду в вино, так и ныне Спаситель мира удостоил нас праздничной трапезы в обителях Своего Отца (см.: Ин. 14: 2). «Жена, облеченная в солнце» (Откр. 12: 1) ходатайствует за нас у престола Агнца, берущего на Себя грех мира (см.: Ин. 1: 29), дабы мы возрастали в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 3: 18), потрудились над умножением благодати (см.: Рим. 6: 1; 1 Пет. 1: 2), преизобиловали благодатью (см.: Рим. 5: 20).

Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, – как пишет апостол Павел, – да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2: 16–17).

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить