Румынский патерик. Любить Бога и людей

Архимандрит Серафим (Попеску) (1912–1990)

1 - 2023-02-20T054220.114.jpg
Архимандрит Серафим (Попеску)

Жизнь

Приснопоминаемый архимандрит Серафим (Попеску) родился в 1912 году неподалеку от города Алба-Юлия. Родители, будучи очень набожными, дали ему хорошее религиозное образование.

Имея призвание к монашеской жизни, он проходил обучение сначала в Сибиуской богословской академии, в 1932–1936 годах, затем, в 1936–1938 годах, – в докторантуре Черновицкого богословского факультета. Еще год учился на Афинском богословском факультете, затем, в следующем году, стал подвизаться в румынском скиту Продрому на Святой Горе Афон.

В 1941 году принял монашеский постриг в монастыре Брынковяну, а в 1943 году был рукоположен во иеромонаха и наречен настоятелем того же монастыря, духовно управлял им много лет, в течение которых ему удалось сформировать сплоченное братство. Отойдя от настоятельства, последние годы жизни положил на служение Богу и верующим, став духовником монахов и всех добрых христиан, приходивших сюда в довольно обильном количестве.

Не достигнув возраста 80 лет, кроткий архимандрит Серафим, духовный отец множества богомольцев и монашествующих, с миром предал душу свою в руки Христовы, в году спасения 1990-м.

2 - 2023-02-20T054223.256.jpg
Богословская академия в г. Сибиу. Источник: patrimoniu.sibiu.ro

Дела и изречения

Архимандрит Серафим говорил своим ученикам:

– Благодарение Богу, мы силимся идти вместе со Христом к Горнему Эммаусу! Бог с нами в жизни, пока мы исполняем Его волю. А когда не слушаемся Его, Он оставляет нас одних, чтобы мы увидели, как тяжело без Него.

Спросили его отцы:

– Что вам больше всего понравилось на Святой Горе Афон?

– Ревность и дисциплина афонских монахов, их пунктуальность на святых богослужениях, священное соблюдение требований канонов и устава, а также ревность о защите православия и учения святых отцов, даже ценой жизни. Это меня больше всего тронуло и послужило для меня уроком. И я вернулся с Афона в полной решимости встать в ряды монашества, что и сделал.

Те же отцы спросили его о духовных советах старцев.

– Мои духовные отцы увещали меня обязательно быть на святых богослужениях и с полной самоотдачей любить Бога и людей. Эти два добрых дела я и сейчас люблю больше всего: служить в храме и духовно окормлять верующих, приходящих к нам.

3 (98).jpg
Монастырь Брынковяну, Сымбэта-де-Сус. Источник: incotro.olx.ro

Еще его спросили, какие самые важные добродетели должны украшать жизнь священника.

– Всю свою жизнь священник должен руководствоваться такими добродетелями: крепкой верой в Бога, любовью к людям, благообразием, смирением и внутренней ревностью о Христе. Затем – чтобы он во всем, что делает, предстоял Христу, а с верующими, приходящими к Нему, поступал так, как на его месте поступил бы Христос. Христос несет бремена наших скорбей, делается с нами одним целым – то же самое и священник. Он становится одним целым с душой, поставленной перед ним. Понимает ее, утешает, поднимает на ноги, вдохновляет и делается всем для всех.

Снова спросили его, как сочетать строгость священных канонов и правду Божию с любовью и милостью к людям.

– Все зависит от душевного состояния кающегося. Это самый хороший показатель для духовника. Ни слишком гнетущей строгости, ни слишком легкого прощения и утешения. Состояние души показывает нужную меру. Это зависит от раны, ее застарелости и степени исправления кающегося.

Ученики спросили его:

– Когда мы можем быть достойными Тела и Крови Христовых?

– Когда достигнем состояния телесной и душевной чистоты посредством поста, молитвы и примирения с собой, ближними и Богом.

Еще спросили его о роли монастырей и монахов в отстаивании православной веры и нашего духовного и национального единства.

– Наши православные монастыри всегда были духовными очагами и школами благочестия и святости, в которых взращивались великие евангельские добродетели и совершенствовались боголюбивые души, чтобы достигнуть уподобления Богу. Монастыри также являются настоящими оплотами православия, традиции, нравственности и устоев нашей Православной Церкви.

4 (67).jpg
Храм Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Сымбэта-де-Сус. Источник: destepti.ro

А о монахах сказал так:

– Монахи должны проповедовать людям Христа не столько словом, сколько своей нравственной статью и примером личной жизни. Это безмолвная проповедь личным примером и видимая, зримая проповедь нравственной статью. Было бы хорошо, чтобы каждый монах начал проповедовать Христа своей жизнью. Это самая сильная проповедь. Но священноиноки должны проповедовать и словом, особенно теперь, когда у людей такая жажда знаний и слова. Всегда давать совет просящим, призывать к нравственной жизни, подавать материальную помощь, по возможности, нищим, служить на пользу всем своей жизнью и примером и молиться о людях.

Отцы спросили его:

– Какая добродетель для монахов самая важная?

– Молитва хваления Богу, молитва о людях и о своем спасении. Монах – человек прежде всего молитвы, а потом уже слова.

В завершение отец Серафим сказал им и последнее слово на пользу души:

– С миром сомкнем свои очи у подножия Креста Христова[1].

5.jpg
Архимандрит Серафим (Попеску) с богомольцами. Источник: ziarullumina.ro

Иеромонах Иувеналий Странник (1902–1992)

6 (24).jpg
Иеромонах Иувеналий Странник.
Источник: ziarullumina.ro

Блаженный иеромонах Иувеналий Странник родился в 1902 году в городе Мойнешть уезда Бакэу в семье богобоязненных верующих. Желая посвятить свою жизнь Христу, он поступил в 1927 году в братство монастыря Дурэу Нямецкого уезда. Через два года перешел в монастырь Фрэсиней, где принял монашеский постриг, а в 1931 году навсегда покинул родину и поступил в румынский скит Продрому на Святой Горе Афонской, где семь лет подвизался в исихазме в нескольких скитских кельях, возлюбив уединение и безмолвие и творя молитву Иисусову.

В 1938 году отправился на Святую Землю, где до 1947 года подвизался в монастыре святого Саввы Освященного вместе со святым Иоанном Иакобом. Когда на реке Иордан был основан румынский скит святого Иоанна Крестителя[2], монах Иувеналий перешел в него вместе со святым Иоанном Иакобом, ставшим игуменом скита.

В 1953 году преподобный Иоанн удалился в пустыню, в пещеру святой Анны, а монах Иувеналий остался вместо него игуменом, в 1965 году он был рукоположен во иеромонаха Румынским Патриархом Иустинианом.

В 1970 году отец Иувеналий ушел на Синайскую гору и 20 лет подвизался в Свято-Екатерининском и Раифском монастырях, неся суровые отшельнические подвиги.

Достигнув глубокой старости, старец с миром предал душу свою в руки Господа, Которого прославлял 90 лет[3].

7 (12).jpg
Румынский Свято-Иоанновский скит на Иордане в наши дни. Источник: ziaruldeiasi.ro

[1] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

[2]В ходе шестидневной войны 1967 г. скит св. Иоанна Крестителя был заминирован, в 1970 г. проход в Долину Монастырей, где он располагается, и вовсе был запрещен властями, в результате чего скит пришел в запустение. В настоящее время идут работы по его разминированию для последующего восстановления.

[3] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Из книги Patericul Românescн

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить