Боль – возможность для духовного развития

Беседа о боли. Часть 1

Боль – это то, что ежедневно испытывает нас на выносливость, ставит перед нашим «я» сложные вопросы. Говорить о боли – значит касаться одного из основных «рельсов» в жизни человека. Другой из жизненных «рельсов» – радость, изумление, удивление. Но боль – это структурный и фундаментальный элемент нашей жизни. И чем больше мы знаем, что будем смеяться, тем больше понимаем, что будем и плакать.

Взрослея, человек понимает: боль – структурная часть жизни, никто не может ее избежать, каждый из нас непременно столкнется с ней. В душе человека возникают тревога и вопросы – много вопросов, и он часто спрашивает себя:

– Почему? Почему у меня постоянно возникают проблемы? Почему ко мне один за другим приходят испытания? Я уже не выдерживаю, я больше не могу так жить.

Однажды к преподобному Паисию приехала больная женщина, которая испытывала ужасные муки, но она была при этом евхаристичным (благодарным) человеком, человеком славословия (доксологическим): она чувствовала боль, плакала из-за нее, беспокоилась – но и имела надежду на выздоровление и веру в это. И вот она приехала к святому в монастырь в Суроти – он тогда покидал Афон – и, как рассказывают люди, больная сказала старцу:

– Геронда, я не прошу у Бога, чтобы Он избавил меня от боли – наверное, не имею на это права. Но я прошу у Него, чтобы Он сделал короткую паузу, чтобы вдохнуть без боли, а затем пусть боль вернется. Не прошу Его исключить меня из общей участи людской – участи страдать, но чтобы всего лишь без боли перевести дух!

Эта женщина несла огромный крест. Она тяжело болела, была на гемодиализе, из-за постоянных процедур у нее были исколоты все руки и лопались вены. Женщина показала старцу свою исколотую руку и сказала:

– Посмотрите, геронда, какой стала моя рука от инъекций!

Преподобный посмотрел на эту руку, осенил ее крестным знамением и проговорил:

– Вот я смотрю на вашу руку – и вижу Рай! Я вижу райский пейзаж, потому что вы терпите все это и славите Бога. И хотя могли бы обвинять Бога за свою плохую судьбу и несчастную жизнь, но вы этого не делаете. Это отправит вас в рай.

Другой святогорец как-то сказал: если, мучаясь от боли, в горниле безысходности и отчаяния, вы можете произнести хотя бы раз: «Слава Тебе, Боже!», то это равносильно тысячам молитв с четками, многочасовой умной молитве. Ибо тут речь о том, как человек в аду вкушает райскую росу, как его травма и рана становятся благословением, как он может преобразовать тьму в свет. И вместо того, чтобы строить из себя жертву, он берет свою рану, свое несчастье, свою неправду и преобразовывает, претворяет их, как говорил святой Порфирий, в возможность жизни. В духовном аспекте рана становится благословением, травма – силой жизни, потому что за тем, чего мы достигли, всегда стоит разрушение. Сначала в своей жизни мы что-то теряем, а затем что-то находим. Этому предшествовал кризис, который стал возможностью, предшествовал крест, который стал воскресением, и это является целью всей духовной жизни. Святой Порфирий говорил о том, как человек может преобразовать тьму в свет. В этом заключается вся тайна духовной жизни. Думаю, этот вопрос касается всех нас.

Если, мучаясь от боли, вы можете произнести хотя бы раз: «Слава Тебе, Боже!», то это равносильно тысячам молитв

Вопрос о боли и о том, как Бог любви молчит перед болью человека, и особенно перед болью слабого человека; он является величайшим крестом не для атеиста, который не очень сильно этим интересуется, а для верующего человека, которого интересует, как сочетаются Бог и боль. С одной стороны, вот страдающий человек, который чувствует, что он на грани смерти, потому что не может дышать, а с другой – Бог, Который, как на первый взгляд кажется, отсутствует, словно спрятался высоко в небе, – но это не так.

И вот человек говорит:

– Где Бог, когда Он мне необходим? Где Он сейчас, когда я умираю и чувствую, что у меня нет сил даже дышать, а не то чтобы молиться? Бывают моменты, когда я чувствую, что у меня нет сил даже говорить.

Теперь вы понимаете, что вопрос о боли очень важен для всех нас?

Священное Писание категорично: Господь не создал зло, Он не есть причина зла, Он не хочет человеческой боли, Он не создает болезни, не наказывает людей болезнями, бедами, испытаниями и так далее. Он не убивает детей и не наполняет онкологические клиники больными детьми, чтобы сидеть и смотреть, как они страдают, потому что хочет, чтобы они мучились.

Господь в этой истории – это страдающий Бог, Он всхлипывает, когда мы плачем, и молится вместе с нами. Он не стоит напротив матери, которая хоронит своего ребенка, но находится возле нее, рядом с ней, вместе с ней. Это Бог, Который страдает, Он – Страдающий Раб. Святые отцы Церкви говорят, что Христос никогда не сходил с Креста, и пока не наступит конец света и последующее Царство Божие, Христос остается распятым и воскресшим. Он рядом с нами во время нашей боли и страданий и укрепляет, помогает, утешает нас.

Много раз бывало так, что болея, лежа в больнице или дома в одиночестве, отчаявшись, разочаровавшись, мы спрашиваем:

– Где Бог?

Ты, что же, думаешь, что Господь придет к тебе через крышу твоего дома? Нет, не придет. Как говорил старец Ефрем Катунакский: «Бог – это чувство (ощущение)». Запомните это слово. Он – чувство (ощущение): ты чувствуешь Его присутствие. Бог – это радость, терпение, там, в больнице, в твоей комнате, в твоем одиночестве, среди твоей боли и беспокойства. Бог – это сила, которую ты чувствуешь исходящей из твоей груди, Бог – это сладость радости, чувство того, что Кто-то поддерживает меня, и я не знаю Кто, но точно знаю, что Кто-то поддерживает меня, и я не схожу с ума. Доверие, вера, все эти возможности и сила, которые исходят от меня, что это? Божие присутствие. Святой апостол Павел говорит: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23).

Бог – это чувство: ты чувствуешь Его присутствие, чувствуешь, что Он поддерживает тебя

Это знаки присутствия Бога в душе человека. В Божием человеке я вижу радость, которую он проживает, вижу его мир и говорю: «Наверное, у него есть Бог». Поэтому святость, присутствие Бога в нашей жизни – это не что-то внешнее, а нечто очень внутреннее, что исходит и проявляется тем или иным образом. Это очень важно понять, чтобы мы могли почувствовать присутствие Бога в нашей жизни. Потому что в противном случае мы будем ждать Его, и Он никогда не войдет через дверь. Он там, внутри дома, в комнате, рядом с больничной койкой, где ты страдаешь в своем отчаянии, – Он там. Нам важно понять, как Господь являет Себя в жизни каждого человека.

Давайте обобщим. Согласно Священному Писанию и святым отцам, Бог не создавал боль. А что Он делал? Когда Христос сталкивался с каким-то злом, Он исправлял его. Вспомните Евангелие. Он встретил больного мужчину, кровоточивую женщину, отчаявшегося отца, расслабленного, и Он преобразовал его, исцелил не только физически, но и изменил его, потому что важно не только исцелить твою ногу или руку, а чтобы ты вылечился физически и духовно.

Святой Порфирий говорил:

«Не молитесь о том, чтобы вы были здоровы, а молитесь о том, чтобы вы стали добрыми, потому что если ты станешь хорошим человеком, то есть если Бог сделает тебя добрым, это значит, что Он изменит всю твою жизнь».

Вот это является нашей целью – найти смысл жизни, понять, почему я живу. Тогда, как говорил святой Порфирий:

«Если ты найдешь смысл жизни, если найдешь Бога, радость, если поймешь, почему стоит жить, то все, даже эндокринные железы, все гормоны, вся система начнет функционировать гармонично. Это важно для нашей жизни».

Господь преображает зло везде, где оно встречается. Ты заболеваешь, Бог берет твою болезнь и превращает ее в возможность для тебя осмыслить свою жизнь.

Сколько людей приходят и говорят:

– Батюшка, в мою жизнь ворвалась онкология, и сейчас я уже могу сказать, что она меня спасла. Потому что я начал ценить то, что не ценил, я начал видеть то, что считал самоочевидным.

Это простые, маленькие, повседневные вещи.

Одна девушка из Салоников сказала мне:

– После онкологии я стала радоваться даже ветру на приморской улице в Салониках, куда я ходила гулять. Ветру, который ласкал мою щеку.

«После онкологии я стала радоваться даже ветру, который ласкал мою щеку…»

Вот такая простая «деталь». Но кто ее когда ценил?!

В Новый год какое самое распространенное пожелание? Пожелание долгих лет жизни, счастья и прежде всего здоровья! Разве не это мы желаем друг другу на Новый год? Но это большой обман. Это ложь, потому что мы желаем здоровья, но делаем все, чтобы не быть здоровыми. Мы желаем друг другу быть здоровыми, но никто из нас не счастлив от того, что он здоров. Мы здоровы, но мы несчастливы. Ты можешь возразить мне:

– Каждый из нас чем-то болеет.

Да, но сейчас мы говорим о серьезных заболеваниях. Почему мы несчастливы? Мы здоровы, но несчастливы. Постоянно ищем виновного в наших бедах и постоянно «грызем» друг друга. Это самая большая ложь, которую мы постоянно говорим друг другу. Вот почему Господь попускает болезнь, которая будет причиной, чтобы преобразилась вся твоя жизнь, попускает, чтобы с тобой произошла автокатастрофа и чтобы через несколько лет ты обернулся назад и сказал:

– Спасибо, Боже мой, за то, что Ты «разрушил» меня. Слава богу, что я попал в эту автокатастрофу: я нашел себя.

Сама по себе боль не имеет никакой метафизики, и кто-то может сказать:

– Я, батюшка, знаю людей, которые испытывают боль, но не становятся добрее.

Разумеется, боль сама по себе не имеет никакой метафизики; то, что я говорю, не означает, что испытывающий боль становится святым, не означает, что испытывающий боль становится добрее. Сама по себе боль не может этого сделать. Разумеется, один человек может стать добрее, покаяться, измениться, но есть люди, которых боль делает более жестокими, разбивает их надежды, ставит на колени и даже делает атеистами. Важно, какой смысл ты придаешь своим страданиям, ты должен найти смысл своим страданиям. Боль не спрашивает тебя, она не просит у тебя разрешения прийти. Представьте себе человека, у которого больна одна из частей его тела, и ты даешь ему скальпель, чтобы он сам сделал себе операцию. Инстинкт самосохранения и самозащиты, наше нарциссическое «я» не позволяют нам выходить за порог боли. Как только ты начнешь чувствовать боль, то перестанешь резать свой больной орган. Но боль не спрашивает тебя, не говорит:

– Могу ли я прийти к тебе?

Она не говорит тебе:

– Сможешь ли ты выдержать меня?

А приходит без приглашения. Поэтому боль приводит тебя туда, куда ты сам никогда бы не пришел. Важно понять, что боль – это возможность для нашего духовного развития.

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православный сайт «Задругата»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить