«Подвиг апостолов Петра и Павла – жизнь во Христе и со Христом»

Зачем посреди жаркого лета пост? Почему 12 июля мы отмечаем праздник в честь совершенно разных по характеру и происхождению людей? И что испытывает человек, оказавшись перед мощами апостола Петра в Риме? На эти и другие вопросы в день праздника святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла отвечает иерей Вячеслав Тукан, настоятель храма Пресвятой Троицы в итальянском Пезаро.

Фото 1.jpeg
Иерей Вячеслав Тукан

– Отче, сегодня праздник апостолов Петра и Павла. Я буду задавать, возможно, банальные вопросы, но каждый год они не перестают занимать ум и сердце. Как вообще появился этот праздник? Почему двух абсолютно разных апостолов решили прославить в один день?

– День памяти двух апостолов известен со времен раннего христианства и отмечался в Римской империи как на Востоке, так и на Западе. Мы знаем, что Петр и Павел приняли мученическую кончину в вечном городе Риме, большинство исследователей относят их мученическую кончину к 67 году по Рождестве Христовом.

Примерно в 324 году святой равноапостольный Константин Великий построил церковь над гробницей апостола Павла, а в 326 году была построена базилика апостола Петра в Ватикане. Именно в этот период праздник апостолов Петра и Павла стал почитаться особо, но это не значит, что христиане до этого времени его не праздновали.

Церковное предание повествует о том, что святые первоверховные апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину в один день с разницей в год, но недавно я читал в некоторых источниках, что именно император Константин установил совершать праздник первоверховных апостолов в один день.

Апостольские тексты, содержащие в себе основополагающие идеи и принципы христианства, обращают и доныне тысячи и тысячи человек ко Христу. А почему и как установили празднование святым апостолам в один день – не так важно, как важно то, что Церковь стремится явить нам единство их подвига, единство их жития и мученической кончины.

Церковь стремится явить нам единство их подвига, жития и мученической кончины

– Не менее интересно, почему решили под этот праздник установить пост? Почему, например, не под праздник Рождества Иоанна Крестителя?

– С ранних времен христианства Церковь установила этот пост, но он был связан не с памятью святых апостолов, а с Пятидесятницей. Называли его постом Пятидесятницы, потому что после сошествия Духа Святого на апостолов они молитвой и постом готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Об этом часто пишется в Деяниях святых апостолов, например, в главе 13-й, стихе 3-м.

Каждый пост говорит нам о чем-то. Например, Великий пост напоминает о страданиях Христовых и посредством богослужебных текстов Святой Четыредесятницы позволяет нам вникнуть в смысл страданий Спасителя. А пост святых апостолов напоминает нам об их жизни и о том, что каждый христианин помимо поста телесного должен непременно поститься и духовно, читать и изучать Писание, Деяния и Послания святых апостолов. Некоторые источники утверждают, что этот пост установлен в связи с продолжительным интервалом между Пасхой и началом Успенского поста, из-за чего христиане могут духовно расслабиться и утратить благодать Святаго Духа.

– Следующий вопрос будет о характерах апостолов, казалось бы, абсолютно разных людей. Перед нами два в некотором смысле крайних социальных типа, которые и по сей день встречаются в Церкви как среди мирян, так и среди духовенства. И бывает такое, что люди ищут себе и церковное общество, и священника по сердцу, что включает в числе прочего и его характер, образование, манеры… Петр – плоть от плоти простого народа. Павел – высокообразованный человек. Но оба они апостолы Христовы. Что и Господь, и Его устами Церковь хотят нам сказать этим установленным в честь славных и всехвальных мужей праздником?

– Да, апостолы Петр и Павел действительно два разных человека по социальной и культурной жизни. Апостол Петр – еврей, неграмотный галилейский рыбак, апостол Павел – молодой фарисей, образованный, обучался у самого Гамалиила; Петр женат, а Павел – девственник; Петр – близкий ученик Христа, Павел же не видел Христа во время Его земной жизни. Они сильно отличались друг от друга, но вера в Самого Спасителя и Бога соединяет их так крепко, что апостол Петр обращается к апостолу Павлу «возлюбленный брат» (Гал. 2: 13).

Есть очень интересная икона святых апостолов Петра и Павла, на которой они изображены в тесных братских объятиях. Объятия символизируют одновременно и любовь друг к другу, и общность того, чему была посвящена жизнь каждого из них, – проповеди Благой вести Господа Иисуса Христа.

фото 2 - превью .jpeg

Оба апостола прошли через испытания: Петр трижды отрекся от Христа, но через глубокое покаяние Христос возвращает его в круг 12 апостолов. Апостол Павел изначально был гонителем христиан, но по дороге в Дамаск Сам Христос в одно мгновение обращает его из яростного гонителя христиан в ревностного проповедника. С самого начала миссионерских трудов Петра и Павла их проповедь была обращена к разным слушателям. Петр проповедовал в основном среди иудеев, в то время как Павел стремился передать благую весть язычникам. Как он сам писал об этом: «Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Петр придерживался учения Самого Спасителя, который посылал их «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6), поэтому невозможно было ему принять в христианскую общину язычников, пока он не увидел чудесное видение во время молитвы на крыше дома Симона кожевника. Трижды спускалось к апостолу Петру с неба полотно с нечистыми животными, мясо которых иудеи не вкушали, трижды раздавался голос, повелевавший: «Встань, Петр, заколи и ешь», и еще трижды в ответ на отказ Петра раздавался глас Божий: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10: 13–15). После этого он совершил крещение бывшего прежде язычником сотника Корнилия и всех его домочадцев, а затем рассказал об этом остальным апостолам, которые, выслушав его, успокоились и прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11: 18).

Петра, куда бы ни пошел он проповедовать, все знали, потому что он христианин первого поколения. Апостол Петр был самоочевидцем Слова, то есть Христа. Павел – христианин второго поколения, он не был лично знаком со Христом и поэтому между ним и Петром часто возникали разногласия. В Антиохии общение двух апостолов превратилось в настоящее столкновение, о чем Павел красноречиво пишет следующее: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски» (Гал. 2: 11–14). Это почти то же самое, как и сегодня священники или богословы спорят по разным темам Священного Писания или же духовной жизни. Нужно четко понимать следующее: в Церкви Христовой все разные, одни верующие более склонны к уединению, для более усердного упражнения в молитве и чтении духовных книг, другие же – к общественному служению ближнему и благотворительности, но всех верующих христиан объединяет безграничная любовь ко Христу. Так же и апостолы были очень разными людьми, но Христос и Церковь нас учат, что пути разные, но ведут они к одному Богу.

– Отче, сможете ли раскрыть глубину подвига каждого из апостолов? Что особенно и характерно исключительно (или именно в данном сравнении) для Петра, а что – для Павла?

– Не знаю поистине, кто сможет раскрыть глубину подвига святых апостолов Петра и Павла… Но знаю, что священномученик Иоанн Восторгов так характеризовал апостола Петра: «пылкий и решительный, способный на быстрый порыв и столько же на быструю реакцию», а так апостола Павла: «твердый и настойчивый Павел». Также радует нас священномученик Григорий (Лебедев), говоря: «Их охрана очень надежна. У них не ключи города, а ключи Царства Небесного. Не ворота они отпирают – они открывают небо. Они поддерживают не только ваши дома – они укрепляют ваши души. Радуйтесь же со святым Петром! Он не только утверждение города. Он – утверждение Церкви… Радуйтесь со святым Павлом! Он не только учитель города. Он – учитель вселенной. Его слово обходит не только дома и храмы – оно звучит над всем миром». Подвиг апостолов – это жизнь во Христе и со Христом. Своим примером они и нас учат жить так же. И чтобы их учение не прошло бесследно, согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан по учению апостола Петра. Также в Новом Завете находим и два соборных послания апостола Петра.

Например, в своем первом послании апостол Петр призывает и умоляет других апостолов и епископов, чтобы они пасли стадо Божие, надзирая за ним охотно, богоугодно, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (см.: 1 Пет. 5: 2). Только так – подавая пример, с любовью можно учить людей любить Бога и ближнего своего.

Только так – подавая пример, с любовью можно учить людей любить Бога и ближнего

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился для распространения Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним столпом Церкви Христовой и первоверховным апостолом. В Новом Завете также находим четырнадцать посланий, где говорится и о некоторых важных миссионерских путешествиях, в которых он обращает ко Христу и Его Церкви множество народов.

фото 3.jpeg
Р. Себастьяно. «Смерть апостола Павла», 1700 г.

По Преданию нашей Церкви, оба апостола мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

– В заключение, отче, дайте верующим совет о том, как стоит проводить праздник, в том числе вне богослужения. Кстати, как отмечают его на вашем приходе? Совершали ли паломничества к мощам или месту подвига святых в Риме? Изменился ли взгляд на апостолов и их подвиг после посещения мест, непосредственно связанных с их жизнью?

– Наверное, я скажу так, как и любой священник, что обязательно нужно проводить этот праздник, начиная с богослужения, и, конечно же, по возможности нужно обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Почему это так важно? Да потому что только таким образом мы делаемся общниками одной цели с апостолами, как я уже сказал, жить во Христе и со Христом. Также в этот день следует непременно читать или слушать (кому как удобно) послания святых апостолов. Так, я порекомендовал бы всем выучить наизусть 13-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где апостол Павел произносит изумительные слова о христианской любви.

Раньше, когда я служил в Риме как протодиакон, я очень часто посещал базилику апостолов Петра и Павла. Мощи святого Петра покоятся в главном соборе Ватикана под величайшим куполом Микеланджело. Вспоминаю, как однажды в день праздника мне посчастливилось сослужить высокопреосвященному митрополиту Илариону (Алфееву), тогда еще председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на мощах апостола Петра в Ватикане. После Божественной литургии представители Ватикана проводили всю группу в нижний уровень собора святого Петра, где, собственно, и покоятся честные мощи апостола.

фото 4.jpeg
Могила святого Петра. Ватикан

С радостью могу сказать, что по молитвам к апостолу Петру и по милости Божией я сподобился приложиться к его честным мощам. Сейчас рассказываю об этом, и меня переполняют те же переживания и чувства, как будто прямо сейчас нахожусь перед святыней! Я бы сказал, что это уникальные моменты нашей жизни. Они никогда не забываются.

Не менее часто, в одиночку или в паломничестве с прихожанами, Господь сподоблял поклониться мощам святого апостола Павла. Хочу сказать, что мощи апостола Петра в Ватикане и мощи апостола Павла (базилика Фуори-ле-Мура) посещает множество людей из разных стран мира. Наблюдая за людьми в этих местах, можно увидеть, что некоторые посещают базилику как туристы: изумляются архитектурой и красотой убранства, но большинство приходящих возносят свои молитвы к апостолам, и я уверен, что они помогают каждому по его вере.

Подвиг святых апостолов заключается в их непрестанных трудах в обращении людей к вере во Христа при жизни и преданности Ему до самой смерти.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить