«Приобщиться к богослужению может человек, способный молчать»

Как полюбить ходить в храм, если богослужения кажутся сложными, особенно новоначальным. Много текстов и песнопений на церковнославянском языке, который не не сразу разберешь. Но богослужение – это подтверждение дружбы, любя Христа, идя вслед за Ним, ты не можешь пропускать Литургии и всенощные, уверен архимандрит Савва (Мажуко). А разобрать, что поет клирос, какие возгласы подает священник, можно, пару раз щелкнув мышкой.

– Ваше Высокопреподобие, отец Савва, как начался Ваш священнический путь?

– Я очень люблю петь. Первые годы своего священства много регентовал. Служил очень редко, потому что регентов не было вообще. Я приехал из семинарии в монастырь на каникулы, меня встретил настоятель и сказал, что нужно спасать монастырь. Он попросил остаться на какое-то время, поучиться заочно и спасти клирос. С тех пор уже 26 лет я нахожусь на «каникулах». Клирос спасен. Я очень люблю петь и постоянно использую эту возможность. На Литургиях очень люблю, чтобы пел весь народ. Служу чаще всего ранние воскресные Литургии при открытых Царских вратах. Там все прихожане поют. Мы выбрали самый простой репертуар, как старушки в деревнях – всё время одно и то же. Один и тот же прокимен, один и тот же причастен, один и тот же тропарь. И люди просто счастливы. У нас также есть детская Литургия, мы ее называем «пиратская», потому что собираются дети с родителями вместе и наше залихватское пение похоже на Литургию пиратов.

– Отец Савва, а Вы не раздражаетесь, когда люди не попадают в ноты? Ведь если будет петь весь храм, то точно найдутся те, кто будет петь мимо.

– Это все решаемые вопросы. Из-за того, что ты все время поешь одно и то же, оно само собой находит нужное русло и поется ровнее. Бывают, конечно, бесслухие певцы, но они не мешают.

– Батюшка, вот Вы любите службу, а многие верующие ходят в храм, потому что просто надо. Как полюбить богослужения?

– Если вы сами любите богослужение, то, хотите или нет, заразите этим других. Так устроен мир. У меня был замечательный учитель русской литературы Александр Яковлевич Козлов. Он буквально взрывал мозг даже последним двоечникам, настолько сам был влюблен в литературу. Он никогда ничего не навязывал. Но когда он начинал говорить, при этом не всегда по программе, то все слушали. В то время еще выходил журнал «Роман-газета», где печатались новые литературные произведения. Он приходил с этой газетой и говорил, например, что Чингиз Айтматов написал «Плаху». И начиналось бурное обсуждение, все вырывали этот журнал – так хотели почитать. Но он никому специально ничего не навязывал.

Если вы сами любите богослужение, то, хотите или нет, заразите этим других

В вопросе богослужений мы тоже не можем сказать: «К понедельнику все должны полюбить богослужения». Так не бывает. Главное, что я люблю. Если у другого человека есть для этой любви благодатная почва или в нужный момент он увидит отражение красоты в моих глазах, то он тоже полюбит. А всех нельзя заставлять любить. Бывают ситуации, что человеку просто не до этого.

– Чтобы полюбить богослужения, нужно встретиться с отцом Саввой и увидеть красоту Литургии Вашими глазами. Что делать человеку, который не встречает таких людей, как Вы?

– Если говорить про универсальные вещи, то я думаю, что нужно, прежде всего, понять красоту текстов и песнопений. Приобщиться к богослужениям может человек, способный молчать. Сегодня, сколько бы тебе ни было лет, ты непременно должен выразить свое мнение о Церкви, о Патриархе. Тебе 15 лет, а ты уже имеешь суждения, клеймишь, и в этом шуме, который ты производишь, очень часто упускается возможность услышать другого.

У пифагорейцев, в их философской школе, похожей на монастырь, было такое правило: человек, который вступал в братство, первые пять лет только слушал. Он даже не задавал вопросы, лишался этого права. И только когда он научался слушать, ему давали возможность что-то спросить, а потом самому даже чему-то учить.

Мы живем в каком-то бесконечном шуме, кругом – эгоизм. Высокомерие в общении со старшими, с близкими, со сверстниками только поощряется. Каждый думает: «Я непременно должен быть личностью, непременно должен иметь суждения». Из-за этого люди оглушают себя и не способны услышать важных вещей от людей и институтов, которые существовали тысячелетиями. Они мудрее, они дольше живут. Молчать и слушать – это полезный навык.

Люди оглушают себя и не способны услышать важных вещей

– Правильно ли я понял, что нужно просто прийти на службу, слушать ее и постараться услышать?

– Да, причем неоднократно. На это могут уйти годы. Я ходил в церковь советским школьником, не имея ни книг, ни наставников, не зная, как вообще к священнику подойти. Я просто приходил и слушал, боялся, что меня прогонят бдительные бабушки. Они ругались, а я все равно стоял и слушал. Мой путь в церковь был через клиросы. Я – человек, которого не взяли в музыкальную школу из-за отсутствия слуха и голоса, но мне очень хотелось петь.

Но дело в том, что у меня есть такая проблема – я интроверт. То, что я просто общаюсь с людьми, – это только иллюзия. Я очень закрытый человек. А в 14 лет мне еще тяжелее было общаться. Но мне так хотелось петь! У нас в храме на клиросе был пожилой дедушка, которому я сказал о своем желании. Он был шокирован, даже не знал, как меня зовут. Думал, что пришел какой-то советский пионер, посторонний человек, но, тем не менее, он разрешил мне петь. Потом я в бешеном темпе начал учиться, конспектировал теорию музыки, брал уроки. Научился даже играть на инструменте, потому что мне это очень понравилось.

– А есть ли в Ваших воспоминаниях какая-то отправная точка, первый момент, когда вы почувствовали радость от богослужения?

– Да, есть даже конкретная дата. Это было 7 ноября – красный день календаря. В этот день я пришел в церковь. Она была единственной в городе и очень странно работала – то были службы, то нет. Но в тот день служба была.

Община в советские годы была совсем маленькая. Большинство прихожан – старые бабушки. И когда они запели «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим» из Песни Богородицы, я подумал: «Боже, это так красиво!». И я тогда подумал, что обязательно найду этот текст. Песнопение мне показалось настолько красивым, что я у кого-то попросил молитвослов и искал этот текст.

Когда запели «Честнейшую Херувим...», я подумал: «Боже, это так красиво!»

– Отец Савва, многие спрашивают, зачем вообще ходить в храм. Например, зачем ходить вечером на службу. С Литургией всё понятно – на ней совершается одно из главных Таинств, люди причащаются. Зачем ходить в храм на вечерние богослужения?

– Богослужение – это подтверждение дружбы. Для меня это так. Я на своем опыте убедился, что над человеческой дружбой нужно работать. Вы не можете просто так сказать, что мы – друзья. Это очень долгое врастание, долгое понимание человека. Нужно постоянно человеку напоминать о своем существовании. Если вы этого не будете делать, то в какой-то момент так далеко разойдетесь, что перестанете друг друга понимать.

У меня недавно было так с моим другом. Я теперь думаю, что я его упустил. Мне все время казалось, что все под контролем, но нет. Я перестал регулярно навещать друга, часто звонить ему. У него появились свои заботы, он семейный человек. И церковь можно «упустить». Вы уйдете, например, в богословие Георгия Флоровского, будете читать изысканных Юргена Мольтманна или Сергея Хоружия и прекрасно чувствовать себя верующим человеком. Зачем вам тогда эти богослужения? Но церковь – это дружба. Община должна постоянно подтверждать свое присутствие. Здесь необходима регулярность. Даже заставлять себя иногда нужно. Хотя всё это очень индивидуально. Я не считаю, что нужно обязательно все службы посещать.

Церковь – это дружба. Община должна постоянно подтверждать свое присутствие

– Какие для Вас наиболее любимые, яркие песнопения или чтения из вечерних богослужений?

– Таких много. Я люблю Архангельского, всегда прихожу попеть на клирос тенором эти произведения. Например, «Ныне отпущаеши» – это же библейский текст, Евангелие от Луки, вторая глава, речь праведного Симеона. Никаких вопросов к этому тексту быть не может, он очень понятен.

«Свете тихий» – это самый веселый из гимнов, которые я знаю, и он древнее, чем даже кажется. Его приписывают разным авторам. Но это очень красиво. Тем более, кто знает грамматику древнегреческого языка, всегда может взять в руки подлинники, сравнить перевод и разобраться. А в молитве «Царю Небесный» какие прекрасные слова! Какой там удивительный греческий текст! Или молитва «Пресвятая Троица, помилуй нас».

– Допустим, я встал на путь дружбы с Церковью. Прихожу в храм и ничего не понимаю. Я могу принимать это как данность, креститься, своими словами молиться. А могу тревожиться и говорить, что мне непонятно, что происходит. Что делать с этим непониманием?

– Я не понимаю этого непонимания. Мне бы в юные годы тот ресурс, который сейчас есть в интернете! Я был бы на седьмом небе от счастья. Все разжёвано, разъяснено. Сегодня я нахожу через поисковики книгу Ивана Даниловича Мансветова, опубликованную еще в 19-м веке. Я вычитываю книгу – причем, спокойно нахожу источники, которыми он пользуется, сравниваю переводы. Всё есть, абсолютно всё.

Когда мне говорят, что не понимают текст богослужений, то я не вижу проблемы

Это даже не вопрос как «встать с дивана», а вопрос одного клика. Все очень просто. Сколько фильмов записано по истории богослужений, истории церковных праздников. Тебе ничего не нужно особенного делать – всё уже есть в открытом доступе. Когда мне говорят, что не понимают текст богослужений, то я не вижу проблемы: возьми, скачай на телефон и посмотри. Ты можешь это прочитать, пока едешь в транспорте по дороге в храм. Было бы желание.

Беседовал Сергей Витязев

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить