Осенние мотивы в творчестве русских композиторов

Удивительное время – осень! Кто-то называет ее унылой порой, кто-то – прекрасной и красочной. Это время, когда природа дарит нам возможность любоваться яркими красками, но также и наблюдать за увяданием. Солнце и дождь, великолепие и серость – осень поистине вместила в себя все противоречие природы. Подобная двойственная и загадочная сущность осени всегда привлекала внимание поэтов и живописцев, музыкантов и философов. Как талантливые художники не жалели насыщенных оттенков для своих осенних пейзажей, так и многие композиторы вдохновились на создание своих сочинений этой изумительной порой.

Образ осени раскрыт в многочисленных музыкальных произведениях многих композиторов. Сегодня мы предлагаем нашим читателям познакомиться с замечательной музыкой наших соотечественников, которые обращались за вдохновением к такому загадочному времени года, как осень.

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский необыкновенно любил осень. Это засвидетельствовано в его переписке с Надеждой Филаретовной фон Мекк, его другом и меценатом: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно- меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями».

Фортепианный цикл «Времена года» был заказан композитору благодаря сотрудничеству Чайковского с журналом «Нувеллист». В этом журнале печатались новые сочинения русских композиторов, свежие новости об оперных постановках и концертах в России, Европе и Америке. Чайковский уже сотрудничал с «Нувеллистом» и ранее, и в 1875 году получил заказ на 12 пьес для фортепиано, название и сюжет каждой из которых будет соответствовать одному из месяцев года. При издании «Времен года» в журнале все пьесы получили поэтические эпиграфы.

Осень представлена в цикле Чайковского тремя композициями: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». Композитором замечательно передан образ охоты в дворянских поместьях, которая была неотъемлемой частью осенних увеселений и важной частью русского быта.

В октябрьском номере осень предстает перед нами в своем самом печальном облике. Это грустное размышление о вечном, со вздохами и печалью, и незримым диалогом – верхние голоса как будто беседуют с нижними. По своему драматическому смыслу «Октябрь» является центральной пьесой всего цикла и одним из самых узнаваемых и любимых сочинений П. И. Чайковского.

В октябрьском номере осень предстает перед нами в своем самом печальном облике

В «Ноябре» вы услышите колокольчики и игривый стук копыт по первому снегу, и этот жизнерадостный перезвон совершенно избавит вас от грустного настроения.

Николая Андреевича Римского-Корсакова несомненно можно назвать выдающимся композитором с необычайным талантом и чувством прекрасного. Он обладал той великой натурой, которая оставила исключительно положительные чувства у всех, кто имел счастье быть с ним знакомым. Он пользовался большим уважением среди петербургских музыкантов за свои новаторские и удивительно русские идеи, что позволило ему войти в столь значимый тогда балакиревский кружок, который вошел в историю под названием «Могучая кучка». Римский-Корсаков оставил большое музыкальное наследие, в том числе 15 опер. Среди них мы сегодня особо выделим небольшую одноактную оперу «Кащей Бессмертный», которую композитор прямо в заглавии называет «Осенней сказочкой». В Кащеевом царстве осень мрачная, зловещая и с некоторым налетом волшебства. Тучи скользят по небу, высокие деревья осыпаются, роняя под ноги желтые и красные листья. Римский-Корсаков, непревзойденный мастер оркестровки, весьма реалистично передал эту картину. Опера интересна не только прекрасной музыкой, но и фольклорным прочтением сюжета. Оперу можно послушать в концертном исполнении, можно посмотреть видеозаписи. И стоит сказать, что в конце октября планируется сценическая постановка оперы «Кащей Бессмертный» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, а в декабре и в Москве.

В Кащеевом царстве осень мрачная, зловещая и с некоторым налетом волшебства

Образ красочной осени был раскрыт в аллегорическом балете «Времена года», автором которого стал талантливый композитор петербургской композиторской школы Александр Константинович Глазунов. Балетмейстером и постановщиком балета стал непревзойденный Мариус Петипа, в то время настолько много потрудившийся, что балет конца XIX столетия по праву называют «эпохой Петипа». В балете Глазунова осень представлена нам необычайно счастливой порой. Сбор винограда, хороводы и праздник плодородия – все это превращается в общий радостный и умиротворенный танец.

В балете Глазунова осень представлена нам необычайно счастливой порой

Выдающийся музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства – праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Георгий Васильевич Свиридов

Говоря о музыкальном воплощении картин русской природы, мы непременно вспоминаем о великом таланте Георгия Васильевича Свиридова. Его музыкальные сочинения любимы многими. Действительно, слыша в его произведениях истинно русские мотивы и романсовые интонации, перезвоны и решительные призывы, так свойственные русскому сердцу, хочется назвать музыку Свиридова вершиной русской культуры XX века. Свиридов – автор огромного числа выдающихся музыкальных сочинений. Но все-таки большинству он известен как человек, подарившей миру сюиты «Время, вперед!» и «Метель». Мы поговорим о последней из них, прекрасной сюите по одноименной повести А. С. Пушкина. Несмотря на «зимнее» название, в сюите представлены совершенно разные картины: от сцены «Венчание» и всем известного «Романса» до наиболее интересующей нас «Весны и осени». Надо сказать, что и сам Пушкин обратился к написанию повести в золотую пору своего творчества, которая известна как «Болдинская осень».

Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера Владимира Басова, который снимал кинофильм «Метель». Позднее Свиридов на основе этих картин составил сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением, так полюбившимся в России и за рубежом. «Весна и осень» – третий номер этой сюиты, построенный на контрасте: нежная влюбленность Марьи Гавриловны и печаль о былых чувствах.

Во всех упомянутых музыкальных произведениях каждый непременно сможет найти то самое осеннее настроение, которое ему созвучно. Осень – прекрасное, поэтическое время, когда душа стремится окунуться в блистательный мир музыки и творчества. Пусть для каждого из нас красота Божьего мира откроется с новой, мелодической стороны.

Ангелина Пигарь 26 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить