Если прислушаться к пророкам, многих бед можно избежать

13 января семь лет назад канонизировали старца Паисия Святогорца. Многими к тому моменту он был любим и в России. Воспитанный русским старцем-духовником иеромонахом Тихоном (Голенковым), он особо близок и русским святым. Вряд ли он читал сочинения ставшего уже, как, впрочем, и он сам, учителем покаяния для современников святителя Игнатия (Брянчанинова), но в строе их рассуждений много общего.

Общее стремление всех исключительно к одному вещественному…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 году накануне Отечественной войны 1812 года, попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, в итоге разразилась в 1848 году Французской революцией и очередным свержением монархии.

Узнав о революционных событиях 1848 года, архимандрит Игнатий напишет в письме:

«Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа, или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время, как я размышлял о моей холодности, – внезапно вспомнились мне слова Спасителя: “Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия” (Мк. 13: 7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет “мятежи” (которыми, кстати, и наше время отмечено, – прим. О. О.). Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого (XVIII-го – прим. ред.) столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть “беззаконник”, гений из гениев, как из французской революции родился его предызображение – колоссальный гений, Наполеон» [1].

Это апокалиптическое осмысление времени своего рождения скажется на всей жизни будущего святителя, его духовном складе, определит бескомпромиссность в отречении от мира и в выборе монашеской стези, задаст энергию и вектор в служении словом.

Далее в данном письме отца Игнатия на события во Франции 1848 года читаем:

«Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно вечно, – забвение вечного, как бы несуществующего, – насмешки и ругательства над христианством, – утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа – заменение Бога и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца, – общая, всесветная молва, как бы при столпотворении, – повсеместное устройство железных дорог – работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества: паровозы возвращают людям эту возможность» [2].

«Им спокойнее от беспокойства, потому что беспокойство сидит у них внутри»

Что же говорить о современных мультимедийных средствах связи, всемирной сети интернет, прочих «достижениях цивилизации»? Именно по этой же причине, рассматривая блага цивилизации как «знамения времен», старец Паисий Святогорец последовательно избегал их. Отказывался от езды на машине по Афону – это святое место, здесь ходит Сама Божия Матерь. И в дождь, и в снег, больной и изможденный, нагруженный тяжелой поклажей расстояние в 2–3 часа ходьбы от причала в Карее до своей келии преодолевал сам. Это было своеобразным мученичеством Христа ради, и мученичество это не было бесплодным, оно в опыте старца было осенено Духом Святым. Отсюда многие свидетельства о том, что немощной старец мог запросто двигать в гору тележку, нагруженную так, что ее даже с места не мог сдвинуть здоровый крепкий мужчина. Также старцу по дару прозорливости было открыто то, что невозможно сообщить и по новейшим средствам сотовой связи и т.п.

Старец Паисий был принципиально против осовременивания Афона, он писал:

«Большинство из тех технических средств, которыми люди сегодня пользуются для своего удобства, производят шум. Ах, своим шумом люди свели с ума умиротворенную природу, всей этой техникой они ее и изменили, и разрушили. А какая тишина была раньше! Как же изменяется и как изменяет (все вокруг) человек, сам того не понимая! Сегодня все приучились жить с шумом. Многие из современных детей любят читать, одновременно слушая рок-музыку. То есть им больше нравится читать под музыку, а не в тишине. Им спокойнее от беспокойства, потому что беспокойство сидит у них внутри. Везде слышен шум. Вот прислушайся. Слышишь это постоянное “в-у-у, в-у-у”? Пилят доски – “в-у-у”, шлифуют их – тоже “в-у-у”… Человек хочет просверлить одну единственную дырку для гвоздя и опять включает какую-нибудь вукалку. Зачем? Чтобы воду в ступе толочь? А он еще и радуется и, удивительное дело, даже гордится! Чтобы сделать глоток свежего воздуха, покупают электрический вентилятор и слушают его гул. Скоро вообще большинство людей будет кружить над землей на самолетах!.. Земля-то еще хоть немного поглощает шум, а в воздухе будет такое твориться, что Боже сохрани!» [3] «Обильное земное преуспеяние и огромные предприятия, – писал святитель Игнатий, – как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество» [4].

Освободиться от петли мирского прогресса

В одной из заповедей блаженств старца Паисия современному человеку сказано: «Счастливы, говорят в миру, живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса с множеством удобств (множеством неудобств) и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени» [5].

Также и приведенное выше письмо святителя Игнатия (Брянчанинова) завершается следующими словами: «По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: “познание Христа, православная вера во Христа”. Народ, и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою…» [6]. Однако, как отмечал старец Паисий Святогорец: «Мы не имеем права истолковывать заповеди Божии, как нам выгодно. Мы не имеем права изображать монашество таким, каким нам хочется. Признавать свои немощи и смиренно просить милости Божией – дело совсем другое. Величайшее зло, по-моему, в том, что некоторые считают этот мирской дух прогрессом. Следовало бы осознать этот дух падением и изблевать его из себя, чтобы духовно очиститься. И тогда сразу же придет Дух Святый, который освящает, извещает и утверждает души» [7].

В контексте этих слов, а также его знаменитого письма «Знамения времен, 666» становится понятен последовательный отказ старца Паисия от цивилизации комфорта. Приведем фрагмент этого письма:

«За мирским духом современной “свободы” кроется духовное рабство, анархия, ведущая людей в тупик»

«За мирским духом современной “свободы”, отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик, к душевной и телесной катастрофе. Также и за совершенной системой “удобных карточек”, компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение антихристу. Откровение Иоанна Богослова, гл. 13, ст. 16, говорит следующее: “И он сделает то, что... положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть”. […] Освящается только то, что принимает освящение. Например, вода принимает освящение и становится Агиасмой (святой водой). Моча не принимает освящения. Камень чудом становится хлебом. Нечистоты не принимают освящения. Следовательно, диавол, антихрист, присутствуя своим символом в нашем паспорте, или на руке, или на лбу, не освящается, даже если наложить Крест. Мы имеем силу Честного Креста, Святого Символа, Божественную благодать Христову только тогда, когда пребываем с одной единственной Святой Печатью Крещения, во время которого отрекаемся от сатаны и соединяемся со Христом, и получаем Святую Печать – “Печать дара Духа Святаго”. Христос да даст нам благое просвещение» [8].

Два столпа духовной жизни

Призывом «изблевать мирской дух» в свое время стало и программное обращение святителя Игнатия «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Действия, существенно нужные для Российской Церкви» [9]. Это своего рода единственный документ той эпохи, в котором четко были указаны как причины сложившегося положения в церковной жизни России XIX века с весьма жесткой его критикой, так и пути его исправления.

Святитель Игнатий четко обозначает взаимосвязь спасения каждого человека в отдельности и всего общества в целом (в данном случае – православной России) от состояния их христианского самосознания и внутреннего духовного устроения. Спасительным то и другое могут быть только в случае их соответствии духу Евангельского учения. А этого, как диагностировал святитель еще свое время, не наблюдается. Напротив, очевиден значительный развал жизни и церковной, и общественно-мирской: удаление от идеалов Святой Руси катастрофично. Среди главных традиционных идеалов святитель Игнатий выделял частое Причастие и Иисусову молитву – это то, что будущий владыка Игнатий еще в юношеские юнкерские годы положит в основание своей собственной духовной жизни, передаст своему ближайшему сподвижнику Михаилу Чихачеву и всем тем, кто доверял и доверяет слову владыки, некогда пастырски наставлявшему и увещевавшему с епископской кафедры, ныне оставленному нам в его аскетическом наследии. Именно забвение этих духовных основ своего существования впоследствии и привело, по словам владыки Аверкия (Таушева), в XX веке Россию к кромешному триумфу богоборческой власти [10].

Не будем вводить ничего нового! Последуем с точностью поучению Святой Церкви

В своих «Записках о Соборе» святитель Игнатий писал: «Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме» [11].

«Мирской дух» стал овладевать церковным организмом со времени синодальной реформы Петра I, подталкивающего церковный корабль на мель прозападного «обновленчества» протестантского толка. Как пишет владыка Игнатий: «С последних годов XVII-го столетия “западным ветром” нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недра государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные правилам и учению Православной Церкви» [12].

Согласно предложенным святителем Игнатием средствам исправления, прежде всего следует вернуться к церковному Преданию, отказавшись наконец от разлагающих элементов западноевропейского модернизма, искажающих православную жизнь России, тем более – не идти по этому пути впредь. Как призывал тогда владыка: «Не будем вводить ничего нового! Последуем с точностью поучению», которое передано нам Святой Церковью… Святыми Апостолами и Святыми Отцами! Таков возглас, повторенный почти на всех Вселенских и поместных Соборах святыми святителями и святыми Отцами, присутствовавшими на этих Соборах» [13]. И, восстанавливая православный – в действительном смысле – дух Церкви, «с сознанием ошибки, с самоотвержением должно отказаться от всех уклонений человекоугодливых, преступных в отношении к Богу» [14].

«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею»

Призыв святителя Игнатия к современникам не был услышан. Тем более что написанный в 1862–1866 годах и содержащий нелицеприятную критику, он был опубликован, в силу противодействия цензуры, только в 1915 году, когда Россия уже была на краю бездны. «Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего весь род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца» [15], – писал еще из своего XIX века, предвидя революционные события в России, святитель Игнатий. Точно так же, возможно, не будет услышан старец Паисий, если Греция усвоит навязываемые ей нормы ее входа в Евросоюз, примет папистские амбиции Константинопольского Патриархата.

«Отступление идет по земле… Остерегись его сам, и Господь даст силы и крепость и разумение жить в Боге и Богом»

Впрочем, как отмечал святитель Игнатий, ссылаясь на слова старца Исаии: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись» [16]. И сам святитель высказывал в письмах предостережение, которое не раз повторит старец уже наших дней архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Отступление идет по земле, и не покусись остановить его своею немощною рукою. Остерегись его сам, и Господь даст силы и крепость и разумение жить в Боге и Богом. А это только и есть во спасение» [17]. В заключении к «Отечнику» он выразил эту мысль так: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его» [18].

Не перепутать подлинное Небо с посулами «всеобщего благоденствия на земле»

«Будущее России в руках Божественного Промысла», – писал в письмах к выдающемуся военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому святитель Игнатий, и в другом письме этому же адресату указывал: «Особенная судьба народа Русского! Ничего не сделать никаким Наполеонам там, где действует рука Божия» [19]. Однако из контекста аскетического учения святителя понятно: рука Божия действует именно там, где есть смирение. Старец Паисий так передавал слова своего русского духовника старца Тихона: «Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека, благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!» [20].

С одной стороны, как комментировал старец Паисий, «все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом» [21], – с другой стороны, как предостерегал святитель Игнатий, возможно «ложное смирение [которое] – всегда с сочиненною наружностию: ею оно себя публикует. Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается. Смирение Христово облечено в хитон и ризу, в одежду самую безыскусственную: покровенное этою одеждою, оно не узнается и не примечается человеками» [22]. А те, кто, сами того не разумея, привыкли обманываться, могут перепутать подлинное Небо с посулами «всеобщего благоденствия на земле», проектами восстановления империи или монархии «под именем Христовым» (Мф. 24: 5; Мк. 13: 6; Лк. 21: 8).

В наше время часто вспоминают пророчество святителя Игнатия о том, что антихрист придет из России. Судя по всему, речь идет об этом фрагменте письма от 26 октября 1861 года: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [здесь усматривают указание на антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» [23]. Но речь все о том же «мирском духе», захватывающем даже христиан, мирян и монахов, – духе антихристивом по определению. «Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, – писал святитель Игнатий, – приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом […] раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» [24].

России предопределено огромное значение

Святитель Игнатий в словах апостола Павла о дикой и хорошей маслине усматривал пророчество. Он говорит, что, как древний Израиль был отсечен, так и новый Израиль – христиане – также будет отсечен, и тоже останется остаток. У апостола в этом месте сказано: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11, 20), иначе и ты будешь отсечен. Любое превозношение и осуждение, по духовному закону, оборачивается против осуждающего: он сам впадает в такое же прегрешение, за которое осуждал другого, превозносящийся – низвергается. Так рушатся жизненные проекты не только одной отдельной личности, но и целые империи и амбициозные планы по их восстановлению.

Святитель Игнатий видел, как уже в его время это пророчество начинало сбываться, и он писал: «Мы живем в предбедственное время; строятся великолепные золоченые храмы, но дух христианства уходит из Церкви» [25]. По словам апостола Павла, иудеи были отсечены, чтобы дать место язычникам, известно, что в основном потомкам Иафета – европейским народам. Теперь яфетические народы отсекаются, и приходит Хам: негры, китайцы. Для первых сейчас время исповедания и мученичества. Господь спасает всего Адама (см. Рим. 14: 11; ср. также: Ис. 45: 23; Флп. 2: 9). Спасение, как согласно с библейской и святоотеческой традицией не уставал повторять старец Паисий, – в покаянии. Он говорил: «Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Что из всего этого выйдет, не знаю, положение очень сложное» [26].

Спасение, как согласно с библейской и святоотеческой традицией не уставал повторять старец Паисий, – в покаянии

Тому же Н. Н. Муравьеву-Карскому в 1863 году святитель Игнатий писал:

«Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. <…> Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, [силы] нравственной и [силы] духовной, – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-й и 39-й главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира и заключить концом своим историю странствования на земле человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-й главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святый Андрей Критский, церковный писатель 7-го века, объясняя 20-ю главу Апокалипсиса и находя пророчество ея тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: “Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы”. Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I-го. Петр I-й пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, навстречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: Вскую (напрасно. – прим. ред.) шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение» [27].

«Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее»

Старец Паисий отмечал еще в период перестроечной разрухи в России начала 1990-х годов, что русские смогут вновь создать сильное государство (свидетельство писателя Афанасия Раковалиса; [28]). Как и в эпоху Брежнева старец Паисий предрекал развал Советского Союза, основанного на богоборческой лжи (свидетельство Д. К.; там же). Также старец Паисий пророчествовал восход «Солнца благодати Божией над Россией». А на вопрос, когда это будет, отвечал: «Когда в правительство войдут православные люди» (свидетельство духовника московского ставропигиального Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Пиголя); [29]).

Старец Паисий полагал, что все серьезные – даже политические и геополитические – проблемы решаются прежде всего на духовном уровне. И государственное устройство зависит от того, есть ли у граждан «царь в голове». «Нам нужно много и с болью молиться, – говорил старец, – чтобы Бог вмешался в происходящее» [30]. И именно монахов он и называл «радистами Церкви».

Так, старец рассказывал:

«Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски».


[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 7: Письма. С. 204.

[2]Там же.

[3]Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. «С болью и любовью о современном человеке», М.: «Святая гора», 2008. С. 195.

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 4: Аскетическая проповедь. С. 217.

[5] Старец Паисий Святогорец. Письма. М.: «Святая гора», 2008. С. 229.

[6]Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 7: Письма. С. 205.

[7] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. «С болью и любовью о современном человеке», М.: «Святая гора», 2008. С. 78.

[8] Старец Паисий Святогорец. Знамения времен, 666. URL: https://apologet.spb.ru/ru/эсхатология-и-современность/30-последние-времена/3599-znamenya-vremen-666...

[9] Святитель Игнатий (Брянчанинов). О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Действия, существенно нужные для Российской Церкви. Изд-во «Сардоникс», 2003; а также // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 3. М., 2002.

[10] См.: Валентин (Гуревич), иеросхимонах. Яко с нами Бог. «Покров», 2013, № 4. С. 12.

[11] Святитель Игнатий (Брянчанинов). О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Действия, существенно нужные для Российской Церкви // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 3. М., 2002. С. 25.

[11] Русский перевод М. Н. Скабаллановича.

[12] Там же. С. 12–13.

[13] Там же. С. 11.

[14] Там же. С. 16.

[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 1: Аскетические опыты. С. 376.

[16] Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995.

[17] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Печоры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2013. С. 543.

[18] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 6: Отечник. С. 494.

[19] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 5: Приношение современному монашеству. С. 480.

[20] Старец Паисий Святогорец. Отцы святогорцы и святогорские истории. М.: «Святая гора», 2009. С. 30.

[21] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 5. «Духовная борьба», М.: «Святая гора», 2008. С. 162.

[22] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 1: Аскетические опыты. С. 500.

[23] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 8-ми тт. М., 2008. Т. 4: Аскетическая проповедь. С. 536–537.

[24] Там же. С. 299–300.

[25] Цит. по: Валентин (Гуревич), иеросхимонах. Яко с нами Бог. «Покров», 2013, № 4. С. 25.

[26] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. «Духовное пробуждение», М.: «Святая гора», 2008. С. 21.

[27] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Будущее России в руках Божественного Промысла. Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому. М., 1998. С. 54–55.

[28] Старец Паисий Святогорец. Путь к святости. Автор-составитель О. В. Орлова, М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014. С. 106.

[29] Там же. С. 108.

[30] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. «Духовное пробуждение», М.: «Святая гора», 2008. С. 21.

[31] Старец Паисий Святогорец. Путь к святости… С. 36.

Ольга Орлова 12 января 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить