«Царь ангелов взыде ныне на жребя»: в Сретенском монастыре прошли богослужения праздника Входа Господня в Иерусалим

Распечатать

11 и 12 апреля в Сретенском монастыре прошли богослужения двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.

Праздник имеет несколько названий: Неделя ваий, Пальмовое воскресенье, Неделя Цветоносная, а в просторечии - Вербное воскресенье. Это связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни Недели ваий все песнопения Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

Вербное воскресенье является переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Вход Господень в Иерусалим является одним из важнейших событий последних дней земной жизни Иисуса Христа; он описан четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

Весной 30 года от Р.Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный праздник иудеев — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправился и Христос вместе с учениками. Весть о воскрешении Лазаря распространилась по всей Иудее. Некоторые первосвященники думали, как бы убить Христа и Лазаря. 

Иудеи надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское царство в его былой славе и могуществе. Но они увидели нищего. Христос въехал в городские ворота не на боевом коне в царских одеждах, как подобало бы освободителю, а на обычном ослике и в обычных одеждах. Этим вхождением Христос показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Иудеи радовались: толпы людей встречали Христа как царя и Мессию. Они постилали перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» - значит «Спасай нас»). Народ, который благодарил в ликовании и восхвалял Бога за царя и Спасителя, уже через несколько дней будет кричать «распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

11 апреля в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской всенощное бдение совершил наместник Сретенской обители архиепископ Верейский Амвросий в сослужении братии монастыря. После 50 псалма наместник монастыря прочитал молитву на освящение ваий и окропил их святой водой.

12 апреля в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери раннюю Литургию совершил архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После отпуста архиепископ Феогност обратился с пастырским словом к прихожанам:

«Когда Господь в Славе, то мы все хотим прилепиться к этой Славе. Но когда рядом с Ним опасно, мы стараемся отойти подальше от Него, и тем самым проявляем свое лицемерие и неверность. Это не повод для отчаяния: и апостолы, самые ближайшие ученики, тоже отошли. Но они осознали свое предательство и вернулись; и своей жизнью, своей проповедью они искупили свою вину и доказали свою верность Христу Спасителю. И потому, когда у нас бывают сомнения, когда нам бывает трудно остаться рядом с Богом, и мы отступаем от Него – это плохо, но не повод для отчаяния, потому что есть покаяние, есть раскаяние, и у нас есть время для того, чтобы вновь вернуться к Тому, Кому мы обязаны и жизнью, и нашим спасением».

Позднюю Божественную литургию в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской совершил наместник монастыря архиепископ Амвросий в сослужении братии монастыря. После чтения Евангелия архиепископ Амвросий обратился с проповедью к прихожанам:

«Сегодняшнее торжество - не только великая радость перед великой трагедией, и предвосхищение крестовоскресной победы Христа. Это еще и предупреждение Его ученикам, а значит и нам. Предупреждение о том, что внешний блеск и слава очень часто бывают обманчивы, если в нас нет внутреннего света. Даже если этот блеск и триумф обращены к Богу, это не означает, что мы стали ближе к Нему. Это не означает, что если мы умеем торжествовать вместе, то сможем и вместе скорбеть. Стоит погаснуть внешнему, как затухнет и пламя нашей души. Стоит нам ограничиться от торжественности храмовой богослужебной жизни и попытаться то же самое пережить самостоятельно в келейной молитве - и это оказывается уже не так просто.

Мы сейчас не просто собрались на праздник. Мы стоим у ворот Града, на брусчатке, которая ведет к Страстной Пятнице и Пасхе. К дням, когда самые могущественные деяния Бога в истории совершились. Мы стоим на пути к Суду. Мы стоим, ожидая благодати. Суд будет совершаться над Богом от людей. Суд будет совершаться над человечеством Богом на кресте. Суд этот будет упреком всему человеческому. Благодать же совершилась в тот миг, когда смерть была поглощена победой. И благодать эта будет великим даром человечеству. Человечеству, которое отныне и навсегда освящено и пронизано тем, что Бог был Одним из нас. Лучшим из нас».

В конце Божественной литургии архиепископ Амвросий прочитал циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополита Воскресенского Дионисия от 11 апреля 2020 года. После этого он обратился еще раз со словом к прихожанам:

«Эти предписания всё равно не лишают нас возможности быть духовными причастниками событий, которые Церковь будет переживать все эти дни Страстной седмицы.

Уже было время, когда не все могли посещать храмы. Конечно, такого времени, как сегодня, не помнит даже самое старшее поколение. И тем не менее мы сегодня находимся в обстоятельствах, которые должны принять со смирением и с размышлением о том, что должен сделать каждый в своей жизни, чтобы мир стал святее, чище и светлее. Вселенная отвечает нам на беззакония, которые похожи на огромный ком, состоящий из множества мелких, личных человеческих грехов. Этот ком сегодня до такой степени охватил человечество, что по попущению Божию вся природа отвечает нам жестким и тяжелым для нас, трагическим ответом.

В предстоящие дни, как бы горько это не звучало, мы будем без вас, и вы будете тоже без нас. Мы будем совершать богослужения фактически при закрытых дверях. Но тем не менее, никакие расстояния, никакие вынужденные изоляции не смогут нас разделить, потому что объединяет всех нас Христос. И Христос, мы это на опыте знаем, даже равняет живых и мертвых, тех людей, которых мы не видим, с которыми мы не общаемся, но с которыми духовное общение во Христе продолжается оставаться.

Мы все живы, и мы все на своих местах. Но именно в домах мы призваны как никогда почувствовать силу молитвы, ее благодать. Научиться по-настоящему молиться. В предстоящие дни в соответствии с расписанием мы будем транслировать на наших интернет-ресурсах все богослужения - и утренние, и вечерние, - которые будут проходить в нашем монастыре. Каждый день. Но я прошу вас не ограничиваться трансляциями. Трансляции – это действительно возможность почувствовать себя причастным к богослужению и к жизни Церкви. Трансляция помогает видеть священнослужителей, у которых вы исповедовались, с которыми уже давно общаетесь. Это тоже по-человечески возможность получить некое утешение, некое тепло. Но самое главное и самое важное, что в эти дни можно делать, - это молиться самим. На нашем монастырском сайте мы ежедневно будем выкладывать чинопоследования предстоящих богослужений, которые каждый из вас сможет совершать по чину мирянина в своем доме.

Самое главное – это молитва, а не простое созерцание трансляции. Молитва не должна охладеть, она должна усилиться, потому что весь мир сегодня ожидает пламенной молитвы христиан. Бог дает испытание, и мы не должны роптать, кого-то обвинять в чем-то, выражать недовольство и тем более осуждение. Мы должны повести себя как христиане первых веков, которые уходили в нелюдные места и там молились. В семьях - вместе, если живете по отдельности - в клети своего сердца, в квартире или дома.

Мы будем также сообщать вам о тех онлайн-беседах, которые будут проводить насельники нашего монастыря каждый день Страстной седмицы между богослужениями. Эту информацию вы можете узнать в социальных сетях Сретенского монастыря: в инстаграме, ВКонтакте. Ну а те, кто не обладает возможностью погрузиться в мир интернета, просто молитесь своими словами. Если у вас даже нет своего последования, читайте псалтирь, читайте Евангелие, особенно в те дни, в которые Евангельские события проживаются в нашем сознании и в нашем сердце. Это, конечно же, дни, Страстной седмицы, особенно Великий Четверг, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение. Конечно, не так, как сегодня, но в разные периоды истории это уже было в жизни Церкви, и люди продолжали спасаться и продолжали находиться вместе с Богом.

Нам будет очень грустно и необычно молиться в пустом храме, но мы должны вместе пережить, каждый на своем месте   пребывания, эти тяжелые дни. Если так Господь благословил, мы должны принять Его святую волю. Без других эмоций, ненужных, неправедных осуждений, обвинений во всём. И сегодня, наверное, перед Страстной седмицей и Пасхой, у нас здесь самое торжественное и многочисленное богослужение, хотя в храм стало ходить во много раз меньшее число прихожан, чем обычно. И Святейший Патриарх тоже призвал всех находиться дома. Мы должны понять, что эта социальная изоляция нужна нашему городу и нужна нашему обществу. Пусть благословение Господне пребывает с нами, и пусть Господь даст нам силы, терпения и утешения. Не скорбите чрезмерно, не паникуйте ни в коем случае, не впадайте в уныние или тоску. Нет ничего сегодня, что бы являлось причиной всего того, что я перечислил. Мы с Богом, и с нами Бог на всяком месте Своего Владычества».

ФОТОГАЛЕРЕЯ


СПРАВКА:

11 апреля всенощное бдение совершил наместник Сретенской обители архиепископ Верейский Амвросий, ему сослужили насельники обители.

За богослужением пел хор Сретенского монастыря под руководством Никона Жилы.

12 апреля раннюю Литургию совершил архиепископ Каширский Феогност. Ему сослужили: иеромонах Никодим (Бекенев), иеромонах Ириней (Пиковский), иеромонах Игнатий (Шестаков), иеромонах Спиридон (Дорош), диакон Богдан Мошура, диакон Иоанн Афанасьев.

За богослужением пел квартет хора Сретенского монастыря под руководством Марка Качанкина.

Позднюю Литургию совершил архиепископ Амвросий. Ему сослужили: игумен Киприан (Партс), иеромонах Лука (Ауле), иеромонах Павел (Щербачев), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иеромонах Андроник (Пантак) иеромонах Кирилл (Попов), диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Серафим (Чернышук), иеродиакон Агафангел (Давлатов), иеродиакон Сергий (Демин), иеродиакон Савва (Салюк).

За богослужением пел хор Сретенского монастыря под руководством Никона Жилы.

На YouTube-канале и в аккаунтах социальных сетей Сретенского монастыря велись прямые трансляции служб.


12 апреля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить