Формальное и смысловое исполнение закона

DSC05252.jpg

Когда мы слышим или сами читаем Священное Писание, то нередко слышим слова о законе и его исполнении. Вот и в сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его. Более того, Он говорит, что ни одна самая малейшая часть закона не исчезнет, пока не завершится всё временное. Но вместе с тем мы знаем, что законники и фарисеи очень часто упрекали Христа именно в нарушении закона. Так почему же тогда Господь говорит, что Он пришел исполнить закон?

Нам стоит над этим серьезно подумать, ведь если Господь так говорит, то нам тоже нужно исполнять закон. И вот, размышляя над этими строками, нам следует обратить внимание прежде всего на то, как Господь исполняет закон, что еще Он о нем говорит, и какие претензии к нему предъявляются со стороны фарисеев и книжников. Упрощая, можно сказать, что есть два подхода к исполнению закона: формальный и смысловой. 

Из евангельского текста мы можем понять, что претензии фарисеев носили прежде всего формальный характер. И если мы заглянем немного внутрь себя, поразмышляем над своим собственным опытом, то поймем, что мы и сами нередко следуем этому формальному подходу, и это отражается даже в нашей повседневной церковной речи. Как часто мы, например, говорим, что вычитали правило. И вот эту неправильность исполнения молитвенного правила мы порой даже осознаем, но как подчас непросто нам сделать следующий шаг и понять, что эта неправильность как раз и входит в смысловое противоречие с законом. Жить в формальном соответствии с правилами относительно просто, ведь все сложные этические дилеммы при таком подходе решаются очень просто, в строгом соответствии с инструкцией, даже если при этом кто-то страдает или оказывается лишенным любви.

Смысловой подход к закону гораздо сложнее, он требует от нас всегда внимательности, прежде всего, по отношению к другому. Он требует всегда личностного отношения, персональной ответственности за свои поступки, он требует от нас всегда поступать правильно, иногда даже вопреки формальному правилу.

Действительно, Христос идет и исполняет весь закон прежде всего по его смыслу, по содержащейся в нем глубинной сути, а именно в согласии с главным правилом любви. Он исцеляет в субботу, прикасается к умершим и воскрешает их, принимает смерть тем образом, который считается проклятием, делает символ ужаса и смерти символом любви и вечной жизни.

Все формальные претензии фарисеев, как древних, так и нынешних, - безусловно верны. Однако часто в этих формулировках не остается места ни для человека, ни для Самого Бога. Закон, призванный быть опорой, надежным каркасом жизни - оказывается тяжкой обузой и холодным оружием против живого человеческого сердца; становится цепью, сковывающей все проявления любви.

Как и все человеческие размышления об идеальном устройстве мира, формальный взгляд на закон оказывается бездушной утопией, ведущей к разрушительной для человека тирании. Его исполнение просто, эффективно и надежно. Но, затвердевая, он становится темницей для души. 

Напротив, смысловой подход требует невероятных усилий, в нем множество возможностей для ошибки. Он не может быть четко зафиксирован для любой возможной ситуации. Он требует всякий раз поиска уникального решения. Но он же становится причиной расцвета души, ее возрастания в духе.

Как всегда мы приходим к тому, что христианская этика требует непрестанной практики, требует постоянного научения и обновления, но она же позволяет увидеть смысл и узреть Бога во всяком обстоятельстве жизни. 

Проходя сквозь перипетии времени, трансформации культурных парадигм, она не изменяет своей сути, всегда оставаясь всё той же любовью, которой Бог возлюбил Свое творение и прежде всего человека, которого Он сотворил по Своему образу и подобию.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Богородицы 24 мая 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить