Преподобный Андрей Рублев и его иконы

Прославление Андрея Рублева в лике преподобных состоялось в 1988 году. Считается, что преподобный Андрей был простым иноком, «чернецом». Стоглавый собор 1551 года повелел «писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». Но память о преподобном Андрее почти не опирается на конкретные работы, при том что современники были хорошо знакомы с его произведениями, признавая в них художественное совершенство и духовную глубину. Лишь упоминание в «Сказании о святых иконоспицах» позволяет связать с его именем знаменитую икону Пресвятой Троицы. Пристальное внимание реставраторов и искусствоведов к технике, рисунку, составу красок произведений, приписываемых Андрею Рублеву и его ученикам, уточняет круг работ, действительно относящихся к творчеству преподобного. Например, новейшие исследования реставраторов опровергли гипотезу о принадлежности знаменитого «Звенигородского чина» кисти преподобного Андрея.

1 (9).jpg
В. Кириков. Преподобный Андрей Рублев

Среди предметов станковой живописи (собственно икон) в современном искусствознании преподобному Андрею приписывается только образ Пресвятой Троицы. Также его кисти принадлежат росписи Успенского собора во Владимире, которые представляют собой иллюстрации Страшного Суда площадью около 300 квадратных метров; собор был «подписан» вместе с мастером Даниилом Черным. Сюжеты располагаются на стенах и сводах. Обращает на себя внимание упорядоченность композиции: до Рублева структура «Страшного Суда» изобиловала подробностями, в которых были нарративность и пестрота за счет введения в композицию многочисленных назидательных сюжетов, в том числе расписанных подробно адских мучений. Напротив, в ансамбле авторства святых Даниила и Андрея видится симметрия и равновесие: например, в композиции, посвященной Раю, строго под Богоматерью – высокая алая дверь, к которой мерным шагом стремятся блаженные. Благодаря использованию приема ритмических повторов, идеальным пропорциям фигур с аккуратными, слегка округлыми формами, создается впечатление мирности, и Страшный Суд вселяет надежду на Божие снисхождение.

Среди икон преподобному Андрею сегодня приписывается только образ Пресвятой Троицы

К прославлению святого в 1988 году был подготовлен большой образ с клеймами жития, созданный иконописцем Ириной Ватагиной. Ныне он находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе при Свято-Тихоновском университете. В Никоновском приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры находится монументальный образ преподобного Никона с клеймами жития авторства иконописца Марии Николаевны Соколовой (сестры иконописца Иулиании, подвижницы благочестия): два клейма на нем посвящены Андрею Рублеву. В одном из них представлен уже созданный образ Святой Троицы, который держит иконописец, и его благословляет игумен Никон: именно при этом настоятеле состоялось украшение собора «живописным письмом».

2 (9).jpg
Рака с мощами прп. Никона. Фрагменты клейм с изображением прп. Андрея Рублева

Иконостас Троицкого собора состоит из икон многих мастеров, а игумен Никон «собра мужи живописцы, в добродетелях совершенны, Данила именем, и спостника его Андрея, и прочих с ними», и принято считать, что Даниилу и Андрею принадлежало общее руководство над созданием памятника. Так что образа иконостаса созданы именно артелью, и на современном этапе не признано конкретного авторства («руки») той или иной иконы, за исключением образа Троицы.

Знаменитый реставратор Кириков создал житийную икону преподобного Андрея, написанную им в виде триптиха. В некоторых клеймах отражена история работы Андрея Рублева в стенах Андроникова монастыря в Москве, в котором он подвизался в монашеском чине. Преподобный украсил Спасский собор монастыря своей росписью, от которой остались только невыразительные (в силу своей сохранности) орнаменты в двух оконных откосах. Одно из клейм представляет собой сюжет «Обучение иконописанию»: в нем изображены юные отроки, но для справки добавим, что чуть позже Андрей Рублев подвизался младшим мастером в артели византийца Феофана Грека и таким образом заканчивал обучение, перенимая опыт.

В наши дни пристальное внимание обращено к Троицкому собору лавры, в который вернулась икона преподобного Андрея. В иконостасе в предыдущие десятилетия находилась одна из двух прекрасно исполненных копий: иногда их еще называют факсимильными, так они точны. Другая копия, написанная известным реставратором Василием Кириковым в 1959–1963 годах, находится в собрании музея Андрея Рублева (ЦМиАР) и связана с юбилейными торжествами по случаю 600-летия незабвенного иконописца. А первая по времени копия была сделана выдающимися художниками-реставраторами Григорием Чириковым и Николаем Барановым в 1929–1932 годах. Именно она многие годы располагается в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, и про нее уже можно сказать, что она стала почитаемой.

3 (6).jpg

Различные правки несколько изменили первоначальный облик древней иконы Святой Троицы, однако исследователи говорят, что сохранилось значительно больше того, что было утрачено. Икона почти полностью лишена позолоты, тогда как в авторской живописи были золотыми фон и поля, а также нимбы над головами Ангелов. На фоне золотых нимбов развевались тороки (ленты, похожие на античные диадемы, которые охватывали лоб и свободно свешивались у висков), ныне почти незаметные. Золотой ассист, который мы сейчас видим на крыльях ангелов, в основном поздний. Про сохранность иконы можно сказать, что красочные слои стали тоньше, отчего цвет одежд кажется прозрачнее по сравнению даже с белилами, хотя изначально они были плотнее. Про «Троицу» Андрея Рублева говорят, что она отличается мягкими «плавями» – тонкими сплавлениями красок и слоев, а современное состояние иконы усиливает это качество.

Различные правки изменили первоначальный облик иконы, однако сохранилось больше, чем было утрачено

Согласно службе Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа является праздником Святой Троицы. С XIV века это учение поднимается на новую высоту благодаря богословию исихазма. Святитель Григорий Палама писал: «В день Пятидесятницы начинает совершаться явление Духа Святого… дабы мы познали и уразумели великую и поклоняемую тайну святой Троицы». В русской монашеской духовной среде эта тайна была воплощена в образе «Троицы» Андрея Рублева.

Любителей русской иконы в работах великого мастера привлекает цвет, реставраторы интересуются «колерами» (изучение поверхности красочного слоя производилось при помощи бинокулярного микроскопа с определением пигментного состава красок), а искусствоведам интересна палитра работ. Один из самых звучных колеров у Рублева – и это изыскания сотрудников Государственной Третьяковской галереи совместно с реставраторами – смесь азурита и натурального лазурита, редкого материала: в те времена он добывался только в горах Бадахшана (современный Афганистан). Дорогой лазурит вместе с азуритом был добавлен в высветления всех одежд, в разделку горок и здания. Многообразие и звучность цвета на иконе достигается всего несколькими пигментами: желтым, двумя разными синими и двумя зелеными, тремя красными, углем и белилами. В этом сказалась прекрасная выучка Андрея Рублева, который создал богатую палитру образа благодаря навыку средневекового художника по перетиранию и смешиванию пигментов. Например, цвет хитона центрального Ангела составлен из мелко перетертого минерала гематита, киновари, лазурита, зеленого гематита. В отношении рисунка «Троица» уникальна тем, что подготовительный набросок наносился прямо на доску и слегка поправлялся самим иконописцем, а это значит, что композиция не повторяла каких-либо ранних произведений.

Художник Андрей Рублев создал особый тип изображения. Иконография Пресвятой Троицы существовала и раньше, композиция ее включала образы Трех Ангелов в виде путников, которые посетили праотца Авраама, и тот приготовил Им трапезу, заколов лучшего теленка из стада. Это заклание тельца как указание на Таинство Евхаристии изображается на многих иконах. К варианту с центральным выделенным Ангелом относится большинство дошедших до нас византийских и русских изображений. Отдельную группу представляли иконы, где Ангелы сидели вровень друг с другом, что указывало на их равночестность (так называемая равноголовая композиция). Это историческая иконография, которая является буквальным воплощением библейского текста.

4 (5).jpg
Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна, Италия

В «Троице» Рублева указание на домостроительство Божие не оставляется, на иконе изображаются некоторые детали обстановки, характерные для первых икон (жилище Авраама, дуб, гора), но здесь уже предметом созерцания является Святая Троица Сама в Себе, а обстановочные изображения – это в большей степени символы (гора – символ Горнего мира и т. п.). Оставлены посохи Ангелов – деталь «исторической» иконографии Троицы: Ангелы – путники, пришедшие к Аврааму и Сарре в Мамврийской дубраве. Здесь же, в Рублевской «Троице» посохи (жезлы) – символ божественного достоинства. И литургический аспект показан здесь с необычайной силой: средний Ангел благословляет Чашу на престоле, в которой покоится голова тельца. В своем творении святой Андрей переработал тысячелетний опыт иконографической традиции, благодаря чему она шагнула от явления трех мужей Аврааму к созерцанию Ангелов «Великого Совета».

В своем творении святой Андрей переработал тысячелетний опыт иконографической традиции

И светские исследователи, и богословы обращали внимание на соотношение Ипостасей. Ипостаси Святой Троицы следуют в том порядке, в каком они исповеданы в Символе веры. Первый Ангел благословляет Третьего: благословение – власть Бога Отца, ибо Дух Святой от Него исходит. Благословляющий жест Первого Ангела может быть отнесен к чаше с агнцем (благословение на жертву Своего Сына) и к Третьему Ангелу, что означает исхождение от Отца. Второй Ангел склоняет голову к Первому, ибо Сын послушно исполняет волю Бога Отца.

5 (4).jpg

На всех иконах Пресвятой Троицы особым образом выделен центральный Ангел. И в иконе Андрея Рублева Второй Ангел имеет больше всего «знаков», указывающих на Его Ипостась: это – клав на плече, который всегда пишется на одеждах Иисуса Христа, а также характерное перекрестие на нимбе, которое совсем недавно удалось рассмотреть реставраторам.

Творчество преподобного Андрея Рублева свидетельствует о Троице и последних судьбах мира (Страшный Суд). Вся композиция вписана в круг – символ гармонии, совершенства, законченности, бесконечности. А в росписях Владимирского собора Господь – единственный Смысл стремления к безмолвию. Ангелы Троицы находятся в приснобытии, а домостроительство Божие совершено и завершено: чаяние Авраама совершилось, Бог воплотился, принес Себя в жертву, а в храмах совершается Божественная Евхаристия.

Жанна Курбатова 6 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить