Слово Божие – неизмеримая сокровищница

В Православной Церкви есть такая тенденция: очень мало людей от общего числа верующих читают и знают Священное Писание, и лишь немногие православные читают Библию регулярно. Прискорбно, но у некоторых нет Библии даже дома. В рамках Божественной литургии – наиболее часто совершаемого православного богослужения – читаются только две библейские перикопы: одна – из Посланий апостолов и одна – из Евангелий. Тем не менее Божественная литургия полностью библейски вдохновлена во всех трех своих частях: проскомидии (приготовление Даров к их освящению), литургии оглашенных и литургии верных (Евхаристия в истинном смысле). 

Фото 1 (66).JPG

Православная литургия – это Библия в гимнах и молитвах, это Священное Писание в образах и символах. Потому что в виде молитв и песнопений слово Божие легче проникает в человеческое сердце, чем если бы оно читалось вслух. Но Божественная литургия (Евхаристия) никогда не совершается одна, а всегда, по словам псалмопевца, обрамляется ежедневными молитвами: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118: 164). Эти молитвы включают в себя вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы. Эти богослужения состоят из библейских текстов, особенно из псалмов, а также из тропарей и молитв, вдохновленных Библией.

В рамках церковного года на богослужениях Православной Церкви читается весь Новый Завет и почти весь Ветхий Завет. Но из всех текстов Библии наиболее читаемыми являются псалмы. Все 150 псалмов читаются не реже одного раза в неделю в суточном богослужебном круге, однако только в монастырях. Древний монашеский девиз «ora et labora» (с латыни – «молись и трудись» – прим. пер.) должен вдохновлять каждого православного монашествующего и сейчас. Нам надлежит молиться даже во время работы. Конечно, наставление апостола «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) адресовано всем христианам, а не только монашествующим. Но монахи первейшими призваны молиться непрестанно за весь мир и за все человечество. Монахи – это христиане, отрекшиеся от мира. Но отреклись они от него не из ненависти к людям, а для того, чтобы помочь им иным способом, чем если бы они остались в миру, то есть через свою молитву. Молятся они, в первую очередь, литургической молитвой Церкви, а также в своей монашеской келии молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», что само по себе тоже вдохновлено Библией. Каждый монах стремится произносить эту молитву как можно чаще и в любой обстановке.

В православной традиции святые отцы настаивают на том, чтобы верующие читали и изучали Священное Писание. В «Патерике», сборнике цитат святых отцов, который особо любят монашествующие, сказано так: «Во всем, что вы делаете, имейте для себя свидетельство в Священном Писании» (авва Антоний). Это означает, что необходимо не просто знать Священное Писание, но и применять его в своей повседневной жизни и согласовывать свою жизнь со словом Божиим. Вот почему чтение Священного Писания не должно сводиться к простому интеллектуальному чтению или размышлению, но должно совершаться в духе молитвы, чтобы слово Божие глубоко проникло в душу человека и постепенно привело его к уподоблению Богу: «А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2: 16); «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 

Необходимо не просто знать Священное Писание, но и применять его в своей повседневной жизни и согласовывать свою жизнь со словом Божиим

После Своего Вознесения Господь Иисус Христос находится в нашем мире в Евхаристическом Хлебе, который является Его Телом, а также через слова и учение Его учеников. Однако для православных верующих особое значение имеет Евхаристия, или Вечеря Господня, которая собирает верующих, чтобы среди них осуществилось присутствие Господа. На Евхаристии они вкушают Тело и Кровь Христовы, дабы иметь жизнь вечную: «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 51). Именно отсюда происходит святоотеческое высказывание: «Евхаристия – это лекарство бессмертия». В то же время Евхаристия – это превосходная возможность для верующих вспомнить слова Господни, через которые в свою очередь продолжается Его присутствие в этом мире до скончания времен. Для нас, православных, Христос Бог присутствует и в иконе. Икона также является свидетельницей воплощения Слова в этом мире. Через нее мы смотрим на Христа и Его искупительную миссию, вступая с Ним в живой диалог в молитве. Поэтому в Православной Церкви есть Слово написанное, прочитанное, спетое, услышанное и произнесенное, а также рассматриваемое в иконе и вкушаемое в Евхаристии. 

Православная традиция всегда рассматривала Священное Писание как «Книгу книг», которая истолковывается под водительством Святого Духа в литургических рамках совершения святых таинств. В церковных таинствах, и особенно в Евхаристии, с нами общается Дух Святой, помогая нам проникнуть во все глубины слова Божия. Сами апостолы поняли слова Господа только тогда, «когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им; тогда открылись у них глаза» (Лк. 24: 30–31). В то же время Священное Писание должно являться и главной книгой каждого верующего не как отдельной личности, а как части живой церковной общины. Если человек оторван от Церкви и не участвует в ее общей молитве, то он не в состоянии правильно понять Священное Писание, но, вероятно, лишь фрагментами, и это не принесет пользы для его спасения. Почему так? Потому что спасение не есть нечто индивидуальное, и никто не спасается отдельно как личность, но только в сообществе других людей, то есть в Церкви. Смысл всего Священного Писания в основном заключается в укреплении общности и единства людей между собой для их общего спасения.

Фото 2 (74).JPG

Когда мы читаем слово Божие в духе молитвы, с благоговением и смирением, мы вступаем в живой и личный диалог с Богом. Ибо Библия – это не просто книга, но продолжение и расширение Личности, вдохновившей ее, то есть Логоса, или вечного слова Божия. Таким образом, диалог верующих с Богом в общей молитве в храме претворяется далее в индивидуальное, личное общение отдельного верующего с Богом дома через чтение Священного Писания. Поэтому и существует благодатная взаимозависимость между молитвой церковной, в которой мы переживаем общность с ближними, и индивидуальным чтением Писания, которое еще яснее открывает нам волю Божию о нашем спасении. Когда связь человека с Церковью ослабевает, таковой меньше начинает понимать и смыслы, заложенные в Библии. 

Несмотря на это, следует критически отметить, что православные верующие в целом не умеют читать Священное Писание. И я не думаю, что большинство монахов является исключением из этого правила. Монашеская жизнь особо связана с духом Священного Писания, особенно с духом псалмов и Евангелий – тех священных текстов, которые наиболее часто присутствуют в повседневном богослужебном круге. Молитвенное правило монашеской келии обычно включает в себя и ежедневное чтение хотя бы одной кафизмы из Псалтири. Более ревностные монахи ежедневно читают несколько кафизм, а некоторые редкие подвижники ежедневно прочитывают и всю Псалтирь. Святые отцы Церкви говорят, что псалмы – это краткое изложение всего Священного Писания. Книга псалмов, более чем любая другая книга Библии, представляет собой сосредоточение славословий, благодарений и прошений к Богу. Но несмотря на то, что православное богослужение содержит в себе библейские тексты или вдохновлено ими, оно никогда не сможет заменить личное чтение человеком слова Божия. Ибо это – неизмеримая сокровищница, как и Сам Бог. 

Фото 3 (56).JPG

Регулярное чтение Священного Писания постепенно перенаправляет нашу жизнь, просвещает наш разум, преображает наше мышление и воспламеняет наши сердца для служения Богу и ближнему. Потому-то святой псалмопевец и говорит: «Явление словес Твоих просвещает и умудряет младенцы» (Пс. 118: 130) и «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 118: 133). Наконец, хотелось бы подчеркнуть, что сама идея монашеской жизни является глубоко евангельской. Монашеские обеты целомудрия, нестяжания и послушания являются главными евангельскими истинами в следовании монашествующих за Христом, ибо Он есть их Подвигоположник. На своем пути ко Христу они взирают на тех, кто уже уподобился Ему: на Богородицу, на святого Иоанна Предтечу, на святых апостолов и на тех святых, чья жизнь является примером для них. Монахи не считают себя в чем-то лучше других христиан по своему образу жизни или по уровню своих знаний, потому что знают, что спасение и всякая добродетель суть исключительно дары благодати Божией. Однако они стараются жить по евангельскому максимуму, который установил Христос: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), подавая в этом пример всем нам.

Перевела с немецкого Александра Калиновская 
Сайт Mitropolia-ro.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить