Чудо

Читая Евангелие, мы встречаем довольно часто описание ситуаций, когда люди просят Христа показать знамение, совершить чудо, сотворить нечто сверхъестественное. Народ Израиля сомневается в Его мессианском статусе и словно просит подтвердить Его право говорить от имени Бога. Подтвердить Его пророческие полномочия, подобно тому, как это делал некогда Боговидец Моисей, говоря от имени Бога перед лицом старейшин народа Израиля (см. Исх. 4:1-9, 29-31).

Господь Иисус Христос чаще всего отказывается совершать чудеса и знамения. Но, несмотря на это, Он всё же творит чудеса, подобные тому, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении о воскрешении сына Наинской вдовы. Это великое чудо и знамение, показавшее с очевидностью всем присутствующим, что между ними - не просто Человек. Мы слышали сейчас, как присутствующие при этом событии люди говорят:  «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16).

Но почему Господь отказывает одним людям в знамении и чуде, а для других совершает даже большие чудеса, чем это делали Моисей и великие пророки Израиля? Если внимательно вглядеться в контекст происходящих в Евангелии событий, то можно заметить и понять причину столь различного отношения к чуду. 

Моисей просит Творца дать ему возможность совершать чудеса для того, чтобы народ Израиля поверил ему и пошел за ним. И Бог дает ему силу совершать знамения, которые подтверждают его пророческие полномочия. Эти знамения становятся своего рода доверенностью от Бога, согласно которой он совершает свое пророческое служение. Причем чудеса, которые творит Моисей, таковы, что они не несут иного смысла, кроме указания божественного участия, божественного благоволения к Моисею и через него - ко всему избранному народу.

Но не так с Господом Иисусом. Он Сам воплотившийся Бог. Он самовластен и не нуждается в доказательствах Своих полномочий говорить от имени Бога. Он Сам Бог. Он Творец вселенной и Создатель законов. Ему не нужна доверенность.

Именно потому Его чудеса - не просто указания на Его Божественность. Напротив, главная цель и смысл Его чудес - милосердие и любовь. Господь Иисус Христос не совершает чудес напоказ, перед всем народом. Хотя очевидно, что возможно было бы, подобно Моисею, взойти перед всем народом на гору и сотворить такое чудо, которое увидят все. Господь совершает чудеса и посреди толпы, и в присутствии лишь небольшого круга учеников, и совсем наедине с человеком. У Него нет нужды в свидетелях, потому что Он Сам Свидетель и Судия мира. Чудеса для него - не цель, а средство.

Чудеса, которые совершает Христос, не вызывают веру, но являются ответом на веру. Они не для того, чтобы убедить в своей правоте, но для того, чтобы утешить, помочь, укрепить. Бог не доказывает Своего бытия чудесами, но отвечает на молитвы верующих и подает то, о чем они просят. Потому что любая наша просьба, по сути, - просьба о чуде. Молясь Богу, мы всякий раз просим нарушить привычный ход вещей, сделать так, чтобы было не по законам вселенной, не в соответствии с глубинной математикой мироздания, а наоборот - по-отцовски, с милостью, по-свойски просто. И Он действительно нарушает законы, которые Сам создал, ради нас.

Потому и мы, современные последователи Христа, не должны искать знамений и чудес. Не должны укреплять свою веру какими-либо зримыми эффектами, научными опытами или зримыми проявлениями чудес. Если бы они действительно были способны зародить крепкую веру, Он окружил бы нас чудесами. Но, как правило, даже самое чудесное в жизни скоро забывается. И веру на этом сложно построить. Мы знаем это и из собственного опыта, и из опыта Церкви: так народ Израиля довольно скоро забывает о чудесах, которые совершает Моисей, и вновь начинает поклоняться идолу. Так толпа, которая видела чудеса Христа и восхищалась ими, через какое-то время уже кричит «распни!»

Видя евангельские чудеса, совершенные Господом Иисусом, мы должны сами творить то, чему служат Христовы чудеса. Творить дела любви и милосердия, заботы о плачущих и нуждающихся, помощи тем, кто в ней нуждается. Мы будем истинными учениками Христа и настоящими христианами, когда, подобно Ему, сжалившемуся над вдовой, будем жалеть тех плачущих, которые встречаются на нашем пути. И хотя мы и не можем воскрешать мертвых или творить сверхъестественные чудеса, наши добрые дела всё же будут действительно чудесами, потому что они нарушают привычный всем ход жизни. 

//Проповедь наместника Сретенского монастыря после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской 20 октября 2019 года.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить