За жизнь вечную

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

За жизнь вечную. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Божественной литургии 
13 июня 2021 г. (Продолжительность 0:15:55 мин, размер 15.3 Мб)

Сегодня Церковь совершает память святых отцов I Вселенского Собора. Наверное, в истории человеческой есть много событий, сведения о которых не дошли до нас по тем или иным причинам. Но некоторые события стали как бы вехами в истории, вдохновляющими людей на то, чтобы подражать их участникам – в их подвигах, в их мудрости, в их самоотверженности.

Раньше, чем собрался I Вселенский Собор – а это уже христианская эпоха, 325 год, – история знала много событий, когда малая горстка людей противостояла великим силам. Вспомним всем нам известный подвиг 300 спартанцев и царя Леонида: царь Леонид с 300 верными воинами защищал свою землю, свою родную Спарту от несметного полчища воинов персидского правителя Ксеркса. Это происходило 2500 лет тому назад. 200 тысяч человек безуспешно штурмовали маленькое ущелье в Греции, и противостояло им всего 300 воинов. Что же эти спартанцы полагали благом, за которое были готовы мужественно принести себя в жертву? Это были устои Древней Спарты. Законодатель Ликург, имя которого сохранил для нас историк Плутарх, запретил спартанцам иметь писаные законы. Их законы знали все, потому что они должны были быть выучены наизусть в виде кратких изречений – так называемых ретр. Одну из таких ретр сохранил Плутарх.

На I Вселенском Соборе собралось тоже почти 300 человек – 318 епископов. Тоже богатырей духа, но противостояли они не земному персидскому воинству, а воинству невидимому, бесовскому. Потому что борьба шла не за земное отечество, а за то, что несравненно выше и ценнее его, – за жизнь вечную.

Казалось бы, как сегодняшнее Евангелие связано с I Вселенским Собором? Почему именно первосвященническая молитва Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам был и Жрецом, и Жертвой, читается по благословению Святой Церкви тогда, когда мы совершаем праздник отцов I Вселенского Собора? Потому что в этой молитве Спасителя содержится то главное, ради чего 300 святых отцов готовы были положить все свои силы и даже жизни. 300 спартанцев совершили свой вошедший в историю подвиг ради своего любезного их сердцу земного отечества, а отцы I Вселенского Собора подвизались за отечество небесное, за жизнь вечную, делающую человека Богом по благодати.

Вспомним слова сегодняшнего Евангелия. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин. 17: 1–2). «Даст Он жизнь вечную», – говорит Господь о Себе, ибо жизнь вечную может давать не тварь, не то, что существует во времени, не то, что конечно, каковым Сына Божия Христа назвал еретик Арий, против учения которого собственно и был созван I Собор. А давать жизнь вечную может един Бог, равночестный Отцу. Единосущный, равно могущий, равно благий. Недавно мы совершали праздник Вознесения Господня. И те слова, которые говорились в сегодняшнем Евангелии, были исполнены в Вознесении. Взяв на ярем Свой немощи естества человеческого, Господь вознес человека к престолу Небесному Бога Отца и сделал причастником благодатной жизни.

Наверное, из того, что открывается ограниченному разуму человеческому в его восприятии Бога, самое удивительное – как изначальный, вездесущий, всеведущий и всемогущий, содержащий в Своей деснице созданный Им Самим мир, промышляющий об этом мире Бог призирает на ограниченного, отягощенного немощами плоти, удобопреклонного ко греху человека, делится как бы с ним Своим непостижимым для нас достоинством – вечным благодатным бытием. И что может быть для человека более ценным, чем радость бесконечного богообщения в блаженной вечности, которую человек не может приобрести ни за какие блага нынешнего мира и которую может дать един Бог.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Ин. 17: 3). Познание Бога в этой земной жизни составляет уже начало, преддверие, предвкушение жизни вечной.

Продолжается молитва, которую мы слышали в Евангелии, словами: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы» (Ин. 17: 11). В этом Евангелии содержатся глубокие догматические истины. А именно догмат Святой Троицы и догмат Искупления, и молитва эта относится прямым образом к отцам I Собора, память которых и совершаем сегодня. Именно тем, что Господь соблюл их от заблуждений еретических, заблуждений в данном случае арианских. Казалось бы, молитва относилась к апостолам и, может быть, к их преемникам епископам, но молитва эта относится и ко всем нам, христианам, которые приняли крещение, живут по заповедям Христовым, последуют учению Господа нашего Иисуса Христа.

А что же такое ересь? Мы часто слышим это слово. Оно происходит от греческого глагола αἵρεσις – выбирать, выдергивать, избирать что-то, может быть, при этом возводя по человеческому разуму в абсолют. Вот как, произведя большую работу – синтез творений святых отцов, о ереси говорит епископ Игнатий (Брянчанинов): «Ересь есть грех ума, сущность этого греха – богохульство». Будучи грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, лишает человека того, за что идет борьба между небом и преисподней, – вечной жизни. Того, о чем повествовало сегодняшнее Евангелие. В некотором смысле ересь, будучи грехом, происходящим исключительно от ума, сродни диаволу. Потому что диавол, будучи бесплотным, восстав против Бога, был низвергнут, лишен благодатного вечного бытия, живет злобой, ненавистью и завистью. Это его пища, этим он заражает людей. С этим диаволом, с его воинством, как некогда спартанцам с воинством царя Ксеркса, пришлось сражаться отцам I Вселенского Собора.

В еретике нет порой открытого противления. В нем обильно источаются премудрость земная, рвение, даже подвиги по подобию христианских, но обличают его гордыня бесовская и упорство в своем заблуждении. И ничто, кроме кротости и любви, назидательного смирения, не может обратить еретика – человека, зараженного зломудрым пониманием Бога и заражающего этим зломудрием, этой духовной болезнью других людей. Но как это ни парадоксально, по сравнению с другими тяжкими грехами, такими как блуд, убийство и ему подобные, возможно мгновенное обращение еретика – анафематствование своего учения. Порыв ума тут же отсекает человека от своей ереси. И если человек был заражен ересью, но отрекается от нее, то Церковь принимает его немедленно, в отличие от блудников, убийц и других людей, грехи которых против Бога, смертные грехи, связаны с плотью.

Но к ереси, кроме неверного понимания догматов учения христианского, можно отнести и то учение – а эта тема особенно актуальна для всех нас, – которое, не касаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство христиан по заповедям Христовым и дозволяет последователям христианства жительство языческое. Это учение внешнее как бы не сильно противоречит христианству, но по сути враждебно ему. Совсем недавно кто-то из братии, говоря проповедь, рассказывал, как поздно вечером в пятницу или в субботу, а может быть, в один из выходных дней, он проходил около монастыря и видел, как те люди, которые, возможно, в анкетах при социологических опросах называют себя христианами, проводят ночь. Это просто апофеоз языческой жизни.

Афанасий Великий, который, еще будучи диаконом, кстати говоря, присутствовал на I Вселенском Соборе, оставил слова о еретиках, в данном случае об арианах, которые предавались увеселениям идолопоклонников и сходствовали с ними нравственностью. 

И очень важно для всех нас не искать лазейки в этом мире, который дышит языческим наследием, а изучать учение Церкви, наследие Соборов церковных, догматы, положения, на которых строится жизнь христианская, придерживаться их. Только тогда мы сможем быть полноценными членами Церкви, сможем войти в ту Сионскую горницу, где на апостолов сошел Дух Святой. Случилось это на Троицу – мы будем совершать этот праздник в следующее воскресение. Постараемся же подготовиться к нему таким образом, чтобы никакая скверна, никакие пятна, никакие следы языческой жизни, которая окружает нас, не замарали нашу душу, не воспрепятствовали Духу Божию соединиться с нашими душами.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить