«Студенту позволены все развлечения, не противоречащие заповедям Божиим»

Беседа с иеромонахом Афанасием (Дерюгиным)

Вседозволенность, отсутствие моральных принципов и авторитетов, желание развлечений и нежелание нести какую бы то ни было ответственность… Пресса все чаще «рисует» портрет современного молодого человека серыми и черными красками. Но будем честны: в современном обществе есть очень достойные молодые люди. Много среди них верующих, они ходят в храм, исповедуются и причащаются. Сегодня, в День российского студенчества, иеромонах Афанасий (Дерюгин) отвечает на вопросы, как вести себя молодому человеку – христианину, как правильно говорить со сверстниками о своей вере и что делать, если общество эту веру не принимает.

– Многие не стесняются носить рваные джинсы и говорить, что они – эмо, готы и проч. Но случается, что молодые верующие старательно прячут крестик и себя христианами вслух не называют. Нет ли в этом греха, ведь в Евангелии от Матфея мы читаем: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10: 32)?

– Бывают разные ситуации. Одно дело – не выставлять свою веру напоказ, это правильно и соответствует Евангелию. И совсем другое – стыдиться своей веры. Например, носить крестик поверх одежды, чтобы все видели, – это неправильно. Но и постесняться перекреститься перед едой – это тоже неправильно. Как и во всех добродетелях, тут необходим «царский путь», середина.

– Как правильно позиционировать себя молодому человеку, который верует в Бога, принимает участие в Таинствах, учится в воскресной школе? Стоит ли сверстникам говорить, например, что в воскресенье ты ходил на Литургию и причащался Святых Христовых Таин?

– Мне кажется, что такого рода «проповедь» среди сверстников будет успешной только в том случае, если будут определенные обстоятельства. Во-первых, наша жизнь должна соответствовать тому, во что мы верим. Если мы сами не живем христианской жизнью, то все наши разговоры о христианстве в лучше случае не будут иметь никакого эффекта. А в худшем – станут поводом для насмешек над верой. Во-вторых, очень важно, чтобы собеседник был готов услышать нашу проповедь. Опять же, для человека, живущего совершенно другими интересами, слова о Литургии и Причастии могут стать лишь предметом насмешек.

– Как и кому нужно говорить о Христе, в каких случаях лучше промолчать, а мимо каких слов или ситуаций нельзя пройти?

– Думаю, нельзя проходить мимо в тех случаях, когда обижают ближних или оскорбляют Бога. Здесь надо твердо встать на защиту. В остальных случаях бывает по-разному. Но, так или иначе, дела всегда проповедуют лучше, чем слова.

– Конечно, лучшей проповедью христианства являются любящее сердце, добрые поступки по отношению ко всему живому. Но все-таки нужно ли словом привлекать сверстников к истинной вере?

– Самое лучшее – это отвечать на вопросы. А христианину их всегда будут задавать. Потому что христианская жизнь всегда отличается от мирской, и очень резко. Как бы мы ни старались не выставлять веру напоказ, город на вершине горы укрыться не может (ср.: Мф. 5: 14). Будут и вопросы, и непонимание, а порой и насмешки. Вот в этих случаях и понадобится наше слово. Ответить на вопрос, объяснить, почему мы поступаем так, а не иначе, возразить (мягко и с любовью) на насмешки – это те случаи, когда нужно и наше слово. Такое слово может дать очень многое.

Самое лучшее – это отвечать на вопросы. А христианину их всегда будут задавать

А вообще я нередко замечал, что для воцерковления человеку порой бывает достаточно познакомиться с воцерковленным христианином. Так что пример – все равно на первом месте.

– Для православного христианина неприемлемы дискотеки и вечеринки с большим количеством спиртного, табак, не говоря уж о наркотиках, но студенческое сообщество часто предлагает такие виды досуга. Как правильно обосновывать свой отказ?

– Так и обосновать: я христианин, поэтому не буду в этом участвовать. Да, будет непонимание, какой-то «троллинг». Но на длинной дистанции это только большее уважение вызовет. А, быть может, и вопросы: почему это человек отказывается от удовольствий? Один священник вспоминал, что первые мысли о христианстве появились у него в тот момент, когда один из его друзей совершенно перестал ругаться матом. Так что и такие действия могут быть своего рода миссией.

Зовут на сомнительные развлечения? Так и говорить: я христианин, поэтому не буду в этом участвовать

– Какие формы досуга допустимы для студента верующего?

– Я бы сказал так: все, что не противоречит заповедям Божиим. Но при этом я уверен, что, если христианин реально ведет духовную жизнь, ему со временем перестают быть интересны даже самые безобидные развлечения и душа всё больше начинает тянуться к утешениям духовным.

С иеромонахом Афанасием (Дерюгиным)
беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить