Как святителя Николая превратили в бренд

Рождество Христово у разных людей вызывает разные ассоциации. Для людей православных это в первую очередь события, описанные в Евангелиях от Матфея и от Луки: перепись населения, праведный Иосиф Обручник с Приснодевой Марией в хлеву в Вифлееме, поклонение волхвов и спасение от Ирода, приказавшего убить всех младенцев из-за страха, что новорожденный Царь Иудейский лишит его власти (см. Мф. 1: 18–2: 12; Лк. 2: 1–20).

Фото 1 - 2024-12-24T232951.305.jpg

За сорок дней до праздника мы начинаем держать пост, в ночь Рождества в храмах совершается праздничная ночная служба, во время которой верующие приступают к таинству Причастия. А накануне читаются ветхозаветные паремии, содержащие пророчества о пришествии в мир Мессии, которые и исполнились в святой день Рождества.

В западной же культуре, в фильмах и мультипликации евангельские события вспоминаются крайне редко. У большинства людей Запада при слове «Рождество» возникают совсем иные ассоциации. Большая белая борода, красная шуба с белым мехом, большой мешок подарков, и на волшебных красных санях, запряженных северными оленями, по воздуху пролетает над городами и деревнями добрый волшебник. Он проникает через печную трубу в каждый дом и, пока дети спят, оставляет для них сладости и подарки. Лишь издали дети могут разглядеть его сани в темном небе да услышать веселое раскатистое «хо-хо-хо» на прощание.

Увы, сегодня многие европейцы и американцы даже не подозревают, что Рождество – это день рождения Иисуса Христа. В прошлом люди были более религиозными, сегодня же суть праздника забыта многими, остался лишь антураж. И для большинства на Западе Рождество – это Санта, открытки и елка с подарками. А на вопрос «Что мы празднуем в Рождество?» мало кто может ответить. Даже современные известные западные колядки, такие как Carol of the Bells или Jingle Bells, воспевают огоньки, колокольчики, семейную любовь и елку с подарками. О Христе в них нет ни слова.

Сегодня многие европейцы и американцы даже не подозревают, что Рождество – это день рождения Иисуса Христа

На эту тему даже была шутка в одной из серий мультсериала «Южный парк». Там накануне праздника дети встречают Христа, Который говорит: «Завтра у Меня день рождения, но про Меня все забыли». И один из героев Ему отвечает: «У Тебя день рождения в Рождество? Не повезло, подарков вдвое меньше». Но к просмотру сериал не рекомендую: он очень циничный и иногда кощунственный.

Еще хочу заметить, что уже несколько лет встречаю в продаже открытки с надписью Merry Xmas, а не Christmas. Это вдвойне печально, ведь Christmas дословно – это «Рождение Христа», а Xmas – рождение какого-то Мистера Икс... Объясняется это пресловутой толерантностью, чтобы те, кто не верят во Христа, люди других религий, не лишались праздничного настроения и тоже покупали праздничные атрибуты. Все ради денег, увы.

Вот и получается, что главным лицом праздника для многих остается лишь Санта-Клаус. Его имя – это искаженное Saint Nicolas, то есть святой Николай. Тот самый святой Николай, которого мы все знаем, любим и чтим.

Фото 2 (11).jpeg

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (Миры Ликийские – это небольшой населенный пункт на территории современной Турции, где святитель Николай служил и завершил земную жизнь). Он жил в III–IV веках, участвовал в Первом Вселенском Соборе и прославился многими чудесами как при жизни, так и после нее. Он настолько часто помогает людям, что его почитают везде. Почти в любом городе православного мира есть посвященный ему храм. Святитель Николай почитается как у нас, так и в католицизме, ведь он жил и прославился в лике святых задолго до разделения Христианской Церкви на католический Запад и православный Восток в 1054 году. 

И хотя ему молятся в самых различных нуждах, святитель Николай почитается как покровитель путников, в особенности – моряков. Именно от этого факта начинается история искажения его имени, но об этом чуть позже.

День памяти святителя Николая зимой – 19 декабря (6 декабря старому стилю). Эта дата всегда выпадает на Рождественский пост. Памятуя о том, что святой творил милостыню нищим и детям, в Х веке в городе Кёльн верующие завели традицию в праздник святителя Николая раздавать детям сладости, фрукты и выпечку. Довольно быстро эта добрая традиция разошлась по всей Европе.

И лишь со временем решили, что лучше делать это в Рождество Христово (25 декабря у католиков), ведь эти праздничные дни стоят довольно близко друг к другу, а Рождество – гораздо более почитаемый праздник. Кроме того, в день памяти святителя идет пост, а лакомиться в дни поста не очень правильно. Но сохраняя истоки традиции, взрослые стали говорить детям, что это подарки от святого Николая.

Традицию раздавать детям сладости перенесли на Рождество, но продолжали говорить, что это подарки от святого Николая

Позже появилась традиция тайно подкладывать рождественские угощения в карманы одежды и носки, которые сушились у камина ночью. При этом для детей сохранялась сказка о том, что эти лакомства подкладывает святитель. Не обошлось и без психологической манипуляции в воспитании: угощения «святой Николай» давал только тем детям, которые в этом году хорошо себя вели. Так эти традиции сохранялись и развивались столетиями.

Искажение имени святителя началось во время освоения Америки. В 1626 году голландские корабли прибыли в Новый Свет. Их флагманом был корабль Goede Vrove, нос которого украшала фигура святого Николая, ведь, как мы помним, он считается покровителем моряков.

Голландцы купили землю у местных племен почти задаром и основали там поселение Новый Амстердам (современный Нью-Йорк). В центре главной площади поставили статую святителя Николая – ту самую фигуру, снятую с носа флагманского корабля, – и торжественно объявили, что теперь он – покровитель этого города. Разумеется, местные жители заинтересовались этим святым, стали расспрашивать голландцев, кто это такой и в чем его сила. Только с именем получилась небольшая проблема: на голландский манер святой Николай звучал как sinte Claus. Но местным было довольно трудно произнести эти непривычные для них сочетания букв, поэтому они сильно коверкали слова. Сначала получалось что-то вроде «синтер Клас», потом «сантэ Клас», а после многих неудачных попыток произнесения оставили вариант «санте Клаус» как самый близкий.

Фото 3 - 2024-12-24T233012.834.jpg
Фото: pinterest.com

Именно под этим вариантом произношения, под этим именем коренные американцы и запомнят святителя на многие годы. Местные язычники поклонялись духам природы и предков, занимались магией и гаданиями, что не редкость для языческих племен. После объяснения голландских моряков о том, кто такой Николай Чудотворец, почему его так чтут у них на родине, какие чудеса он совершал и какие традиции с ним связаны, местные восприняли эту информацию по-своему. А исправлять ошибку и объяснять основы христианства морякам явно было лень: все равно для проповеди король потом пошлет профессиональных миссионеров.

И в легендах американских индейцев сохранились истории о бессмертном добром волшебнике по имени Санте Клаус, который всех любит, всем невидимо помогает, творит чудеса, а раз в год раздает детям подарки. Именно в этих легендах, в восприятии слушателей и рассказчиков, искаженное слово «святой» – «санте» стало частью имени, а не обозначением святости. Как итог – сказка про доброго рождественского волшебника стала расходиться из уст в уста и зажила отдельной, самостоятельной жизнью.

В этих легендах искаженное слово «святой» стало частью имени, а не обозначением святости

Первое упоминание Санта-Клауса в литературе, согласно открытым источникам, состоялось в 1821 году, в коротком стихотворении Уильяма Джилли Santeclaus. Это была адаптация той самой индейской легенды о добром волшебнике и друге всех детей, который в сочельник всем приносит радость.

Уже в следующем году, к Рождеству 1822 года, из-под пера Климента Кларка Мура вышла небольшая поэма «Визит святого Николая». В ней описывается, как ребенок под ночь сочельника увидел в небе сани с оленями, как святой Николай с большим мешком за спиной попал в дом через печную трубу и, поглаживая круглый живот и улыбаясь, подмигнул ребенку и приложил палец к губам, чтобы тот не шумел. После чего отправился дальше в путь.

Как видим, от изначальной строгости святителя тут не осталось уже ничего, кроме упоминания, что это святой Николай. Добродушный большой дедушка, «похожий на эльфа», как заметил главный герой. 

Далее небольшие праздничные пересказы индейской легенды появлялись в виде стихов и рассказов на открытках и в детских книжках. И в них постепенно именование saint Nikolas и имя Santeclaus трансформировались в привычное нам Santa Claus. 

А известный облик – красная шуба, шапка-колпак, веселая улыбка и морозный румянец – появился в 1931 году. По заказу для рождественской рекламы «Кока-колы» американский художник Хендон Сендблом нарисовал свои авторские рекламные плакаты. Именно его иллюстрации Санты, к тому моменту уже не святителя, а сказочного персонажа, стали лекалом для изображений Санта-Клауса по всему миру.

Фото 4 (78).jpg
Фото: Coca-Cola Company

Собственно, так для западной медиакультуры и разделились образы архиепископа Мирликийского Николая и Санта-Клауса. И если первого по-прежнему чтут в Церкви, то второй для всех – просто добрый сказочный волшебник с мешком подарков и на упряжке с оленями. Ничем, кроме происхождения, не связанный с настоящим святителем.

Собственно, в атеистическом СССР, чтобы оторвать людей от религиозных традиций, во главу угла поставили Новый год, а Рождество оставили как культурный атавизм. Наш Дед Мороз имеет скорее языческие корни в славянских легендах и изначально был злым духом. У наших предков было множество схожих легенд и много имен для этого духа – Карачун, Морозко, Снегур и другие. Работники атеистической пропаганды в Союзе заметили, что добрая сказка позволяет отвлечь людей от религии, и в качестве новогоднего персонажа был создан Дед Мороз. Во многом – калька с Санты, но со своим антуражем и своей легендой: управление морозами, внучка, кони вместо оленей и многое другое. 

Наш Дед Мороз имеет языческие корни и изначально был злым духом

И хотя немного печально, что Новый год сегодня для большинства русских людей важнее Рождества, но есть в этом и хорошая сторона. Хорошо, что весь этот внешний антураж и атрибутику со сказками и застольями под бой курантов полностью взяли на себя новогодние гуляния. Хорошо, что эти сказки и праздник ради елки с подарками стали исключительно новогодними.

Благодаря этому святой для нас праздник Рождества остался Рождеством Христовым. И празднуют его не все подряд, а только те, кто действительно помнит, что Рождество – это день рождения Господа нашего Иисуса Христа. Без антуража, без сказок, без мишуры. Святой для нас праздник мы встречаем святым делом: ночной Божественной литургией, как и подобает христианам. Это праздник для тех, кто с радостью идет в эту ночь в первую очередь в храм, а не за стол. 

А всеобщая гулянка, открытки и сказка для детей про доброго волшебника пусть так и остаются в новогодней суете.

Иерей Алексий Таах 24 декабря 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить