Любовь делает сильными и смелыми +Аудио

Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Любовь делает сильными и смелыми. Проповедь иеромонаха Агафангела (Давлатова). (Продолжительность 00:14:48 мин, размер 20,3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали евангельскую историю о том, как некий законник, человек, изучающий священные книги Ветхого Завета и формально учащий богоугодной жизни других, обратился с вопросом ко Господу нашему Иисусу Христу: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10: 25). Он задал этот вопрос не для того, чтобы постичь истину, а, как сказано в Евангелии, чтобы искусить Спасителя, найти предлог для язвительных нападок, для обвинений в ереси, для осмеяния. Иисус Христос, будучи истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха, но и истинным Богом, воплощенным Богом, а следовательно, Высшим Мудрецом и глубоким Сердцеведцем, сразу понял лукавство вопрошающего. Отвечая, Господь попросил сказать всем, какой ответ этот законник самостоятельно находит в Священном Писании, как он понимает уже открытое миру учение о спасении. И законник дает очень краткий, но точный ответ, известный многим: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27), – и своим ответом он как бы сам себя и обличил, что на самом деле он этот ответ знал, только он искал повода, чтобы дать возможность своему злому умыслу воплотиться в жизни. «Правильно ты отвечал, – сказал Господь, – так поступай, и будешь жить» (Лк. 10: 28), имея в виду блаженную вечную жизнь в союзе любви с Богом в Царствии Небесном.

Возникает вопрос: почему же любовь к Богу и ближнему является основанием и краеугольным камнем нашего спасения, служит неким условием для вечной жизни и святости? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать контекст всего учения Нового Завета. Так, апостол Иоанн Богослов пишет, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16). Значит, научившись подлинной любви, мы уподобляемся Богу, становимся все ближе и ближе к Нему. Значит, бескорыстная и бесстрастная любовь, проявляющаяся в благом настрое, желании помочь и сделать другого счастливым, не требуя и не ожидая ничего взамен, добрые слова и поступки – все это способствует вхождению Божественной энергии, благодати, как мы ее еще называем, в нас и дает возможность эту благодать удержать, усвоить, преобразиться и освятить весь свой состав.

Научившись подлинной любви, мы становимся все ближе и ближе к Богу

Также не стоит забывать, что чистая и здоровая любовь приносит свои плоды, которые делают нас счастливыми уже здесь, во время нашей земной жизни. К этим плодам относятся долготерпение, милосердие, отсутствие зависти и превозношения, упразднение гордости, отвращение от бесчинства, корысти, раздражения, злобы, в том числе злорадства. Мы научаемся радоваться всякой правде, покрывать немощь ближнего, верить Богу и людям, никогда не терять надежды, переносить все испытания и искушения с честью и достоинством. Напротив, отсутствие любви делает нас нечестными, убогими, пустыми, все наши добрые дела обесцениваются, так как они накладывают некие обязательства на других, словно мы оказываем услугу и желаем получить дивиденды здесь и сейчас. Еще с ветхозаветных времен известно, что ненависть возбуждает раздоры (Притч. 10: 12), то есть отсутствие любви делает жизнь человеческого рода трагичной, исполненной скорбей. Потому Господь призывает нас любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас (см.: Мф. 5: 44). И тогда мы будем, по слову Божию, сынами Отца Небесного.

2.jpg

Только не стоит забывать, что любовь к врагам заключается не только в отсутствии слепой жестокой ярости и в милосердии к побежденным, но и в пресечении злой воли наших врагов, чтобы они не смогли актуализировать свой злой умысел, не смогли дать жизнь тому злу, которое поселилось в их сердцах, что в итоге оградит их от вечной погибели.

Подвиг тех воинов наших, которые сейчас проливают свою кровь на фронте, проявляется в том числе и в стремлении лишить наших исторических неприятелей возможности творить зло, продолжать терзать русский народ, пока еще разделенный политическими границами. В связи с ратным подвигом часто вспоминаются и другие слова Искупителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою – то есть жизнь свою – за друзей своих» (Ин. 15: 13). Свое понимание этого наставления Господа облекает в слово и передает нам апостол Иоанн Богослов в своем первом послании: «Любовь познали мы в том, что Он – Иисус Христос – положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16). Конечно, такое увещевание является хорошим стимулом для бойца на поле брани, но и в тылу этот принцип работает не хуже.

Сейчас тема мигрантов очень болезненна, ее обсуждают во власти, в средствах массовой информации, на работе, на кухне, в кругу родственников, друзей. Реагируя на эту проблему, мы можем также вооружиться любовью, что поможет одержать победу. Зло всегда порождает только зло. Даже если человек относится к нам хорошо, но видит в наших глазах ненависть, со временем он может заразиться этой ненавистью и воспринимать нас как своего личного врага. Только настоящая любовь может угасить конфликт. В одной известной песне есть такие слова: «Только бездушье губит нас, лечат любовь да ласка». «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4: 18), – пишет тот же апостол Иоанн. Иными словами, отсутствие любви дает пространство для трусости. Если мы будем любить ближнего, как самого себя, то, проходя мимо стаи окружающих парня или девушку с каким-то недобрым намерением, мы не будем отворачиваться, делать вид, что ничего не замечаем, трусливо пряча глаза в телефон, а устремимся на выручку, невзирая на риски для себя. Также мы проявим христианскую любовь к тем, кто намерился актуализировать зло и совершить противоправный поступок, препятствуя им нарушить закон, и не важно, государственный он или нравственный. При этом хотелось бы отметить, что, к большому сожалению, мы не то что стаи боимся, а иногда какой-то один задиристый петух внушает нам страх, и даже если нас становится больше в той или иной ситуации, мы трусливо разбегаемся по углам.

Реагируя на проблему, мы можем вооружиться любовью, что поможет одержать победу

Зло боится смелости и решительности, а любовь делает сильными и смелыми. Только когда у нас будет сильный хребет, зло будет бояться показать свои острые зубы. Стая волков боится встречи с одним медведем, поэтому нам важно быть сильными, в первую очередь духовно сильными. Человек со звериным инстинктом очень тонко чувствует силу и боится получить сдачи. Конечно, основное место проявления, развития и научения христианской жертвенной любви – это семья, когда мы отдаем себя без остатка, напитываемся сердечным теплом близкого человека, учимся получать удовольствие от радости другого. Институт семьи нужно беречь, понимая супружескую жизнь не только как удовольствие, но и как работу, работу над собой, чтобы с нами было комфортно идти к Богу.

И не стоит забывать, что вершина любви, тоже как в одной песне сказано, чудо великое – дети. Дети позволяют раскрыть свою любовь, дополнить ее, почувствовать отношение Бога к каждому из нас. Здесь же лежит один из ключей для решения проблемы с мигрантами – чем больше будет нас, тем меньший будет процент людей иных ценностей, нравственности, веры, культуры. Они потеряются в наших рядах. А чем нас будет меньше, какими бы мы законами себя ни ограждали, они работать не будут.

3.jpg

Возвращаясь к евангельскому чтению, можно отметить, что любовь к Богу понятна практически каждому верующему человеку – это и жизнь по Его заповедям, славословие и благодарность в молитве, искоренение страстей, разрушающих душу и тело, стяжание добродетелей, уподобляющих нас Творцу, раскрывающих благое начало в нас.

Но что означает любить ближнего? Мы понимаем, как любить родителей, свою вторую половину, детей, друзей и даже врагов, прощая им принесенные нам обиды, молясь Богу об их исправлении и покаянии. Но что значит любить человека, которого видишь в первый раз в жизни, которого, может быть, потом, никогда не встретишь? Притча, которую Господь поведал в сегодняшнем Евангелии, помогает нам это уразуметь.

Некий путник, следовавший из Иерусалима в Иерихон, был ограблен и хорошенько избит разбойниками. Священник и левит прошли мимо, а презираемый самарянин, житель северного израильского царства, еврейское население которого смешалось с языческими племенами, усвоив некоторые элементы этого язычества, помог бедолаге. Самарянин обработал его раны, довез до гостиницы, оплатил проживание до восстановления здоровья. Первый вывод, который лежит, можно сказать, на поверхности, это то, что творящий добро есть наш ближний. Кто нам творит добро, тот наш ближний. И одновременно кому мы творим добро, становится нашим ближним. Поэтому эта причта является хорошим стимулом для того, чтобы мы творили добро. Чем больше будет добра в нашей жизни в отношении тех, кто рядом с нами, тем ближе эти люди будут к нам, а мы, соответственно, ближе к этим людям.

Чем больше будет добра в нашей жизни, тем ближе люди будут к нам, а мы к людям

Но давайте попробуем немного осовременить эту историю. Священник может остаться священником, левитом может быть семинарист, пономарь с кадилом, певчий, гражданки у подсвечников, да и вы все, наши прихожане. А самарянином назначим какого-нибудь мигранта из Средней Азии или Закавказья. Уже больше 20 лет прошло, а я помню, как сейчас, историю, когда моя бабушка, она уже была в преклонных летах, ходила в собес какую-то правду утверждать. И, перенервничав, возвращаясь, она шла как пьяная, пройдет пару метров и падает. Навстречу нам одним за другим мелькали наши русские братья и сестры всех возрастов и достатка, и все делали вид, что ничего не происходит. К кому бы мы ни обращались, бабушка или я, они в сторону отходили, мол, отстаньте, мы с вами ничего общего не имеем.

4.jpg
В. ван Гог. «Добрый самаритянин»
(копия Делакруа)

И когда мы все-таки прошли – надо было несколько кварталов пройти – и немного осталось, вдруг подъехало такси, какой-то частный извозчик, оттуда вышла армянская семья, и какой-то армянин, ему лет 60 было, как я это себе представляю, увидел, что пожилая женщина другой национальности, русская, падает постоянно, внук малолетний пытается как-то ей помочь, подбежал и спросил, что и как, оплатил такси, сказал, что если надо скорую вызвать, он вызовет скорую. Тогда мобильные телефоны только входили в нашу жизнь, он сказал, что здесь живет и может быстренько подняться к себе, вызвать скорую. Бабушка отказалась, но тем не менее он оплатил такси, мы доехали до дома, и, уже дойдя до квартиры, бабушка приняла лекарства, немного успокоилась и пришла в себя. А десятки наших русских проходили, плевали либо делали вид, что ничего не происходит. И вот вопрос: кто в этой истории был нашим ближним? Тот армянин или те наши русские, которые проходили и делали вид, что ничего не происходит?

В заключение хотел бы обратиться к вам, дорогие мои братья и сестры. И говорю я это не потому, что это какой-то шаблон или традиция такая, а потому что мы действительно являемся братьями и сестрами во Христе и во Адаме. Давайте будем учиться любить Бога и ближнего, чтобы становиться чище, светлее, добрее, сильнее, чтобы быть целостным народом, не биомассой, а настоящей Церковью, Телом Христовым, чтобы всем нам удостоиться чести унаследовать блаженную жизнь в союзе любви с Богом и друг с другом. Помощи Божией вам! Храни Господь!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить