Заметка о Неделе сыропустной

Подходит к концу масленица, во время которой мы уже отказались от мяса, начиная отчасти постное поприще. Уже во время служб в среду и пятницу читалась молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» и не служилась Божественная Литургия. В субботу этой седмицы вспоминаются все преподобные отцы, в подвиге просиявшие, как образ тех, кто своей жизнью показали подвиг поста. В богослужебных текстах в первую очередь вспоминаются древние подвижники. Стихиры и канон в этот день содержат много интересных и необычных для нашего слуха имен святых.

А воскресенье — последняя подготовительная неделя перед Великим постом, имеет несколько названий. Первое — неделя сыропустная (в переводе с греческого: Κυριακή τῆς Τυρινής, что значит Воскресение Сырное). В этот день мы заговляемся на все скоромные продукты (молоко, сыр, яйца и рыбу). 

Второе название — Воспоминание Адамова изгнания из рая. Этот день в своих гимнографических текстах в основном посвящён этому важному для нашей истории событию, после которого жизнь человечества изменилась. Грехопадение первого человека Адама — нарушение первой заповеди о посте повлекло за собой грех и смерть. Таким образом, Адам однажды не постился, поэтому теперь мы перед предстоящим нам постным поприщем вспоминаем о том зле, которое было внесено в мир за нарушение поста. 

Третье название этого дня — Прощёное воскресение. Евангельское чтение этого дня (Евангелие от Матфея (6 глава, 14–21 стихи)) начинается со слов: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Кроме того, в этот день вечером в воскресенье или после литургии совершается Чин прощения. Его установление в этот день связано с древним обычаем просить прощения друг у друга. Особенно это было важно в монастырях Палестины, когда монахи уходили в пустыню до Страстной седмицы, где их поджидали различные опасности, и было неизвестно, вернутся ли они и увидят ли друг друга.

Одно из особых настроений триодных песнопений этого воскресения — некоторая грусть, связанная с потерей человеком рая. Ведь как часто человеку, лишившемуся за свои преступления, грехи, ошибки кого-то или чего-то очень дорогого и важного, становится больно, грустно и досадно за потерю. Его терзает чувство вины, особенно если потеря произошла из-за этого человека. Вот и тема богослужебных песнопений именно такая — скорбь о потере прямого Богообщения, лишения того счастливого места, в которое Бог поселил человека после создания, того места, где всё было устроено прекрасно для жизни человека. А человек, благодаря искушению, потерял это всё ради призрачного, ложного обещания. Иисус Христос, как новый Адам вернул человеку возможность вернуться в обещанное место, дал возможность вновь быть с Богом. А покаяние и пост — замечательные средства для достижения этих целей.

 В цикле стихир на вечерне и в каноне прослеживается такая цепочка событий: творение человека как владыки природы, сама история грехопадения и его следствия, скорбь Адама об утрате рая и вывод из этой истории, что всем нам нужно угодить Христу и тем самым вернуть себе рай.

Приведём первую стихиру из этого цикла, где говорится о творении и грехопадении:

«Создатель мой Господь, персть от земли прием мя, живоносным дуновением вдушив оживи, и почте на земли начальствующа видимыми всеми, и ангелом купножителя. Сатана же льстивый, сосуд змия употребив, снедию прельсти, и Божия славы разлучи, и преисподнейшей смерти предаде в землю, но яко Владыка и Благоутробен, паки воззови». 

В переводе на русский язык: «Создатель мой Господь, прах от земли взяв,  животворным дуновением вложив в меня душу, оживил и почтил, назначив на земле владыкою всех видимых творений, и Ангелам сообитателем. Сатана же коварный, орудием своим змия употребив, пищей меня соблазнил, и от Божией славы отлучил, и преисподней смерти предал в землю; но, как Владыка и милосердный, вновь меня к Себе призови».

 В стихирах очень ярко передаётся и усиливается скорбь Адама об утрате рая:

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем».

В переводе на русский: «Адам изгнан был из рая за ослушание, из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, и нагой сидит напротив места того, – “увы мне”, – сетуя. Потому постараемся все провести время поста слушаясь евангельских преданий, чтобы чрез них став угодными Христу, получить нам снова райское жилище».

Ещё одной важной скорбной стихирой является следующая стихира. На неё был написан ряд композиций различными авторами. В ней рисуется яркая картина скорбящего Адама, сидящего возле входа в рай и горько его оплакивающего:

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

В переводе на русский: «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!”».

В последний раз в этом году мы услышим пение ещё одного 136-го псалма «На реках Вавилонских» к обычным полиелейным (134 и 135) псалмам. Как и в прошедшие воскресенья, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрени «Покаяния отверзи ми двери». Исторически первый раз они пелись именно в этот день.

Канон, который читается на этой неделе, написан Христофором протосикритом, в нём выдерживается тематика изгнания и скорби Адама. Интересно то, что он написан от лица каждого из нас, будто мы находимся на месте Адама и совершили грехопадение. Такой приём позволяет нам лучше прочувствовать болезненность лишения рая и добавить нам стремления к исправлению:

«Змий льстивый некогда чести моей позавидев, пошепта лестию Еве во уши, от неяже аз прельстився изгнан бых, увы мне, от лика жизни».

В переводе на русский: «Змей коварный некогда, чести моей позавидовав, нашептал ложь в уши Евы; и ею в заблуждение введенный, я изгнан был, увы мне, из хора жизни».

Ещё одной особенностью службы этого дня является исполнение хотя бы частично кондака в своей прежней традиции. Древний кондак был похож на наш современный акафист. Он имел начальный «кукуль» – вступительную строфу, а затем ещё целый ряд строф (икосов), в которых развивалась мысль или история праздника. Использовался он в константинопольской традиции богослужения. Однако потом при синтезе разных богослужебных традиций его использование стало очень сокращённым: стали использовать кукуль и один икос, а название «кондак» стало относиться к кукулю. Однако эти полные кондаки, которых очень много написал преподобный Роман Сладкопевец, сохранились. В этот день исполняется не только кукуль и один икос, как обычно, а четыре икоса. 

На литургии читается апостольское чтение из послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 13:11–14:4), в котором говорится о том, что наступил час пробудиться нам от сна и облечься в Господа Иисуса Христа. Также говорится о том, что тот, кто не ест, не осуждай того, кто ест, и наоборот, потому что Бог принимает всех. В Евангельском же чтении нам даются наставления в пост из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Вечером в воскресение совершается вечерня, стихиры которой уже вводят нас в пост. А следующая стихира показывает нам конечную цель поста, то, ради чего мы собираемся нести подвиг поста:

«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся».

В переводе на русский: «Поста время радостно начнем, к подвигам духовным себе побуждая; очистим душу, очистим плоть, воздержимся как от пищи от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями Духа; дабы в них совершенствуясь с любовию, удостоиться всем нам узреть всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости».

Во время вечерни также поётся трогательный великий прокимен: 

«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя:  вонми души моей, и избави ю».

В переводе на русский: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи ее».

После этого прокимна священники переодеваются в облачения темных цветов, а хор начинает петь великопостные распевы. В конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина, а после окончания вечерни молитвы на начало Святой Четыредесятницы и совершается чин прощения. В это время хор поёт различные постные песнопения, а по традиции также стихиры Пасхи, чтобы ободрить нас целью Великого поста.

Начинается первая, самая строгая седмица Великого поста. Совершаются уставные великопостные богослужения. Следующее же воскресение будет называться неделей Торжества Православия.

При написании использовались:

  1. Великий пост // Православная Энциклопедия. Т. 7., С. 454–463. (https://www.pravenc.ru/text/150109.html); 

  2. Мансветов И. Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.
  3. Карабинов И. Постная триодь. Исторический обзор её плана, состава, редакций и славянских переводов. Глава 3. Редакции и славянские переводы Постной триоди. — М.: Ихтиос, 2004.
  4. Кашкин А. Литургика. Часть 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017.

Серафим Алпатов 13 марта 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить