Выход из кризиса

Архимандрит Христодул Кутлумушский в православном мире известен как настоятель монастыря Кутлумуш на Святой Горе Афон. В мае сего года он отошел в мир иной. Среди братии монастыря при его настоятельстве в течение многих лет спасался святой Паисий Святогорец. Ниже приводятся некоторые высказывания старца.

1-1, превью.jpg
Архимандрит Христодул Кутлумушский

Важно стать ближе к другому, сконцентрироваться на проблеме ближнего. Предложите ему что-то из того, что у вас есть, будь то деньги, подарок, улыбка или нечто от избытка вашего сердца. Вашему ближнему не всегда нужно что-то материальное. Иногда ему необходимо просто доброе слово, неподдельный интерес и добродушное внимание.

*

Любовь к себе, то есть иррациональная любовь к своему телу, искореняет доброе расположение из сердца, умножает корыстолюбие, ломает саму человеческую природу, поскольку такой человек становится озабоченным только собой. Из-за такой любви к себе мы становимся эгоистичными во всем, начинаем жить как потребители, пользуясь миром, чтобы удовлетворить свои страсти, и относимся к людям только в соответствии с нашими личными интересами. И такое же меркантильное отношение мы переносим на наши отношения с Богом. Любовь к себе заставляет нас возжелать, чтобы даже любовь других была направлена исключительно на нас самих.

*

Святые – наши друзья и друзья Бога. Это люди, к которым мы всегда бежим, с одной стороны, чтобы получить утешение, с другой – чтобы они были для нас образцами в повседневной жизни, среди невзгод, ибо они были испытаны и оказались «как золото в горниле». Их жития – не просто некие трогательные истории, а указание на то, как мы могли бы жить.

*

В наше время мы переживаем шок глобального кризиса, который особенно болезненно ощущается на экономическом уровне и постоянно усугубляет нашу неуверенность, отчаяние и крушение социальных норм. Всякое зло в обществе есть в первую очередь личное зло. Добродетель взращивается внутри человека. Зло также рождается внутри человека и распространяется от него к окружающим. Если вы хотите найти выход из кризиса, то вы должны прежде всего разобраться с духовным корнем зла в себе. «Не ищи зло вне себя», – говорил святитель Василий Великий. Каждый из нас несет ответственность за свою собственную неправду.

*

Но сегодняшний экономический кризис может оказаться полезным. Если серьезно отнестись к заповеди «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6: 20), то можно сказать, что этот кризис, возможно, не лишен благотворных последствий: через трудности и боль он учит нас не оставаться равнодушными, немилосердными, нетерпеливыми и алчными. И есть еще кое-что, за что мы можем сейчас взять на себя личную ответственность. Духовный кризис, который мы переживаем в эти дни, более серьезный, более опасный, чем финансовый. Именно этот духовный кризис сделал нас такими черствыми.

*

Сегодня мы чувствуем подавленность, тревогу и страх не только из-за внешних событий, но и потому, что потеряли центр своей жизни. Мы поддались искушениям, которые Христос отверг в пустыне: чревоугодию, тщеславию и властолюбию. Мы гонялись за легкими деньгами, стремились подняться по социальной лестнице, организовали свою жизнь вокруг своих эгоистичных целей, стремлений к удовольствиям. Даже если мы считаем себя верующими и утверждаем, что признаем достоинства Евангелия, мы применяем его в жизни лишь постольку, поскольку это соответствует нашим личным интересам. Наши отношения с Богом стали договорными. В наших церквах мир общей Святой Чаши отступает перед лицом индивидуальных интересов и стремлений. Мы воздвигли стену между собой и ближними. И каждый из нас несет за все это личную ответственность.

*

Как святые Церкви противостояли этим недугам общества? Во-первых, активным и динамичным вмешательством в социальные институты. Их забота о людях по инициативе монахов иногда приводила к созданию новых учреждений и больниц. В то же время их отношение к социальной несправедливости не было пассивным. С мужеством и самоотвержением они вставали на защиту обездоленных, облегчали боль страждущих, помогали нищим, кормили голодных.

2 - 2023-09-18T094452.745.jpg
Добрая школа на Сольбе. Николо-Сольбинский монастырь

Святые проникнуты монашеским духом и поэтому вынесли во внешний мир основное послание монашества: необходимость работы над внутренним человеком. И они понимали, что эта интроверсия не означает изоляции от других. Монашеская интроверсия – это внутреннее делание, в глубине человеческого сердца, это вспашка поля души для того, чтобы познать себя и лично встретиться с Богом. Каждый святой для нас является примером такой работы во внутренней клети.

*

Христос принес в этот мир новый дух: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28). В этом Его радикальное послание Своим ученикам и всем, кто желает следовать за Ним. Любовь через усилие, труд в духе любви – самое благородное выражение христианского бытия. Это актуально и для христиан, живущих в миру, и для монашествующих, оставивших мир, и даже для затворников.

*

В повествованиях о святых мы читаем, как уважаемые люди отрекались от мира и начинали служить ближним, принимая бедных, давая им пропитание. Мы все призваны приложить усилие в оказании любви к другим. Потому что Бог есть любовь, и те, кто пребывает в любви, пребывают в Боге.

*

Служение ближним – это сокровище сердца, сладчайший плод любви к Богу и людям. Это акт сочувствия к каждому. Такое служение распространяется не только на родных и друзей, но и на всех окружающих.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить