Храм Архангела Михаила во Владимире

Храм Архангела Михаила на Студеной горе в древнем Владимире прекрасен своей архитектурой и судьбой. Всего 36 лет службы до революции 1917 года. Закрытие и горькое счастье не быть разрушенным. И наконец – светлая радость возрождения.

1 - 2023-01-22T233425.102.jpg
Источник: соцсети храма

Студеная гора

Улица Студеная гора – одна из достопримечательностей старого Владимира. Название «Студеная», то есть очень холодная, оправдывает более низкая, чем в других районах города, температура воздуха. А гора представляет собой значительную природную возвышенность. В давние времена у подножия этой горы били из-под земли ключи-студенцы и протекал Студеный ручей.

Но есть и более красивые объяснения, вернее, легенды: якобы на этом высоком месте за городским валом стояли две супруги князя Александра Невского, ожидая его из похода. Разгоряченные ревностью, на студеном ветру они успокоились, примирились и даже стали монахинями. Безусловно, такая трактовка названия не соответствует фактам жизни князя и является всего лишь художественным образом, созданным Владимирским губернатором князем И. М. Долгоруковым в стихотворении «На Рпени».

Реальность была совсем другой: через Студеную гору проходил Владимирский тракт – часть знаменитого и печального Сибирского тракта, а также шла «Великая Владимирская дорога» из Владимира в Москву. За Золотыми воротами, прямо от Козлова вала, и до Студеной горы протянулась Ямская слобода, основанная в 1588 году. В этой слободе, как и в других, была своя организация жизни, законы и порядки, связанные с нелегким ямщицким делом. В слободе находились жилые дворы: усадьбы ямщиков с хозяйственными постройками, огородами, садами и огуменниками (место для хранения и обработки зерна). Стояли здесь и две деревянные церкви, кузницы и торговые лавки, ведь ямщики активно торговали. Не обходилась слобода без квасниц и кружечных изб (казенное питейное заведение).

2 - 2023-01-22T233425.709.jpg
Источник: lubovbezusl.ru

В 1667 году появился и Владимирский ям – почтовая станция, где содержались ямщицкие лошади, располагались конюшни и постоялый двор. С этого времени ямщикам вверялось новое занятие – возить (гонять) почту.

Пожар 1778 года практически уничтожил всю ямскую слободу. После этого ее начнут отстраивать на новом месте – за Студеной горой.  В 1835 году появилось здание Московской заставы – павильона в классическом стиле. Сегодня на месте заставы отель и филармония.

А на самой Студеной горе, которая всегда была менее застроена, чем территория ближе к Золотым воротам, появились жилые дома, в том числе и дворян. Но район все еще считался отдаленным от центра города. Не было в нем и своего храма.

Городской облик Студеной горы сформировалась только в конце XIX – начале XX века: в 1872 году построено деревянное здание Владимирского благотворительного общества (не сохранилось), в 1885 году – Земское ремесленное училище имени И. С. Мальцова, в 1907 году – Дворянская богадельня З. Д. Рахмановой, расположенная рядом с ее домом. Между зданием Благотворительного общества и домом Рахмановой, на земле Благотворительного общества в 1893 году торжественно был освящен новый храм в честь Архангела Михаила. На его появление повлияло желание жителя города – Ф. Г. Архангельского, а также поддержка руководителей находившихся на Студеной горе учреждений и горожан.

Капитан Ф.Г. Архангельский: благое желание

Ф.Г. Архангельский вошел в историю Владимира как инициатор строительства самой необычной для города церкви. В 1858 году Федор Григорьевич вышел в отставку в чине капитана, а через 30 лет своему духовнику высказал сокровенное желание и большую просьбу. Ему очень хотелось, чтобы в столь прекрасном месте, которым он привык любоваться, – на Студеной горе – появился новый трехпрестольный храм в честь Архистратига Михаила. В этом была и память о малой родине – селе Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии, и благоговение перед своим небесным покровителем Феодором Освященным, и вечная надежда воина на Архангела Михаила. В разговоре с духовником отставной капитан вспомнил, что он сын дьячка и часто вместе с отцом читал и пел на клиросе в двух сельских храмах. Один, деревянный, был построен в конце XVII века и освящен в честь Николая Чудотворца. Другой, каменный XVIII века, – в честь Архистратига Божиего Михаила.

Архангельский вошел в историю Владимира как инициатор строительства самой необычной для города церкви

Капитан Архангельский был прихожанином церкви Бориса и Глеба, когда-то принадлежавшей древнему Борисоглебскому монастырю. Рядом гордо возвышался Дмитриевский собор. Старинный храм разрушили после 1929 года, как не представляющий ценности и мешающий народу своим колокольным звоном.

В 1889 году Федор Григорьевич Архангельский скончался, оставив духовное завещание и 60 тысяч рублей на храм. Мысль о строительстве церкви на Студеной горе показалась разумной и городским правителям, и духовенству. Однако земля принадлежала Благотворительному обществу. Душеприказчик Архангельского связался с его правлением и описал значительные плюсы, связанные с появлением в этой части города новой церкви. Дело в том, что при Благотворительном обществе с 1882 года работала ремесленно-грамотная школа на 100 детей и находилось 6 мастерских: слесарная, столярная, портновская, сапожная, белошвейная, швейная.

Однако городские храмы стояли в значительном отдалении от школы, и детям было трудно посещать их. Нуждались в доме Божием и жители близлежащих улиц. Такие доводы дали хорошие результаты: земельный вопрос был улажен. Правление признало строительство церкви делом святым. Кроме того, последовало и другое решение: в случае упразднения Благотворительного общества и продажи его собственности земля должна была оставаться за храмом. Но и это не всё: председатель правления предложил создать подписной лист для пожертвований на запланированное строительство. Так сумма по завещанию капитана Архангельского пополнилась на 1850 рублей. Шел 1891 год.

3 (93).jpg
Источник: sobory.ru

Далее документы о возведении храма Архангела Михаила отправились на утверждение к Ее величеству императрице Марии Федоровне. Среди этих документов было постановление Благотворительного общества, а также план местности, исполненный губернским инженером И. А. Карабутовым, рисунок будущего церковного здания губернского архитектора А. П. Афанасьева и смета. Высочайшее одобрение было получено.

Началось строительство. Во время закладки храма архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност отслужил торжественный молебен в присутствии правления Благотворительного общества, учащихся школы, членов Строительного комитета, почетных жителей Владимира и простых горожан. Иконы и хоругви для молебна были принесены из Успенского собора. Пел архиерейский хор. Настроение торжественности и благости охватило всех присутствующих. Да и сама природа сменила свой гнев на милость: после затяжного осеннего дождя небо очистилось от темных туч. Под стену храма с восточной стороны была положена памятная бронзовая доска, рассказывающая о столь важном событии.

Главой Строительного комитета стал губернский предводитель дворянства, действительный тайный советник, егермейстер, почетный гражданин города Михаил Михайлович Леонтьев. Стоит сказать, что его отец Михаил Иванович Леонтьев – правнук русского полководца, генералиссимуса А. В. Суворова.

Архитектор и инженер

Главными при строительстве нового храма, безусловно, считались губернский архитектор А. П. Афанасьев и губернский инженер И. А. Карабутов, выпускники Санкт-Петербургского Строительного училища.

Андрей Пантелеймонович Афанасьев сначала работал в северной столице, а с 1887 года – во Владимире. Всего лишь через два года службы он получил должность губернского архитектора. Благодаря Афанасьеву в городе не только строились новые общественные здания, но и проводилась реставрация памятников архитектуры Владимирской губернии, в том числе в Муроме и Покрове, а также расширение трапезной Князь-Владимирского храма во Владимире. Самым известным строением архитектора стал храм Архангела Михаила, выполненный в русско-византийском стиле.

Храм Архангела Михаила выполнен в русско-византийском стиле

Личность Ивана Анисимовича Карабутова еще более интересна. После окончания Строительного училища в звании помощника архитектора он начал работать в Виленской губернии: сначала в Виленской губернской строительной и дорожной комиссии, затем – в комитете по устройству православных храмов. Здесь он перестроил пять деревянных церквей, возвел из булыжника восемь новых храмов и перестроил три католических костела в православные церкви. С 1873 года И. А. Карабутов обосновался во Владимире и получил должность губернского инженера, которая с 1865 года считалась более высокой, чем должность губернского архитектора. Именно инженеры возглавляли архитектурно-градостроительное дело в губерниях. Некоторыми городскими проектами Иван Анисимович занимался безвозмездно, например, руководил строительством Странноприимного дома при кафедральном Успенском соборе.

Безусловно, самыми значительными проектами Карабутова стали реставрация в 1888–1891 годах Успенского собора XII века, строительство храма Архангела Михаила и комплекса католического костела. Можно вспомнить и то, что талантливый губернский инженер занимался расширением двух церквей: Борисоглебской и Пятницкой (Знаменской), которые были снесены в советское время. Среди объектов гражданского строительства была прядильная фабрика в Орехово-Зуево и ткацкая в торгово-промышленном селе Ундол. Кроме того, Карабутов входил в правление Благотворительного общества и с 1913 года – в правление отделения общества Красного Креста.

Русско-византийский стиль

Почему у Андрея Пантелеймоновича Афанасьева возникла идея обратиться именно к этому стилю, неизвестно. Но, безусловно, храм Архангела Михаила изменил облик города.

4 (64).jpg
Источник: sobory.ru

Русско-византийский стиль возник в первой половине XIX века. Его основоположником считается архитектор К. А. Тон, создавший такие шедевры русского зодчества, как Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата Московского Кремля. Основной особенностью этого стиля была эклектика, а именно обращение к классической монументальности и деталям, присущим древним церквям и соборам Кремля (раннемосковская архитектурная школа), а также храмам древнего Владимира и Суздаля (владимиро-суздальская школа). В русско-византийском стиле проявлялась триада «самодержавие, православие, народность» и преемственность России по отношению к Византии, от которой страна приняла не только христианство, но и каноны возведения церквей. Таким каноном является крестово-купольный четырехстопный храм.

Интересно, что в 1891 году, когда началось строительство храма Архангела Михаила, византийский стиль уже потерял свою актуальность. В 1890–1900 годы в отечественной архитектуре возник русский модерн с ведущим течением – неорусским стилем. Однако для города Владимира архитектурное решение Афанасьева стало новым и необычным, поэтому Михаило-Архангельский храм заметно выделялся среди других церквей. Недалеко от Золотых ворот находились церкви Спаса-Преображения (1778), Никитская (1762–1765), Георгия Победоносца (1796), Николо-Галейская (1735), построенные в стиле барокко. Почти все они были хорошо видны с высоты Студеной горы, которую украсил красивый храм из красного кирпича.

Здание привлекало своей монументальностью, но при этом не отличалось большими размерами. Нижний ярус имел форму квадрата, а верхний – правильного восьмигранника, на котором стоял восьмигранный барабан с куполом. Можно заметить, что у церкви Архангела Михаила не было апсиды – примыкающего к основному объему храма полукруглого выступа, где располагается алтарь. У храма были две часовни, звонница и сторожка.

У церкви не было апсиды – примыкающего к храму  выступа, где располагается алтарь

Пять колоколов для звонницы заказали на заводе Товарищества «П. И. Оловянишникова сыновья». Церковную утварь и паникадило изготовили в ювелирной мастерской Ф. И. Агапова и И. И. Петрова, которая располагалась на Рождественке в Москве. Иконы писал потомственный иконописец и реставратор из Палеха Н. М. Сафонов, который являлся поставщиком Двора Его Императорского Величества. Император Николай II присвоил художнику звание Потомственный почетный гражданин. Иконостас для храма Архангела Михаила был изготовлен из черного дуба московским художником Э. К. Бетте. 

С 1890 по 1893 год на строительство храма поступило довольно много пожертвований: деньгами 38 158 рублей 97 копеек. Но средств не хватало, и сбор пожертвований продолжался. Простые люди жертвовали вещи, дворяне, купцы и промышленники – крупные суммы денег и строительный материал. Особенно большие вклады сделали З.Д. Рахманова, Ю.С. Нечаев-Мальцов, Д.Р. Кайсаров.

Зеркальный крест – единственный в России

Кресты, венчающие храмы, могут иметь разнообразные формы и декоративное оформление, что при этом всегда символично. Встречаются и очень необычные кресты. Как, к примеру, на куполе Михайло-Архангельской церкви во Владимире. Его красоту лучше рассматривать с наступлением сумерек: он сияет как лед в морозную Крещенскую ночь.

Крест для храма Архангела Михаила во Владимире был изготовлен на чугунно-литейном заводе, основанном в 1832 году купцом II гильдии А. Заславским в городе Екатеринославе (Днепропетровск). Здесь отливали узорчатые перила, лестничные площадки, ступени. Крест стал особым заказом. Однако мастера этого завода могли создать только металлическую основу креста. Затем в нее были вставлены стеклянные фрагменты. В описании креста в дореволюционное время значилось: зеркальный. Очевидно, имеется в виду зеркальное стекло – толстое и полированное с двух сторон.

Можно предположить, что сияющее стекло для креста поставили с завода Ю. С. Нечаев-Мальцова в Гусь-Хрустальном. Он вошел в историю России как человек, пожертвовавший основную сумму денег (2 миллиона рублей) на строительство Музея им. А. С. Пушкина в Москве. Кроме того, Юрий Степанович стал первым исследователем Куликова поля и создал первый музей Куликовской битвы. Известно, что кроме стеклянной посуды, на его заводах было налажено производство уникальных деталей архитектурного убранства зданий.

После закрытия и разорения храма уникальный зеркальный крест исчез. Но все-таки городские легенды о нем существуют. Высказывается предположение, что крест хранился где-то в Москве, а во время брежневского застоя был подарен лидеру какой-то дружественной страны. Однако такие доводы никто не может подтвердить.

5 (31).jpg
Источник: sobory.ru

Советское время

В 1929 году храм был закрыт. Его колокольный звон мешал проводить занятия в «Земском ремесленном училище действительного тайного советника Мальцова», очевидно, сильно отвлекая от учебы юных граждан, которые часто приходили на службы в храм Архангела Михаила. В 1919 году училище преобразовали во «Владимирский механический техникум по общему машиностроению». Да и ушло само время, когда в этом учебном заведении преподавался Закон Божий, в каждом классе висели иконы, а учащиеся молились перед занятиями, обедом, работами в мастерских и после них.  Исчезла и традиция делать подарки выпускникам: выпускники-подмастерья получали Евангелие, а тем, кто окончил учебу со званием мастера, дарились еще и серебряные часы и готовальня.

После закрытия церковь потеряла свою звонницу, утратила внутреннее убранство, исчезла маковка и уникальный зеркальный крест. Замолчали колокола, которые сбросили и разбили, превратив в груду безмолвного металла. Новое руководство города задумалось о том, как использовать площади храма. Одна из выдвинутых идей звучала так: церковь разобрать на кирпич, который затем направить на строительство Заразного барака при губернской больнице.  К счастью, план, о котором сообщалось в местной газете «Призыв» в декабре 1928 года, не был осуществлен.

Храм передали горсовету, который планировал устроить в здании церкви клуб для механического техникума (бывшего Мальцовского училища), о чем писали в газете в январе 1930 года. Но и этот план не реализовали. В храме сначала устроили склад, затем поселили здесь контору кинофикации. Дело в том, что в 1929 году в городе был организован Владимирский межрайонный отдел кинофикации, который, естественно, нуждался в своем здании. В 1945 году контора уже располагалась по адресу ул. Б. Московская 15. Но в 1960-е годы сюда въехала база кинопроката. В 1970–1980-е годы бывшую церковь Архангела Михаила стали использовать как музейные площади для размещения экспозиции «Часы и время» и даже провели реставрационные работы.

В дом Рахмановой, стоящий рядом с храмом, въехали службы детской больницы, разместившейся в бывшей Дворянской богадельне. А что же сама улица? В 1937 году Студеная гора была переименована в улицу Пушкина согласно скорбной дате его смерти и в память о том, что один из предков поэта служил у владимирского князя Александра Невского. Но время неумолимо шло вперед и смело меняло то, что казалось вечным.

Возвращение

В 1996 году храм Архангела Михаила был возвращен Владимирской епархии РПЦ. И началось его возрождение. На следующий год храм был освящен. В 2002 году – освящена вновь звонница, отстроенная по проекту владимирского епархиального архитектора А. Н. Трофимова. Средства на ее возведение собрали прихожане. Колокола отливались в Воронеже. Внутренние стены церкви вновь украсили росписи. В 2003 году прошло торжественное освящение алтаря. И так год за годом прибавлялась радость молитвы и обретения.

В 1996 году храм был возвращен Владимирской епархии, началось его возрождение

В 2010 году был поднят и установлен хрустальный крест, который освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Слова архиепископа остались в душе многих людей: «Очень важно, что в нашей жизни происходят подобные светлые и радостные события, мы восстанавливаем то, что было разрушено, возрождаем забытое, возвращаем утраченное. Пусть этот сверкающий крест радует каждого верующего и своим светом напоминает ему о божественном сиянии».

При восстановлении церкви Архангела Михаила барабан, маковку и крест-оправу делали в Чебоксарах. При восстановлении креста большую подсказку дали старые фотографии. Мастера завода «Гусевской хрусталь» под руководством заслуженного художника РФ В. И. Касаткина изготовили около 30 пластин различной формы из хрусталя, которые были вставлены в оправу. Аналога хрустального креста храма Архангела Михаила в России по-прежнему нет.

Аналога хрустального креста храма Архангела Михаила в России по-прежнему нет

В том же 2010 году произошло украшение фасадов: на них появились металлические детали в виде кружева и медальоны с мозаичными иконами, изображающими архангелов. Мозаичные иконы – работа художника А. Зайчикова. Сохранившаяся со времен возведения храма часовня обрела икону Архангела Михаила, на ее крыше был установлен ангел. На следующий год в церкви появился крест с частицами Животворящего Креста Господня.

В 2012 году храм обрел икону Божией Матери «Державная» – дар Владимирской епархии от Храма Христа Спасителя в Москве. Хранятся здесь и чудотворные иконы: «Феодоровская», «Боголюбская», «Скоропослушница».

Настоящее: памятные адреса

Время изменило облик Студеной горы: исчезли не только дома с мезонинами и садами, но и сама гора просела от тяжести больших новых зданий. После реконструкции дороги эта местность потеряла почти 1 м своей прекрасной высоты. Но былое величие все-таки остается. Сохранился и небольшой исторический участок, радующий своей красотой. Его главное украшение – ансамбль храма Архангела Михаила. Атмосферу ушедшего времени дополняет колокольный звон. Говорят, что среди новых колоколов есть старый, уцелевший в водах реки Клязьмы и случайно найденный. И в это очень хочется верить.

6 (21).jpg
Источник: соцсети храма

Рядом с храмом и сегодня стоит бывший дом Зинаиды Дмитриевны Рахмановой (ул. Студеная гора 1, Паломнический центр Владимирской епархии). А за ним – также бывший, но по-прежнему прекрасный и строгий Дом призрения для дворянок. Для его обустройства эта именитая дворянка, представительница старинного рода, отдала свою землю во Владимире рядом со своим домом, имение с усадьбой во Владимирском уезде, деревни и села, а также имеющийся капитал примерно в 90 тысяч рублей. Все это перешло в собственность Владимирскому дворянскому сословию. Этим завещанием она лишила наследства своего расточительного, легкомысленного и неуважительного сына Николая и своих внуков. На все это богатство необходимо было построить богадельню на рахмановской земле на Студеной горе. Здание было построено в стиле модерн владимирским губернским архитектором П. Г. Бегеном. В мае 1907 года Дворянская богадельня была освящена и открыта (ул. Студеная гора 3).

Напротив храма стоят корпуса Мальцовского училища, построенного по проекту архитектора А. П. Максимова. Проект был переработан и осуществлен архитектором Д. Н. Чичаговым в псевдорусском стиле. Так напротив красной церкви Архангела Михаила появились красные здания училища.

Но есть и еще одна достопримечательность, о которой мало кто помнит и знает, но которую надо спешить увидеть: старенький дом инженера Карабутова, посвятившего 30 лет своей жизни и деятельности городу Владимиру. Он находится на углу Николо-Кремлевской и Музейной улиц (ранее Троицкий переулок).

Жаль, что храм Бориса и Глеба, прихожанином которого был капитан Архангельский, не сохранился. На его месте парк Липки, всегда наполненный детскими голосами. Со стороны Клязьмы его защищает древний Дмитриевский собор, а от Рождественского монастыря отделяет здание исторического музея, построенного на средства меценатов в 1900–1906 годах в псевдорусском стиле архитектором В. Г. Бегеном.

Такова история. Однако какие славные имена, какие светлые мысли и какие добрые поступки связаны с храмом Архангела Михаила. Благодаря этому на Студеной горе по-прежнему звучат горячие молитвы.

Ольга Сокиркина 22 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить