Священномученик Александр Ратьковский. Сколько стоят конфеты

– Серафим, Серафим! Беги скорее сюда! Батюшка крест дает! – это я зову младшего сынишку, который после Причастия лопает, сидя на скамеечке возле храма, свежайшую ароматную просфору (малыш очень любит этот аромат, говорит, что Богородицей пахнет).

Фото 1.JPG

Серафим, которому не так давно исполнилось пять, проворно слезает со скамейки и торопится в храм, к батюшке Владимиру. Сынишка знает, что после креста ему отсыпят прямо в ладошки добрую пригоршню наивкуснейших шоколадных конфет. Такая традиция в этом храме, которую завел настоятель отец Владимир. Она не единственная. Например, после воскресной Литургии всех желающих кормят замечательной горячей кашей и редкостной вкусноты блинами, а еще дают ароматный чай с лимоном.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в деревне Обухово Солнечногорского района – великолепный пятипрестольный красавец. Мы ходим сюда всей семьей, когда живем на даче. У батюшки все благолепно, благообразно и благочинно. Как-то мы попали на вечернее богослужение накануне отдания Пасхи. Будний день, в храме мы с мужем и две бабушки. А отец Владимир служит так, будто правящий архиерей должен подъехать вскоре. Великолепие убранства храма, смена благовонного ладана на каждом каждении – что ни аромат, то чудо изыска. И я поняла – батюшка очень старается для людей, но служит он Богу. Совершенно не важно, сколько людей пришло на вечернюю службу: Господь здесь прямо сейчас. И отец Владимир всем своим существом устремлен к Нему, ко Христу. И ты стоишь и чувствуешь это вместе со священником, участвуешь в этом сакральном действии вместе с батюшкой.

Отец Владимир служит практически по-монастырски, службы долгие. Не только вечерние, но и Литургия. Чего уж там лукавить: дети устают. Старшие привыкли, могут потерпеть. А пятилетнему очень подвижному Серафиму бывает совсем тяжело. Сначала успокаиваем тем, что скоро Причастие, а потом просфорочку дадут. И когда уже ну совсем тяжко, ближе к концу службы, напоминаем: так ведь еще же конфеты впереди! И тут у Серафима прямо второе дыхание открывается. В общем, конфеты эти – просто спасение для нас в случае с нашим неугомонным Серафимом.

Конфеты эти – просто спасение для нас

Я тебе больше скажу, мой дорогой читатель: наши старшие дети тоже подходят после креста за этими конфетами. Хотя они внешне и на детей-то не сильно похожи, подростки: 18, 16, 14. Но бабушки, которые эти конфеты раздают, одаривают и их по старой памяти, тихонечко вздыхая про себя: «Выросли-то как, время-то как летит…» И столько радости эти конфеты дарят нашим детям-недетям! Светлые открытые лица, широкие улыбки, они прямо светятся! И я начинаю светиться рядом с ними. Нет, я полностью согласна с тобой, дорогой читатель: конечно, это Причастие Святых Христовых Таин преображает души, и это преображение выливается изнутри светом лиц и глаз. Но конфеты, знаешь ли… Это конфеты. Это атрибут детства, беззаботности, доверия тем, кто старше и сильнее. Именно так душа христианина чувствует себя в присутствии Божием, поэтому конфеты – это тоже важно. Через них изливается любовь пастыря к своим словесным овцам, а если выше – любовь Бога – Отца нашего небесного – к нам грешным.

***

– Вам известно, что епископ Троянский, находясь в церкви, где вы служите священником, раздавал детям конфеты с целью вербовки молящихся?

– Да, признаю, что в церкви, где я являюсь священником, епископ раздавал детям конфеты, но я... не считаю это ненормальным явлением.

Фото 2.jpg.PNG
Священномученик Александр Ратьковский.
azbyka.ru

Это, мой читатель, выдержка из протокола допроса. Датирован документ 24 июля 1937 года. Допрашиваемый в качестве обвиняемого – священномученик Александр Ратьковский. Менее чем через полтора месяца отца Александра расстреляют. За то, что в его храме на Литургии во время прикладывания прихожан ко кресту епископ раздавал детям конфеты…

Будущий священномученик родился в семье диакона в 1870 году в селе Опросьево Ново-Ржевского уезда Псковской губернии. В 21 год окончил Духовную семинарию и сразу был рукоположен в диакона, через шесть лет – в священника. Где служил отец Александр следующие девять лет, житие умалчивает. А в 1906 году его назначили в один из храмов города Торопца. Там он прослужит до самой смерти. Точнее, до своего последнего ареста.

Арестовывали отца Александра несколько раз. Первый – в 1931 году. Ему приписали участие в так называемой контрреволюционной организации под названием «Усиление христианского движения». Парадокс был в том, что саму организацию придумали власти. Прямо в рамках группового уголовного дела, по которому к ответственности были привлечены епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне. Авторство наименования этой организации также принадлежало властям. Прямо замени «христианского» на «пролетарского» – и готовая большевистская ячейка. Уголовные дела против священства, монашества и верующих мирян фабриковались порой столь грубо, что просто диву даешься…

Он прослужит в Торопце до самой смерти. Точнее, до своего последнего ареста

Из протокола допроса в рамках этого уголовного дела мы и узнаем информацию про семью отца Александра:

– Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня – восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севастьяново Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай – в Кременчуге, но где работает, мне неизвестно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах.

Видишь, мой читатель: один из сыновей отца Александра – Анатолий – пошел по стопам отца и стал священником. И был репрессирован богоборческой карательной машиной. Его имени нет среди прославленных новомучеников. Но один Господь знает имена всех преданных Ему, послуживших Господу верой и правдой.

Следствие требовало от отца Александра назвать имена священников и монашествующих, которых он знал. Батюшка не питал иллюзий по этому поводу. В те времена все, названные на подобных допросах, подлежали аресту. Их судьбы печальны: расстрел или годы лагерей. Отец Александр не назвал никого:

– Священнослужителей, а также монахинь города Торопца я знаю, они сейчас арестованы, но других назвать имена и фамилии затрудняюсь. Знакомства особенного ни с кем никогда не вел, так как живу на окраине города, но по делу ко мне все же приходили. Больше сказать ничего не могу.

Во время следствия была сделана единственная сохранившаяся фотография батюшки.

Фото 3.jpg.png
Заключенный А. Ратьковский. azbyka.ru

Посмотри на это фото, мой читатель. Какая кротость и одновременно твердость духа! Полное доверие Богу и полная покорность Его благой воле. А ведь снимали это фото не на домашней фотосессии. Снимали в тюрьме. Снимали голодного, измученного бессонницей и допросами, задерганного сокамерниками человека. Но ничего этого не прочесть во взгляде отца Александра. «Возьми крест свой и следуй за Мною», – говорит каждому из нас Христос (Мф. 16: 24) «Я уже иду, Господи», – отвечает взглядом с фотографии отец Александр, и разливается вокруг неземной покой, пропитанный силой духа и верой.

Батюшку приговорили к трем годам ссылки в Карлаг, Казахстан. Про Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГ НКВД СССР я уже писала в статье про преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина). Их, таких лагерей, особенно славившихся бесчеловечностью режима содержания, было в системе ГУЛАГ несколько. Карлаг, наряду со СЛОНом (Соловецким лагерем особого назначения), занимал ведущую позицию в этом списке жестоких системных учреждений.

Отцу Александру удалось там выжить. Он вернулся в свой храм в 1934-м и продолжил служить.

«Я уже иду, Господи», – отвечает взглядом с фотографии отец Александр

Приход с возвращением своего пастыря воспрял. Батюшка восстановил уставное богослужение. На клиросе пели и читали монахини из закрытых монастырей. Одна из монахинь была назначена отцом Александром старостой. С точки зрения властей налицо была вопиющая контрреволюция. Не прошло и трех лет после освобождения из уз, как отца Александра вновь арестовали.

Это произошло 23 июля 1937 года. А на следующий день, 24 июля, батюшку допросили.

– Каковы ваши взаимоотношения с епископом Иоанном Троянским и другими священниками?

– Взаимоотношения у меня с епископом нормальные, он был у меня на квартире, был и я у него на квартире по вопросам религиозного характера.

– Вам известно, что епископ Троянский, находясь в церкви, где вы служите священником, раздавал детям конфеты с целью вербовки молящихся?

– Да, признаю, что в церкви, где я являюсь священником, епископ раздавал детям конфеты, но я... не считаю это ненормальным явлением.

Фото 4.JPG
Священномученик Иоанн (Троянский)

– Произносил ли проповеди епископ Троянский, находясь в церкви, в которой вы состоите священником?

– Да, проповеди епископа были обычным явлением, какого они были содержания, я затрудняюсь сказать, так как я в это время потреблял Святые Дары.

Обрати внимание, мой читатель, как деликатно отец Александр отказался давать показания о сути проповедей епископа Иоанна (Троянского). Позже отца Александра и епископа Иоанна расстреляют в один день. А еще позже Святая Церковь прославит их обоих в лике священномучеников.

В 30-е годы богоборческого ХХ века епископ Иоанн на проповедях говорил о несомненном бытии Бога, об огромном значении святости и святых, о чудотворных иконах, о чудесах, совершаемых по молитвам святых и при обращении к чудотворным образам. А еще он сам был живой проповедью, обличающей лживость и безблагодатность обновленчества. Возведен в сан епископа он изначально был именно обновленцами. Но затем, осознав всю пропасть лжи живоцерковников и всю глубину своего заблуждения, принес покаяние и был принят в своем сущем сане в Православную Церковь. Такого власти не прощали.

Позже отца Александра и епископа Иоанна расстреляют в один день. Еще позже Церковь прославит их в лике священномучеников

Уже 31 августа 1937 года было вынесено решение по делу. Тройка НКВД постановила: отца Александра расстрелять. Казнили батюшку 4 сентября 1937 года.

Фото 5.jpg.png
Священномученик Александр Ратьковский

«Мы с вами имеем счастье жить в России, в свободной стране, по-настоящему свободной стране. Кто-нибудь сейчас на Западе ухмыльнется, а я предлагаю всем, кто ухмыльнулся, подумать, от каких сил и центров власти вы, дорогие братья и сестры, зависите и шагу ступить не можете. А мы живем в суверенной свободной стране – страна и народ сами выбирают путь своего развития», – сказал Святейший Патриарх Кирилл 28 июля 2024 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в день крещения нашей Родины. И это истинно так.

С даты того самого допроса отца Александра минуло 87 лет. Тоже был июль. И тоже Православная Церковь вспоминала святого князя Владимира, крестившего когда-то нашу святую землю.

И знаешь, что приходит в голову, мой дорогой читатель?

Нам необходимо непрестанно славить Бога. За обилие открытых храмов, за свободу ходить в них, когда и сколько пожелается, за совершающиеся ежедневно Литургии, за преподаваемые нам Тело и Кровь Христовы в любой удобный для нас день. За конфеты после целования креста для наших детей. Благодарить и ценить, потому что наша Родина какие-то 100 лет назад пережила совершенно противоположное. Когда веровать во Христа и ходить в храм Божий было преступлением. Когда за конфеты, раздаваемые на церковной службе детям, можно было заплатить самым дорогим, что есть у человека на этой земле, – своей жизнью.

Наталья Ващина 3 сентября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить