Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 20

Дракон связан на тысячу лет

Беседа 19.

Мы будем читать 20-ю главу Откровения Иоанна Богослова. В прошлой 19-й главе мы видели, как святые воспевали Богу «аллилуйя», благодаря Его за избавление от Вавилона. В продолжении мы видели таинственный брак и вечерю Агнца. А потом – Христа, сидящего на коне, в окружении ангельских сил. Далее апостол говорил об антихристе и тех, кто был с ним, которые были брошены в геенну огненную.

Фото 1 (29).JPG
«Ангел с ключом от бездны», гравюра

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей» (Откр. 20: 1). Что сделал ангел? Спустился с неба, у него была большая цепь в руке и ключ от бездны. 

«Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20: 2). Мы говорили, что эти вещи невозможно достоверно растолковать. Мы высказываем догадки, то, что можем сказать. И далее, что он сделал?

«И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20: 3). Он сбросил его в бездну, связав там на тысячу лет, а потом освободил на малое время. Мы говорили о том, что определенное время нельзя понимать абсолютно. Тысяча лет может быть не в точности тысячей лет. В Священном Писании говорится, что для Бога один день как тысяча лет (см. 2 Пет. 3: 8). Однако я вам скажу и о своем предположении, которое абсолютно субъективно, а вероятно, и ошибочно. Я думаю, что эта тысяча лет – период от Константина Великого до падения Константинополя, примерно тысяча лет (от четвертого века до 1453 года, когда было постановление в Медиолане, верно, отец Иосиф?). Тогда было время утверждения Церкви, автократия Нового Рима, Константинополя. Возможно, так, а возможно, я ошибочно полагаю. Видите, после падения Константинополя снова начались великие потрясения внутри Православной Церкви, начались искушения – одно за другим, с апогеем в начале двадцатого века – мировые войны, катастрофы и так далее. Увидим, если это так. В какой-то момент проявится. 

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20: 4). На престолах сидели святые, которым дана была власть судить. Почему говорится, что святые судят мир? Потому что святые своей святой жизнью показали, что человек может вместить и исполнить слово Божие. Если бы не существовало святых, тогда мы могли бы сказать, что Евангелие – очень хорошее, прекрасное учение, премудрое, благодетельное, полезное, но кто может его вместить и жить по нему? «Никто», – сказали бы мы. Но Бог не говорил нам делать вещей невозможных. Ничего из того, что говорил Бог, не является неисполнимым. Даже самая совершенная заповедь Бога исполнима для человека. Человек может исполнить ее по благодати и силе Божией. Более того, у нас есть бесчисленное множество святых, которые показали нам своей святой жизнью, что, по существу, живя по слову Божию, исполняя заповеди Божии, они восприняли все дарования Духа Святого, доказав истинность всех обетований, которые оставил нам Бог, потому святые и будут судить нас. Они жили по слову Божию, совершали свой подвиг, но и мы можем подвизаться, каждый в свою меру (то, что касается внешних обстоятельств). 

Святые своей жизнью показали, что человек может вместить и исполнить слово Божие

Возможно, мы не можем совершать тех подвигов, которыми жил старец Паисий, или авва Даниил Столпник, или святой Неофит Затворник. Но святость и совершенство не зависит главным образом от внешних подвигов, но от покаяния и смирения. Совершенный во Христе человек – не тот, кто совершает великие подвиги, но тот, кто смирен и кается. От этого зависит совершенство и добродетели человека, его обожение. Никто не может сказать: «Мне тяжело смиряться, потому что я болен, или уже стар, или у меня нет физических сил». Смирение и покаяние не зависят от телесных сил. Святые могут судить нас. И они судят нас своей святой жизнью, показав, что слово Божие исполнимо и что человек может получить все обетования Божии. 

Иоанн Богослов увидел души множества святых, сидящих на престолах. Они были обезглавлены, разрублены на куски топором за свидетельство Христово и за слово Божие. Это были те, кто не поклонился зверю. Помните, что мы читали о звере, помните образ антихриста, который ставил печать на руку и чело людей? Эти люди не приняли начертание ни на челе, ни на руке, и они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Это еще одна великая тайна – тысяча лет, о которой мы ничего не знаем наверняка, сколько именно лет пройдет. У Бога иная мера времени.

«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 5–6). Кажется, что этот тысячелетний период – это то время, когда совершится первое воскресение людей, то есть человек, мертвый от греха и падений, с помощью таинств Церкви (Крещения и остальных) воскресает, это есть первое воскресение. Его душа восстает от греха и начинает преодолевать свое удаления от Бога, потому блажен такой человек и над ним не имеет власти вторая смерть. Первая смерть коснется каждого из нас, а вторая – отлучение от Бога – не имеет власти над теми людьми, которые заново рождены во Христе через святые таинства Церкви и духовную жизнь, которую они ведут. Они будут священниками и царями Бога и будут царствовать со Христом тысячу лет. Похоже, что это период до общего воскресения. Святые стали причастны первому воскресению, они уже воскресли. Они не воскреснут лишь после смерти – их души воскресли уже в настоящей жизни. И тот из нас, кто является членом Церкви, кто участвует в таинствах, подвизается, чтобы жить энергией, содержащейся в таинствах, чтобы стяжать ее внутри себя, имеет часть в первом воскресении, воскрешая свое существо.

Фото 2 (36).JPG

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20: 7). Ангел связал сатану на тысячу лет. Когда завершится эта тысяча лет, тогда сатана выйдет из темницы и останется на свободе (определенным образом). Что он станет делать? Будет продолжать делать свое дело, все то, чем он обычно занимается. Только он освобождается из заключения, сразу же начинает обольщать народы «находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской». Стоит взять на заметку, что диавол, хотя знает свой путь и свой конец, знает, где он окажется в конечном итоге, но злость его настолько велика, что он даже не думает о том, что могло бы помочь ему, о том, чтобы покаяться и измениться. Ведь если он покается, Бог простит его. Но диавол не кается, потому что у него нет смирения. Конечно, никто не покается, если у него нет смирения. А тот, кто являет собой воплощение эгоизма, не может покаяться. И его ум, мышление настолько помрачились от злости, что, даже осознавая то, что чем больше зла он творит, тем большее зло он соделает самому себе в конечном итоге, злоба не позволяет ему остановиться, вести себя иначе. Видите, только он выходит на свободу – бежит собирать людей, которые находятся на четырех концах земли, чтобы вести войну.

«И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20: 8–9). Возлюбленный город – это Церковь. Как только враги окружили Церковь и были готовы напасть на нее, с неба ниспал огонь от Бога и сжег их.

Вторая смерть не имеет власти над теми, кто заново рожден во Христе через святые таинства Церкви

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20: 10). Аминь. Это я добавил «аминь», в Библии этого такого. Диавол, который пленял народы, был ввержен в огненное озеро, где находились зверь и лжепророк, и они будут мучиться там во веки веков. Теперь меняется картина: закончились сера, огонь и все это зло, отступают диавол, антихрист, лжепророк, и каждый занимает свое место, которой он избрал себе для обитания. В этом огненном озере – диавол, зверь (антихрист) и лжепророк.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20: 11). Меняется картина: видим перед собой огромный белый престол и Того, Кто сидит на престоле. Небо и земля убежали от Него, исчезло все творение, и остался только престол.

На суде у Престола Божия 

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20: 12). Это образ, который видит перед собой пророк и евангелист Иоанн Богослов. Конечно, не следует в уме представлять, что во время Второго пришествия Христова мы увидим Его на огромном престоле, перед Ним будут лежать огромные книги, которые Он начнет листать, отыскивая наши имена. Это образы, чтобы показать нам, что Бог – судия мира и что настанет суд этого мира. Но критерием этого суда будет не то, что Бог захочет определить для каждого человека, но наши дела определят решение суда. Это будет праведный суд Божий, несправедливости там не будет, там не будет ошибочных действий, потому что Бог не совершает ошибок и не действует несправедливо. 

Фото 3 (28).JPG
Ф. Анджелико «Христос Судья», фреска XV в.

Суд коснется всех без исключения – от первого человека, от Адама, до самого последнего, малых и великих, рожденных и нерожденных. Не существует таких, которые не воскреснут. Все мы воскреснем и окажемся у Престола Божия, и по нашим делам, по состоянию, в котором мы будем обретаться, мы будем выверять наши отношения с Богом. Это будет непродолжительно, не думайте, что у нас состоится диалог с Богом, потому что само видение Бога определит все. Мы явственно увидим перед собой Христа. Он не будет духом, неопределенным и невидимым. Мы увидим Христа во плоти, воплощенного Бога Слова во славе Бога Отца, увидим Богочеловеческую природу Христа во славе Божией. И тогда каждый из нас, увидев Христа, почувствует, каково определение о нем. Это произойдет сразу же. Те из нас, которые полюбили Христа и подвизались ради того, чтобы быть с Ним, сразу же воспримут это видение как свет вечности, как рай сладчайший, как радость и так далее. А для тех из нас, которые не полюбили Христа, дела которых были не по любви, это лицезрение Христа станет наказанием. Мы сами так увидим Христа, а не Он нас накажет. Это мы претворим энергию любви Божией в огонь вечный, в вечный ад. Христос Сам не станет отправлять кого-то в ад, а кого-то в рай. Мы сами преложим энергию Божественной любви, которая изливается на весь мир: одни из нас – в любовь и свет, в вечный рай и бесконечное Царствие, а другие ту же энергию претворят в вечный ад. 

Допустим, мы сейчас все выйдем на улицу и станем смотреть на солнце. Те, у кого есть солнечные очки, смогут смотреть на него и наслаждаться, а те, кто станет смотреть незащищенными глазами, – обожгутся, не увидят его. Солнце – для всех, оно посылает свои лучи на всех. Но все зависит от того, насколько человек готов принять эту энергию солнца и соединиться с ней. То же самое произойдет при явлении Христа. Все произойдет сразу же: видение Христа, явление Христа будет действовать таким образом. Поэтому Бог не станет причиной определения нашего вечного удела. Бог не скажет: «Знаешь, деточка, к сожалению, ты пойдешь в ад. Другого решения не находится». Бог не будет сидеть и решать: «Ты пойдешь в ад, потому что дела твои были ни на что не годны». Это мы определим, куда нам идти. Потому и наш ад будет заключаться в осознании того, что мы сами разрушили себя и на века отлучились от любви Божией. Поэтому Бог не несет никакой ответственности за нашу погибель, вся ответственность исключительно на нас. 

Каждый из нас, увидев Христа, почувствует, каково определение о нем

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20: 13). Здесь говорится, что море отдало мертвых, которые утонули и были погребены в нем до сих пор, и смерть, и ад – все отдали мертвых, и каждый был судим по делам своим. 

Фото 4 (13).JPG
Иллюстрация из книги «Апокалипсис
со святоотеческими комментариями», XIX в.

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20: 14–15). В конце смерть и ад, последние враги, как говорит апостол, сгорают в огне. Больше не будет смерти после второго воскресения. Никто не будет умирать. Смерть и ад обретают свой конец в огненном озере. Это вторая смерть – вечное разлучение с Богом, это есть страшная смерть. Первая смерть, биологическая – это больше биологическое событие, которое всем нам предстоит пережить. Как все мы были рождены (а кто из нас вспомнит момент своего рождения? Никто. Никто не помнит того, как он был эмбрионом), так и в какой-то момент мы все неизбежно переживем свою биологическую смерть, наше рождение в вечность. Это естественное событие, хотя и следствие падения человека. А вторая смерть – вечное отлучение от Бога – это трагедия человека, которую определят наши дела. Если мы захотели разлучится с Богом и делали то, что развращало нашу душу, увлекало ее жить далеко от Бога, тогда нас неизбежно ожидает такой итог. 

Смерти больше нет, смерть упразднена, упразднены все последствия падения. И тот, кто не был записан в книге жизни, был брошен в огненное озеро. К сожалению, эти люди уходят туда. Это трагедия человеческого существа, разлученного с Богом. Мы желаем и молимся, чтобы ни один человек не был отлучен от Бога, но чтобы все познали Бога Духом Святым, как говорил святой Силуан.

– В начале Вы говорили, что нас будут судить святые. Хорошо бы объяснить это место. То есть будут сравнивать, каковы святые и каковы мы, и каждый будет определен на свое место?

– Когда говорится, что нас будут судить святые, это не означает, что их суд заменит суд Божий. Поскольку святые вместили слово Божие и исполнили его практически в своей жизни, одно это само по себе судит нас. Потому что даже если один человек осуществил в своей жизни слово Божие, а мы, все остальные, не живем согласно с ним, то мы бываем осуждены от него. О суде святых говорится в этом смысле. Святые не судят вместо Бога. Христос – единственный судия. Но поскольку святые усвоили слово Божие, исполнили его, то они показали в себе, что слова Христа истинны, что Христос верен Своим обетованиям. Они соблюли слово Божие и благоугодили перед Ним. Повторю, что Христос не говорил нам в Евангелии делать сложных вещей. Самая большая и самая сложная заповедь может быть легко усвоена силой Христовой и благодатью Божией.

Самая большая и самая сложная заповедь может быть легко усвоена силой Христовой и благодатью Божией

– Ведь то, что апостолы будут судить мир, не означает, что они устроят судебное заседание во главе с апостолом Петром и апостолом Павлом? То есть просто сама их жизнь осудит нас? Они жили и приняли Христа, остальные не приняли, отвергли.

– Да, таким образом они будут судить – своей жизнью. 

– В Евангелии говорится о суде, что Бог отделит овец от козлищ, и там сказано о том, что нам нужно делать для того, чтобы удостоится «седения одесную». Это для того, чтобы научить нас, что нам делать? Или в этом отрывке описано то, как все будет происходить?

– Все это образы. Во-первых, Бог есть Дух, у Него нет справа, слева, сверху, снизу. Подумайте, если воскреснут все люди, бессчетное множество миллионов людей, и Бог будет подзывать их к Себе: «Ты подойди-ка ко Мне сейчас. Так, ты видел Меня алчущим и жаждущим, и не накормил Меня. Ступай. Теперь следующий». Это сказано для того, чтобы показать, какие у Бога критерии и как человек может достичь Царствия Божия, а по какой причине он может лишиться его. Этот суд будет происходить от Бога. Его присутствие будет осуждать. При том, что суд будет происходит моментально, не будет времени на раздумья – только мы все увидим Христа, сразу поймем, куда нам идти. Времени на это не будет, все произойдет сразу же. 

– А говорят же, что время, когда читают шестопсалмие, изображает время суда?

– Это несколько иначе надо понимать, не буквально: время чтения равно времени суда. Если кто-то быстро читает, то завершит за три минуты, а если медленно – может и полчаса читать. Просто литургически шестопсалмие напоминает нам о времени суда, потому требуется и абсолютная тишина, исихия – не ходить, не показывать что-нибудь, не суетиться. В монастыре гасят свет, все свечи и так далее, соблюдается полумрак, который нас возносит к часу судному. А как только завершается шестопсалмие, сразу начинаем петь «Бог Господь и явися нам» – пришествие Христово, приходит праздничная атмосфера в честь святого и так далее. 

Фото 5 (11).JPG

– Владыка, а когда мы умрем, Вы нас проводите в «места светла и прохладна» до дня судного?

– Не переживайте, Бог нас в хорошие места определит. Но главное, куда мы после суда отправимся. До суда худо-бедно придумаем что-нибудь. Смотрите, все это – «места светла, места злачна, места покойна» – показывает, что когда человек причастен любви Божией, тогда у него все светло, радостно, красиво, утешительно. А когда человек не пребывает в общении любви Божией, тогда все мрачно, покрыто паутиной, темно. Для Бога времени нет. Когда человек умирает, он выходит из временного пространства, для него перестает действовать закон времени, время не действует на него, как на нас: вечереет, рассветает, прошел один час, прошло пять часов. Это все для нас, которые обретаются в рамках законов этого мира. А вне данности этого мира не существует ни времени, ни пространства. Не существует завтра, не существует вчера, нет подходящего момента, часы не сменяют один другой. 

– А Второе пришествие будет для каждого отдельно?

– Нет, Второе пришествие наступит для всех одновременно. Все воскреснут, даже эмбрионы, которые тоже люди, если кто-то позаботился отправить их в мир иной. Мы будем находиться в мире духов, предстоя перед пришествием Христовым.

– Существует толкование святых отцов, в котором говорится, что первое воскресение (вы говорили ранее, что того, кто переживет первое воскресение, не коснется вторая смерть), огромный период в тысячу лет – символическое число – это время жизни праведников после смерти в том состоянии, в раю (я не называю его Царствием Небесным).

– Да, это состояние, в котором будут обретаться спасенные. Потому что если человек находится в правильном духовном устроении и живет в любви Христовой, тогда, когда он умрет и уйдет из этого мира, его состояние сохранится и продолжится, оно не прервется. И он причащается любви Христовой. Если человек был обижен и несправедливо наказан в этой жизни, то Бог его оправдает в вечности. 

Когда человек причастен любви Божией, тогда у него все светло, радостно, красиво, утешительно

– Люди, которые умерли, а потом вернулись к жизни, все говорят одно и то же – что они видели некий свет. Церковь верит в это?

– Неправильно называть этот опыт – «опыт после смерти». Эти опыты не посмертные, а предсмертные. Когда человек начинает умирать, действительно, он видит туннель, свет и так далее, пять стадий, которые описали те, кто изучил опыт множества людей, переживших эти предсмертные этапы. О посмертном опыте нам ничего не известно, никто не умер и не вернулся назад. Они достигли смерти, вступили в процесс умирания, но не умерли. Мы не можем сказать, что со всеми такое происходит (видят свет и т. д.). Что будет после смерти – Бог знает.

– А Христос совершал чудеса, воскрешал…

– Те, кто воскресли, не говорили ничего подобного. Ни Лазарь, ни сын вдовы – у нас не осталось ни одного свидетельства тех, кто воскрес, они ничего не описали. Только святые описали кое-что из своего опыта, чаще они просто советовали: «Отцы, будьте внимательны, чтобы не попасть в ад, чтобы не отлучится от Христа» и т. д. Но им не было дано от Бога власти описать, что они видели, что слышали. Святой апостол Павел, который был восхищен на небо, сказал, что не может этого описать, это невыразимый опыт. Святой праведный Лазарь четыре дня был в аду, но он не сказал ничего об этом. Единственное, что сообщается, это то, что он потом никогда не смеялся, кроме одного раза. Знаете, когда он рассмеялся? Святой Лазарь, как повествует его житие, после воскресения никогда не смеялся по причине того опыта смерти, с которым он соприкоснулся. И когда он ел, всегда добавлял в еду немного сахара, потому что горечь ада осталась в его устах. Но один раз, сидя где-то, он увидел, как один человек украл кувшин у другого, и сказал: «Видишь, сотворенный из глины – крадет глину». Человек, сотворенный из глины, ворует у другого глиняный сосуд – настолько нелепые вещи мы совершаем.

Фото 6 (5).jpg

Бог не вложил смерть в нашу природу. Смерть вошла в нас после падения человека. Бог не сотворил нас, чтобы мы умирали. Поэтому наша человеческая природа не хочет умирать, это чуждо нашему естеству. Поэтому мы не принимаем смерть. И это не зависит от того, что нашей верой мы ее преодолеваем, но в нашей природе смерти нет. Человек не желает умирать. Смерть – это горькая чаша, а не что-то приятное. Единственное, что может показаться приятным, – это то, что смерть проходит быстро и не больно, по крайней мере предсмертные опыты говорят об этом. А после смерти происходит все то, о чем говорится в Евангелии и в учении отцов Церкви. 

– А мытарства?

– Мытарства после смерти начинаются, не до нее. 

– Так учат отцы Церкви?

– Да, учение Церкви очень ясное: мытарство – это не что иное, как полки демонов, которые имеют власть над человеком, который поработился этим страстям. Как ангелы, каждый ангельский чин имеет свое дарование от Бога, так и демоны: каждый полк демонов имеет не свое дарование, а свои страсти. И каждый из нас, в зависимости от того, какой из страстей мы поработились, отдал себя во власть демонам. Если мы подчинились какой-либо страсти, то мы дали диаволу власть над своей душой. И после смерти начинается эта битва – кто захватит душу человека. Это учение Церкви, авторитетное, не выдумки.

– А если у человека есть какое-то дарование, то он пойдет с ангелами, обладающими таким же дарованием?

– Нет, мы все пойдем ко Христу, а не в какую-то группу. Горе нам, если и в раю у нас будут какие-то группы. Все мы будем обретаться со Христом, дай Бог.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить