Крещение покаяния

Слово в праздник Крещения Господня и Богоявления

Крещение покаяния. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
19 января 2021 г. (Продолжительность 0:11:18 мин, размер 10.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день по церковному календарю связан с евангельской историей о крещении Иисуса на Иордане от Иоанна.

Как известно, Иоанн был строгим подвижником благочестия. Его почитали за одного из пророков или даже за Мессию (см.: Ин. 1: 20, 25). Послушать его проповедь приходили все слои населения из Иерусалима, Иудеи и окрестностей Иордана (см.: Мф. 3: 5).

Иисус на первый взгляд ничем не выделялся из толпы, окружающей Крестителя и великого пророка покаяния. Однако, если следовать деталям евангельского повествования, крещение Иисуса было принципиально иным, чем погружение в воды реки Иордан всех, кто приходил к Иоанну до Христа. По Евангелию от Матфея, Иисус приходит из Галилеи (см.: Мф. 3: 13), то есть не с территории влияния Иоанна. Иоанн пытается остановить Иисуса, поскольку безгрешному не требуется крещение покаяния. Христос, как Агнец Божий, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29), умаляет Себя, принимая образ раба (см.: Флп. 2: 7), и со словами: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15), – принимает крещение от Иоанна.

Как известно из Ветхого Завета, цари и священники не сами себя помазывали на служение. Их помазывал кто-нибудь из пророков, начиная от Моисея. В данном случае помазание Мессии Иисуса словно происходит от рук Иоанна. При этом Иоанн признает свое меньшее достоинство по отношению к Иисусу: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3: 14). Это значит, что крещение от Иоанна ставит печать подлинности не на мессианстве Иисуса, а на самом чине погружения в воду, которое было введено в обиход Предтечей и тем принципиально отличалось от ессейских омовений, что предполагало исповедание грехов. С момента погружения в воду Иисуса «крещение покаяния» становится первым шагом вступления в Церковь (см.: Деян. 18: 25; 19: 3), за которым следует крещение Духом Святым (см.: Мф. 3: 11). Принимая печать крещения Иоанна, Иисус как бы вступает в общину его учеников, чтобы впоследствии пригласить учеников Иоанна к более совершенному пути отвержения себя и несения креста (см.: Ин. 1: 37).

С момента погружения в воду Иисуса «крещение покаяния» становится первым шагом вступления в Церковь

В отличие от великого постника Иоанна, который жил в пустыне, питался саранчой (см.: Лев. 11: 22) и диким медом (см.: Мф 3: 4), а его ученики, как и фарисеи, много постились и соблюдали правила ритуальной чистоты (см.: Мф. 9: 14; Ин. 3: 25), Иисус ел и пил с мытарями и грешниками (см.: Мф. 9: 11), вступал в диалог не только с лицами безупречной репутации, но и с теми, кого общество недолюбливало и презирало (см.: Мф. 21: 32; Лк. 7: 39). Иоанн носил два предмета одежды: верблюжью шкуру и кожаный пояс. Иисус носил четыре предмета одежды: верхнюю одежду – возможно, плащ или широкий платок (см.: Ин. 13: 4), нижнюю одежду – хитон (см.: Ин. 19: 23), пояс и скорее всего сандалии (см.: Мф. 3: 11; Мк. 6: 9).

По сравнению с Иоанном Иисус не выглядел строгим аскетом или тем праведником, который постится два раза в неделю (см.: Лк. 18: 12). Однако учение Иисуса было более глубоким, чем проповедь Иоанна Предтечи. Иоанн говорил мытарям: «Ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3: 13). Иисус поощрял тех мытарей, которые бьют себя в грудь со словами: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13), кто готов отдать половину имения нищим (см.: Лк. 19: 8) или, отказавшись от доходного места работы, последовать за Спасителем (см.: Лк. 5: 27). Иоанн говорил воинам: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14). Иисус ожидал от воинов крепкой веры: веру капернаумского сотника он ставил в пример Израилю (см.: Мф. 8: 10). Простому народу Иоанн предлагал делиться с неимущими лишней одеждой и пищей (см.: Лк. 3: 11). Иисус предлагал подавать всякому просящему, а если кто хочет забрать хитон, отдавать ему и верхнюю одежду (см.: Мф. 5: 40). Слова Иисуса: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… был наг, и вы одели Меня» (Мф. 25: 35–36) – побуждают к активности в делах милосердия, а не просто к готовности поделиться лишним.

Следовательно, несмотря на то, что одежда Иисуса и Его стиль жизни казались совсем не строгими в аскетическом плане, Его нравственное учение было более радикальным по отношению ко греху и добродетели. Иисус требовал от Своих учеников не ритуальной чистоты в отношении кухонной посуды и не скорбного вида во время поста (см.: Мф. 6: 17), а правосудия, милосердия и веры (см.: Мф. 23: 23), полного пересмотра своих ценностей и жизненных приоритетов.

Иоанн Предтеча шел путем личной праведности (см.: Мф. 21: 32). А Иисус хотел, чтобы праведность стала принципом общественных отношений, чтобы люди вернулись к правильным отношениям с Богом, жаждали правды Божией (см.: Мф 5: 6), искали праведности, как и Царства Божия (см.: Мф. 6: 33). Слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15) – намекали не только на то, что на Предтече исполнялось записанное в Законе и пророках (см.: Мф. 5: 17). Эти слова показывали, что Спаситель идет рядом со всяким, кто стремится исполнить правду Божию. Об этом же говорят и слова: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). В древней Иудее животных запрягали в ярмо парами (см.: Лк. 14: 19), а это значит, что Христос не накладывает на человека «иго» и «бремя», но, напротив, облегчает жизненный путь тем, что Сам идет бок о бок с верующим и разделяет с ним тяготы жизни.

К сожалению, Предтече не довелось увидеть исполнение слов Иисуса. Иоанн Креститель возвестил очищение огнем и грядущий суд (см.: Мф. 3: 11–12), но исполнение этого пророчества пришлось на время после его отшествия в мир иной. Крещение в воде подготавливало путь ко крещению Духом Святым со стороны Того, Кто вышел на путь благовестия Царства Божия. Но случилось это уже после заключения Иоанна Предтечи в темницу.

Нам, дорогие братья и сестры, доводится жить в эпоху после Воскресения Христова. Перед нами раскрыта вся евангельская история. Мы знаем из Священного Писания, как исполнились древние пророчества в жизни Иисуса Христа на земле; многие в своей жизни могут наблюдать, как Христос и по сей день идет рядом с нами, разделяя с нами наше «иго» и «бремя». Мы уже знаем не только крещение от воды, но и миропомазание, запечатлевающее дар Духа Святого, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы. Но снова и снова приходится обращать внимание на приоритет внутренней чистоты над внешней.

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» (Мк. 7: 15). Человека оскверняет то, что исходит из его сердца, из центра его интеллектуальной деятельности, его «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7: 21–22). При совершении Таинства Крещения священник дует в лицо оглашенному со словами, обращенными к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его: духа заблуждения, духа лукавства, духа идолослужения и всякого лихоимства, духа лжи и всякой нечистоты, действующей по наущению диавола». Человек становится нечистым, когда в его душе поселяется порок, когда грех формирует в душе черные пятна.

Лечение испорченной страстями души, восстановление ее чистоты и целостности происходит противоположным греху путем. Если человек согрешает посредством праздной болтовни и неудачных шуток, ему полезно помолчать. Если он или она согрешает из-за повышенной раздражительности, ему или ей полезно набраться терпения. Если душа человека страдает от зависти, полезно задуматься над тем, что мы сможем взять с собой на тот свет.

Из сложных и запутанных состояний души порой нет простого универсального выхода – прочитать какую-то особую молитву, чтобы все стало хорошо, или попить святой водички, чтобы очистить душу от порчи и сглаза. Мы, конечно, можем очистить душу от порчи, но для этого требуется, чтобы из глаз потекли слезы покаяния. А для этого нужна внимательность к своему внутреннему миру, чуткость к ближним и горячее желание пойти за Христом.

Чтобы очистить душу от порчи, нужно, чтобы из глаз потекли слезы покаяния

Христос приходит на реку Иордан, чтобы утвердить Своей властью «крещение покаяния» – такое погружение в воду, окропление водой, испитие святой воды, которое сопровождается покаянием, верой в Бога и осознанием своих ошибок. Истина во Иисусе, – как писал апостол Павел, – «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 22, 24).

Праведность, святость и истина открываются человеку постепенно в процессе познания себя и Бога, в процессе приближения к Богу посредством Иисуса Христа – моста, соединяющего нас с Отцом Небесным.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, стремиться не к тому, чтобы казаться праведными, желая как можно больше увезти домой святой воды, а к тому, чтобы быть праведными, очищенными душой, чистыми в помыслах, жаждущими правды, миротворцами и сынами Божиими.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить