Царство Божие – это царство любви, а не собственничества

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Если хочешь быть совершенным. Худ. А.Н. Миронов, 2010 год.jpg
Если хочешь быть совершенным. Худ. А.Н. Миронов, 2010 год

Царство Божие – это царство любви, а не собственничества. Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. (MP3 файл. Продолжительность 12:54 мин. Размер 11.8 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – слышим мы слова евангельского юноши. Слова, которые задаем себе и мы, христиане дня сегодняшнего, всякий раз, когда задумываемся о собственной жизни и собственной смерти, когда размышляем о вечности. И слышим знаменитый ответ Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным – продай твое имение и раздай нищим, приходи и следуй за Мной». И еще более известные слова Господа об отошедшем и опечалившемся юноше: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство». А также «Невозможное человеку возможно Богу».

Чаще всего этот евангельский эпизод комментируется в том ключе, что для того, чтобы попасть в Царство Небесное, необходимо быть бедным, не иметь ничего своего, а если и имеешь – то раздать. Но о бедности ли нынешний евангельский рассказ, или в нем кроется нечто большее, нежели материальное или, даже грубее, финансовое состояние человека?

Если мы еще раз обратимся к тексту Евангелия, который только что слышали, то заметим, что на прямой вопрос юноши о том, что необходимо для того, чтобы иметь вечную жизнь, Господь говорит о соблюдении заповедей, данных Богом народу израиля: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И лишь на дальнейшее вопрошание юноши, который не удовлетворен таким, как кажется ему, простым ответом, Господь говорит «раздай имение». То есть, для того, чтобы наследовать блаженную вечность, достаточно соблюдения заповедей. Но для того, чтобы уже здесь, при жизни, начать жизнь иного качества, более совершенную, Господь предлагает юноше путь свободы. Счастливой свободы от земных обязательств, от связывающих сердце статусов.

Господь предлагает юноше путь свободы от земных обязательств, от связывающих сердце статусов
Если мы обратимся к евангелию еще более пристально, то увидим, что Господь говорит юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди продай твое имение и раздай нищим, приходи и следуй за Мною». Тут стоит обратить внимание на слово «совершенный». «Совершенный» в традиционном библейском контексте, который отличается от нашего современного восприятия этого понятия, означает того, кто полностью отдает себя Богу.

Таким образом, условие продать все и раздать – означает не просто избавиться от имения, но и отказаться от заслуг и социального статуса, которые обеспечили это имение. 

В Евангелии дважды написано о том, что ученики, услышав слова Христа о верблюде и игольном ушке, ужаснулись и отшатнулись в изумлении: кто же тогда войдет в Царство? Для учеников, жителей иудейской среды, где богатство человека было явным признаком добродетельной жизни и благословения Бога человеку, слова Господа Иисуса переворачивали картину мира. Ведь вспомним истории Ветхого Завета – там всюду говорится о том, как Господь благословляет праведников богатством. И, скорее всего, все что имел юноша, он заработал благодаря собственному труду, добродетельности, благодаря доброй жизни, которые обеспечили ему некий выдающийся статус в иудейской среде, обеспечивший его имением.

Мы часто, слыша или читая слова этого евангельского отрывка, путаемся в понятиях и не замечаем, что Господь не говорит, что богатые не спасутся и не наследуют вечной жизни. Наоборот, Господь, отвечая на первое вопрошание юноши говорит «соблюдай заповеди и будешь иметь жизнь вечную». Соблюдение Божественного Закона – уже путь в вечную жизнь. Для любого. Для эллина и иудея, для раба и свободного, для богатого и бедного. Но говоря о Царствии Божием, которое уже есть здесь и сейчас, которое «внутри вас есть» (Лк. 17: 20–21), которое наступает не после смерти, но раскрывается в сердце преображенного человека уже при жизни, Господь говорит о более сложном пути. И ещё о том, что не человек должен служить богатству и быть ему рабом, а богатство должно служить человеку, а человек должен распоряжаться им на благо людям.

Не человек должен служить богатству и быть ему рабом, а богатство должно служить человеку
В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: «Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно». Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.

Почему так? Скорее всего, потому что в Царствии Божием свои законы, которые отличаются от законов нашей привычной социальной среды с ее субординацией, принципами и правилами. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15). «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35) и еще множество подобных вещей, которые очень сложно сочетать с земным богатством, с славой земной, со статусом в обществе. Ведь высокопоставленному человеку очевидно тяжело принять Царство как дитя, быть из всех последним и всем слугою. Ибо мир наш устроен иерархично и у мира законы другие. Но, в то же время, хотя это и неудобно, но не невозможно.

Совет Господа «все, что имеешь, продай» – это не совет для всех и всегда. Это рекомендация конкретному человеку, юному праведнику, ищущему совершенства, обратившемуся ко Христу. Совет человеку, который от юности своей не нарушил ни одной заповеди, но сердце его хочет еще большего. Но сердце его связано чем-то иным, помимо любви к Богу.

«Богатым» в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство – это все то, о чем каждый из нас может сказать «это мое». Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное. Потому что Божие Царство – царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего «моего», но есть Бог и любовь.

В Царстве Божием нет ничего «моего», но есть Бог и любовь
Но, по благости Божией, при условии стремления жить праведной жизнью, соблюдать заповеди, верить в Бога и творить добрые дела, даже наши нынешние привязанности не препятствуют жизни вечной. Потому что невозможное для людей возможно для Бога. Ибо Господь не хочет нашей гибели. Он хочет, чтобы мы спаслись. И Сам Он сделал все ради этого. Он ждет нас и выбор только за нами.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить