Владыка Антоний: «Бог для меня – это факт»

Что сразу вспоминается, когда мы слышим «митрополит Антоний Сурожский»? Обаятельная и милая улыбка. Доброта, мягкость, свет, искренность.

1.jpg
Митрополит Антоний Сурожский

Вспоминаем его поучения и их вектор, всегда направленный в сторону мира, любви, жертвенности. И это кажется невероятным, когда мы узнаем, каким был его путь, его детство и юность. Нам может казаться что святые – это люди, прилетевшие с другой планеты и легко преодолевающие все земные тяготы и скорби, лишения. Но святые – это люди, прошедшие горнило искушений и сумевшие не сломаться, а, наоборот, устремиться к горнему.

Сегодня мы вспоминаем владыку Антония, 4 августа 2003 года закончился его земной путь, он упокоился от трудов, родился в жизнь вечную. Читая о его жизни, неминуемо пустишь слезу, будешь сопереживаешь ему: его боли маленького мальчика, боли подростка, удивишься тяготам жизни архиерея. И невозможно вместить, как все это смог пережить один человек. Ответ на этот вопрос, кроется в том призвании, которым владыка служил людям. Прошедший сквозь нищету, унижения, избиения, лишения, насмешки и пр., и при этом не обозлившись, смиренный владыка смог помогать тем, кому плохо, кто скорбит и отчаивается, именно потому, что сам хорошо знал, как важно проявлять доброту. Помощником всегда является Христос. Когда по-человечески невозможно нести свой крест, приходит Христос и несет его за тебя.

Когда по-человечески невозможно нести свой крест, приходит Христос и несет его за тебя

А путь к Господу у владыки Антония начался с удивительного события.

Однажды вечером он отправился в свою молодежную группу играть в волейбол, но вдруг узнал, что программа изменилась и перед игрой должна состояться беседа со священником. Такое сообщение привело Андрея (мирское имя митрополита Антония – прим. ред.) чуть ли не в бешенство. Во-первых, потому, что он был увлечен волейболом и перенос игры был для него почти предательством; во-вторых, по мнению Андрея, такая перестановка была попыткой принудительного религиозного воспитания. Руководители группы аргументировали свои действия тем, что волейбольный кружок является частью студенческого христианского движения и что нельзя обойти вниманием наступивший Великий пост. Андрей довольно агрессивно ответил на это, что он не верит в Бога и что волейбол для него намного важнее. Но руководство группы не отступало, убеждая в том, что, каковы бы ни были религиозные убеждения недовольных и несогласных членов, они обязаны прислушиваться к мнению организаторов молодежного движения и что было бы позором для всего движения, если бы никто не явился на беседу.

«Меньшее, что вы можете сделать, – сказал старший группы, – это просто прийти на беседу для численности аудитории и тихо сидеть, даже не слушая слов священника; просто присутствовать физически». Андрей неохотно согласился и занял место подальше от всех, на краю дивана, где он предполагал остаться незамеченным и позволить себе думать о более полезных вещах.

2.jpg
Епархиальный молодежный лагерь, 1985 г.

Выступал отец Сергий Булгаков, ректор Российского богословского института преподобного Сергия, основанного в Париже в 1925 году. Несмотря на то что он был выдающимся богословом и вдохновлял многих взрослых, он, по мнению Андрея, не умел говорить с молодежью, а именно относился к молодым людям так, как будто они только вышли из детского сада. Кроме того, отец Сергий говорил с ними как с глухими. Андрей не мог слушать столь громкую речь и плохо воспринимал смысл сказанного. Наоборот, чем больше он пытался вслушаться, тем больше пугался и больше злился.

Ничто из того, что говорил священник, не тронуло сердца парней из волейбольной команды. По воспоминаниям митрополита Антония, священник обращался к ним, будто заманивая маленьких зверьков: «Киска, киска, иди сюда!» – и рисовал некую сентиментальную картинку христианства, подобную которой можно было найти в иконах XIX века. На этих иконах – «мягкий и кроткий Иисус», предлагающий легковерным путь, похожий на рабство. Но для молодых людей, готовящихся стать освободителями своей Родины, попавшей в беду, это было неприемлемо. Возмущение Андрея росло с каждым словом проповеди.

К концу разговора его переполняли такие негативные чувства, что вместо того, чтобы пойти играть в волейбол, Андрей бросился прямо домой. Он хотел немедленно проверить правдоподобность того, что сказал священник, и еще раз убедиться в бесполезности христианства. Андрей был уверен, что найдет в Библии то, что поддержит точку зрения священника, который, очевидно, был хорошо образован. Андрей решил убедиться в неискренности написанного, увидеть эту презренную религию, прикрывающуюся красивыми словами и чувствами, и наконец выявить ее сомнительное влияние на людей, чтобы осудить ее раз и навсегда.

Прибежав домой, Андрей попросил у матери Евангелие и ушел в свою комнату. Сидя за столом, он открыл Книгу и задумался, обнаружив в ней не одно, а сразу четыре Евангелия. Чтобы не тратить лишнего времени на чтение, что, по его убеждению, было абсолютно бесполезным занятием, он быстро определил, какое из Евангелий самое короткое, и выбрал Евангелие от Марка…

Позже владыка Антоний отмечал, что вроде бы случайный выбор этого Евангелия оказался очень знаменательным для него. Апостол Марк обращал свои краткие и меткие слова именно к импульсивной и цинично настроенной молодежи Древнего Рима, то есть к людям такого же склада, как Андрей и его современники.

Юноша с вниманием углубился в книгу. То, что произошло с ним во время чтения, было настоящим откровением, о котором он вспоминал потом всю жизнь:

То, что произошло с ним во время чтения, было настоящим откровением, о котором он вспоминал потом всю жизнь

«У меня возникло чувство, какое бывает иногда, когда вы идете по улице и вдруг резко оборачиваетесь: вы уверены, что кто-то смотрит вам в спину. Я читал Евангелие от Марка и еще не добрался до начала третьей главы, как вдруг внезапно осознал, что на другой стороне моего стола Кто-то находится.

3. Andrey-Blum-s-mamoy-i-babushkoy.jpg
Андрей Блум с мамой и бабушкой

Это было так поразительно, что мне пришлось перестать читать и посмотреть вверх. Я долго смотрел, но ничего не видел, ничего не слышал, ничего не чувствовал теми органами чувств, которые у нас есть. Но даже когда я смотрел прямо перед собой, на то место, где никого не было видно, во мне уже жило глубокое знание: там, без сомнения, присутствует Христос.

Я сразу понял: если Христос стоит здесь живым, это означает, что Он – воскресший Христос. Из своего личного опыта я теперь знаю, что Христос воскрес, и поэтому все, что говорится о Нем в Евангелии, – правда».

Позже владыка Антоний подчеркивал, что он не слышал никаких голосов и у него не было никаких видений. Это не имеет ничего общего с сенсорной галлюцинацией, с которой он сталкивался у психически больных пациентов, став доктором. Нельзя говорить и о мистическом состоянии, подобном трансу или эмоциональной реакции, в которые владыка мало верил. Это был абсолютно убедительный, полноценный опыт присутствия воскресшего Христа, который был дан Андрею, находящемуся в естественном состоянии трезвости и душевного равновесия. «Бог для меня – это факт», – часто повторял он и считал воскресение не вопросом веры, когда можно верить или нет, но состоявшимся фактом своей жизни, уверенностью, которую он сам испытал».

Подготовила Виктория Дорофеева
Из книги: Этот бесценный человек...
Воспоминания о митрополите Антонии.
Изд-во Сретенского монастыря, 2021

Джиллиан Кроу 3 августа 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить