«Уныние – от презрения должного»

Беседа с игуменом Киприаном (Партсом)

В молитве преподобного Ефрема Сирина, читаемой во дни Великого поста, мы просим Господа избавить нас в том числе от уныния. Каковы его причины, как обезопасить себя от этого духа, а если он нас пленил, то как освободиться от него? Рассказывает духовник Сретенского монастыря игумен Киприан (Партс).

1. Уныние. Худ. Николай Сергеев.jpg
Уныние. Худ. Николай Сергеев

Причины уныния

– Отец Киприан, что такое уныние?

– Уныние – скуке внука, а лени – дочь. И дальше у преподобного Амвросия Оптинского продолжение-наставление: «В деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Уныние – это не причина, не отдельное какое-то заболевание души. Уныние – это следствие. Бесполезно пытаться лечить следствие, не устранив причину. Например, пришла сотрудница в монастырь на работу и жалуется, что у нее голова болит. Я у нее спрашиваю: «А вы что-нибудь соленое вчера вечером ели?» «Да, – говорит, – селедку!» Правильно! Она съела на ночь селедку, у нее от этого сделалась густая кровь, которую сложнее перекачивать по сосудам, а значит, организм повышает давление. Что тогда происходит с головой? Она болит. Но не надо глотать обезболивающие или понижать давление, нужно просто попить воды, чтобы кровь пришла в норму. Также – и с унынием.

Уныние, по слову преподобного Исаака Сирина, от презрения должного. Вот я не сделал для своей души того, что ей необходимо, – не помолился, например, – на это вакантное место приходит уныние. Так и получается, по слову преподобного Амвросия Оптинского: «Уныние – скуке внука, а лени – дочь». Поленился – и заунывал. Если я продолжаю идти на поводу у себя, бездельничать в отношении запросов души, мое состояние уныния будет только усугубляться. Мы все хотим получать от жизни радости, но при этом не желаем потрудиться, потерпеть. Отсюда и уныние.

Может, конечно, уныние быть попущено и людям, ведущим строгую аскетическую жизнь, когда по особому попущению Божию благодать отымается от них или когда падшие духи, не сумев прельстить подвижника соблазнами мира, прибегают к противному средству – наводят уныние. Но в основном мы все бываем искушаемы унынием по действию своих же собственных страстей. Например, часто уныние бывает от тщеславия. Тщеславие – это кровяное чувство. Если я его в себе вскармливаю, потакаю ему, то неизбежно схлопочу уныние.

Также уныние может быть от неправильного взгляда на скорби как на что-то постоянное и непреходящее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Не очень заглядывайся на обстоятельства жизни – не стоят они: идут, быстро мчатся, сменяются одни другими. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представляются недвижущимися – удобно впадает в уныние. Кто же видит, что всё летит и сам он летит, тому легко, весело на сердце».

Бывает уныние и от усталости – тогда человеку нужно просто отдохнуть.

Всякий раз надо рассматривать, от чего происходит уныние, и бороться с причинами.

– Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что еще и от многоглаголания уныние бывает…

– Правильно, но это опять же – от презрения должного. Не позаботился о том, чтобы вовремя помолчать, сделал противоположное, – пожинаешь уныние.

– Почему подвижники говорят, что нельзя себя самого не только с другими сравнивать, но и даже просто оценивать: преуспел я или нет? (Этот помысел как раз может искушать Великим постом.) Иначе, предостерегают, впадешь в уныние.

– Потому что, если посчитаешь, что ты лучше других и превзошел себя самого в прошлый Великий пост, ты потщеславишься и следствием будет уныние. А если посчитаешь, что хуже, а тебе очень хочется видеть себя хорошим, то тогда то же самое тщеславие, действуемое уже от противного, породит в тебе опять же уныние.

Про тщеславие преподобный Иоанн Лествичник что пишет? Оно, как троерожник: как его ни бросишь, он все равно одним острием вверх. Знаете, что такое троерожник? На Руси его называли «чеснок» – при нападении его кидали перед наступающей вражеской конницей, он копыта у лошадей отрывал.

– А почему, когда наблюдаем за грехами других, нас уныние подстерегает?

– Потому что если я слежу за другими, то я не слежу за собой. Раз я не слежу за собой, а слежу за другими, я соблазняюсь их грехами, осуждаю, сам грешу тем же и – унываю…

Нарушение заповедей как следствие дают уныние. Нельзя забывать: уныние – это следствие, а не причина
В принципе все нарушения заповедей как следствие дают уныние. Нельзя забывать: уныние – это следствие, а не причина. Если мы не будем бороться с причинами, а будем пытаться врачевать само по себе уныние, ничего не получится. Пока не уберешь мать, она будет рождать чад.

«Свершение всех страстей»

– Говорят, уныние – это та страсть, которая часто приходит инкогнито. Может человек и не догадываться, что у него уныние?

– Да, специально я ничего не делаю, чтобы у меня было уныние. Но, опять же, уныние приходит на то место, которое я в своей душе ему предоставил. Я сам не потрудился над тем, чтобы мне заунывать, я, наоборот, бездействовал. Сказано же: «Уныние – скуке внука, а лени – дочь». То есть я не сделал что-то, чтобы получить радость. Тот же преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Уныние от тщеславия, а бодрость – от единения с Господом». Значит, если я иду у себя на поводу, следую широким путем: самооправдания, саможаления, самоугодия – то уныния мне не избежать. Это состояние на данном пути меня настигнет.

– А узкий путь, заповеданный в Евангелии (см.: Мф. 7: 14), что предполагает?

– Самоотвержение и самоукорение. Один разбойник висел на кресте справа от Спасителя, другой – слева. Тот, который распят был справа, избрал самоукорение и самоотвержение. А тот, что слева, саможаление и самооправдание. Перед нами всегда выбор: поступить, как разбойник одесную или как разбойник ошуюю. Радость и жизнь – это плоды самоотвержения и самоукорения. А отчаяние и уныние – исчадия шествия по широкому пути.

Радость и жизнь – это плоды самоотвержения и самоукорения
Есть еще и падшие духи, которые, можно сказать, специализируются на унынии. Святые отцы называют такого «бесом полуденным». Он еще в 90-м псалме упоминается (см.: Пс. 90: 6). Было замечено подвижниками, что он особенно в полдень искушает человека. «Врач посещает больных утром, а уныние подвижников – около полудня», – пишет Евагрий Понтийский.

Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10: 4). «Дух владеющего» – это как раз дух уныния, а «место» – это терпение. «Блажен, кто претерпит уныние, не выходя за дверь», – писал преподобный Исаак Сирин.

– Пример можете привести: как действует бес уныния?

– Дух уныния может, например, вечером человеку сказать: «Выпей баночку пива». Человек, если пойдет у помысла на поводу, эту баночку выпьет. Враг от него отойдет, человек получит облегчение. Потом этот же дух ему принесет такого рода соображение: «Выпей опять, ничего плохого в этом нет, тебе надо отдохнуть», – так что выпивший вчера и на следующий день то же самое повторит. Так человек пристращается к алкоголизму – враг его так дрессирует, чтобы поосновательнее в свои сети затащить.

– Поэтому уныние и называют «свершением всех страстей»?

– Конечно, потому что уныние – это следствие жизни по страстям. Угождение любой страсти уже в себе заключает уныние. Допустим, человек поддается страсти чревообъядения. Уныние как следствие охватывает всего человека. Не важно, что я украду: лошадь, овцу или кошку, – грех есть грех. Какая разница, каким образом я преступаю заповеди Божии? Уныние подавляет всего меня. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Каждая из прочих страстей упраздняется одной какой-либо противной ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть».

2. Абсент, иллюстрация плодов уныния. Худ. Эдгар Дега, 1876 год.jpg
Абсент, иллюстрация плодов уныния. Худ. Эдгар Дега, 1876 год

Меняй себя

– Да и другие святые отцы отмечают, что если прочие страсти паразитируют на какой-либо одной неразумной силе души – либо на желательной, либо на раздражительной, то уныние порабощает и ту, и другую. В чем это выражается?

– Не случайно говорят, что унывающий одновременно и подавлен, и агрессивен. Ему все не нравится, его не удовлетворяет то, что он имеет, он раздражается на тех, кто его окружает, и вместе с тем злится от вожделения того, что ему недоступно. «Унывающий брат ропщет и вздыхает, что не имеет никакого духовного плода, пока он связан с этим обществом; скорбит, что не имеет духовной пользы и напрасно живет в этом месте… – пишет преподобный Иоанн Кассиан. – Другие отдаленные монастыри хвалит и места те считает более полезными для преуспевания и более способствующими спасению, также и общество тамошних братьев представляет более приятным в духовной жизни. Напротив, что находится у него под руками – то все худо».

– А что делать, если близкий человек в унынии и ему всё, в том числе ты, невыносимо?

– Что-то сделать мы можем только с собой. Надо менять себя. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: сейчас такая душевная немощь у людей, что наша задача в том, чтобы наши ум и сердце были верны Богу. В этом мы хоть сколько-нибудь вольны. А в отношении других мы невольны. Батюшка еще говорил: «Зажги свечу в твоем сердце. Пусть, кроме Господа Бога, этого никто не заметит. Но в мире станет немножко светлей». Вот они – реальные рецепты. Меняй себя. Преподобный Серафим Саровский что говорил? «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Наша задача – ближнего своими немощами не отягощать. А если я еще не способен к тому, чтобы быть миротворцем (см.: Мф. 5: 9), то куда мне мир привносить в жизнь других, если я сам его еще не приобрел? Это все равно что на стенке нарисовать котелок с кашей и сказать ближнему: «Кушай!» И что? Легко сказать: грейтесь и питайтесь! (см.: Иак. 2: 16). Так же как и: не унывайте! И что наш ближний будет делать с этим нашим приказом?

– Владыка Агапит (Горачек), архиепископ Штутгартский, говорил о молитве, о сострадающей любви, что это не просто кто-то молится о тебе и тебе от этого ни холодно, ни жарко; нет, это реальная энергия, которой человек делится с тобой: вот у тебя не было сил – а вот они у тебя есть!

– Понимаете, в чем дело: если у тебя при этом есть некое пристрастие, отказываться от которого ты не собираешься, и следствием его является уныние, то сколько ни делись с тобой энергией, ни сострадай тебе, ничего не изменится. Если человек себя оправдывает, идет у себя на поводу, жалеет себя – ему помочь невозможно.

Вот сказали ребятам наполнить бочку водой, они подсчитали: ее вместимость 200 литров, ведра у них десятилитровые, значит, надо принести 20 ведер воды. Таскали-таскали, вся земля уже вокруг топкой стала, а бочка все не наполняется. Оказывается, дыра у днища была. Сколько ни трудись – напрасно.

– Отец Валериан Кречетов любит приводить в пример историю, как один послушник возроптал старцу: «Почему ты молишься – и у тебя все получается, а у меня нет?!» «Терпение надо», – отвечает тот. – «Терпишь-терпишь – и все без толку! Все равно что воду решетом носить!!» – «А ты дождись зимы». Или как еще батюшка шутит: «Если мы не оставляем грехи, грехи оставляют нас».

– Но это про страсти, которые могут приводить к унынию: состаришься – уже не до блуда, заболеешь – не до чревоугодия будет и т.д. Но уныние-то куда денется? Оно все равно в остатке тех грехов, которые поневоле человек оставляет.

Искушения

– Отец Киприан, а духом уныния можно заразиться, пообщавшись с унывающим?

– Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения». А у отца Иоанна (Крестьянкина) одна женщина как-то спросила: «Батюшка, как вести себя с людьми?» На что он ответил: «Бочком-бочком дурачком».

– Всех люби – всех беги.

– Да. Браться своими человеческими силами вытащить кого-то из уныния – задача неподъемная. Конечно, если человек приходит в унылом состоянии, можно его, допустим, чайком попоить, чтобы как-то утешить.

– А если человек болен? Про таких говорят, что они и так в группе риска относительно уныния, им нельзя говорить «нет», только «да».

– Это вы цитируете архимандрита Эмилиана (Вафидиса). Но это его практика. Если у него был дар миротворчества, то он и мог умиротворять, утешать болящих. Это не для каждого. Всяк сверчок знай свой шесток. Если у тебя самого сил нет, то куда тебе других спасать? Это как женщина ходила после полостной операции в больницу на перевязки, выходит после очередной, а тут вдруг молодой человек, тоже перенесший операцию, шел мимо по коридору и упал. Она и кинулась его поднимать. А на нее кто-то из персонала просто закричал, чтобы она ни в коем случае этого не делала! Почему? Потому что она его сейчас потащит, а у нее у самой шов разойдется. Это превышало ее силы.

– Как раз в унынии и отмечают либо минимализм: «Зачем, мол, читать все молитвенное правило? Были же и безграмотные святые…», либо как раз такой безрассудный максимализм: «демону чревоугодия подражает и противоборник истины – демон уныния, – пишет авва Евагрий Понтийский, – внушая терпеливому мысль о самом строгом отшельничестве, призывая стать соревнователем Иоанна Крестителя и начатка отшельников Антония».

– Все мы, бывает, беремся за что-то не по нашей мере. Шел как-то мужик по деревне, пьяный, расстроенный. А навстречу ему митрополит Питирим (Нечаев): «Что случилось?» – «Жена выгнала!» Архиерей запереживал: «Вроде как паства моя, помирить надо…» Взял этого мужика: «Где живешь? Пойдем!» Пришли, стучат, открывается дверь… Выскакивает разъяренная хозяйка: «Кого ты мне привел?!» – и так на него и эдак. Владыка думает: «Понял. Не мое». Митрополит! Сын исповедника. Так и ушел: «Не-не-не, разбирайтесь сами». Опыт миротворчества не удался.

– Почему уныние иногда скрывается под маской чрезмерной активности?

Уныние может скрываться и под маской чрезмерной активности: так человек пытается сбежать от самого себя
– Так человек пытается сбежать от самого себя, лишь бы только не остаться наедине с собой, тишину не услышать. Потому как что за сущности ее, эту внутреннюю пустоту, уже наполняют?..

3. Уныние (фрагмент). Худ. Иероним Босх.jpg
Уныние (фрагмент). Худ. Иероним Босх

Нужен труд

– Что может помочь человеку при унынии?

– Покаяние. Личное обращение к Богу. Исповедь. Причащение. Работа над своими душой, умом и сердцем. Других вариантов нет.

Надо разбираться в причинах уныния и искоренять их. Если уныние от неправильного взгляда на скорби, то требуется доверие человека Промыслу Божию, надо оживлять в себе память того, что эта жизнь преходящая. Если от тщеславия – надо бороться с тщеславием и т.д. Нужен труд.

Мы как-то все хотим без труда получить. Странные мы люди. Не связываем причину со следствием. Хотим приобретать блага и духовные, и телесные, не затратив на это труда, а это невозможно. Трудиться не хотим! Нам лень.

Приходит человек на исповедь, исповедуется, священник читает разрешительную молитву, а человек потом спохватывается: «А вы у меня имя не спросили!» То есть батюшка должен все сам сделать, даже имя спросить. Почему же сам человек не позаботится о себе? Вот такое представление бытует: за нас все должны делать, а мы будем на лаврах почивать.

Праздный да не яст (см.: 2 Сол. 3: 10). Если в жизни телесной праздный может еще себе найти пропитание – стащить, в конце концов, или жить тунеядцем, то в духовной жизни такого не бывает. Не трудишься для своей души – душа остается голодной. Тут уже жить за счет труда других не получится.

– В чем заключается этот труд для души?

– Простые вещи не требуют толкования. Вот как себя понуждать к молитве? Взять и понуждать.

– Кто-то из подвижников говорил, что как причащаемся мы на голодный желудок, так и приступать к призыванию имени Иисусова – к молитве – должны голодной душою, не насытив ее ранее никакими впечатлениями вроде телепередач и пр. Вот есть же такие всяческие тонкости духовного делания – могли бы вы ими поделиться? Это в монастырях монахи профи духовного делания, а мы, миряне, дилетанты…

Надо читать святых отцов – там все расписано. Причем читать именно в приложении к себе
– Надо читать святых отцов – там все расписано. То, над чем мы недоумеваем, они на своем опыте уже прошли. Господь им дал написать наставления нам. Почему святых отцов читать надо? Потому что это ремонт разума. Вот возьмите, например, «Душеполезные наставления аввы Дорофея» и прочитайте их в приложении к себе. Не к ближнему, что вот как, мол, себя вести надо! А к себе. Там все по полочкам разложено. Тут вопрос в том: что ты, человек, выберешь?

А то, знаете, бывает, приходит некто и говорит: «Я голоден». – «Ну, садись за стол». Садится. Ему ставят тарелку каши, ложку кладут. «Кушай, раз ты голоден!» – «А как это сделать?» – «Бери ложку, зачерпывай кашу…» – «А как?!»… Нужда всему научит. Если голоден – сообразишь.

– А может не быть у души этого духовного голода?

– Тогда она мертвая.

– Как пережить свою личную пасху? Сейчас Великий пост идет. Правда, что при унынии пост как раз помогает?

– Наша Пасха – Сам Христос Бог. Будет у нас на первом месте в сердце Господь, это и будет Пасха. «Вкусите и видите яко благ Господь!» В Гефсиманском скиту один старец – это еще до революции было – разговлялся на Пасху ржаными сухарями. Келейник ему говорит: «Батюшка, ты бы пасхи съел, куличика». Тот в ответ: «Зачем?» Послушник: «Так ведь Пасха сегодня». «Родной мой, у меня каждый день Пасха», – ответил ему старец.

Если свести пост к вегетарианской диете, то Пасхи у меня не будет. А начни я поститься от празднословия, злословия, многостяжания, излишней пищи и т.д., то есть от всего того, что приводит к унынию, такой пост мне, конечно, поможет. Возьмите стихиру, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Только такой пост и может помочь от уныния, он ведет к оживлению души, к подлинной радости. Потому-то Великий пост святые отцы и называют: весна души.

С игуменом Киприаном (Партсом)
беседовала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить