Крест - наше спасение

На середину храма вынесен драгоценный Крест Господень. Крест, который, хотя и был орудием пытки и символом позора, сделался во Христе знаменем победы. Крест приобрел иное значение, иное содержание. Теперь он стал вечным свидетельством любви Божией и ее величия. Христос, взойдя на Крест, явил всё величие Своей любви к нам, и Крест стал для нас орудием спасения.

Значение всего, что происходит в нашей жизни, не следует оценивать исключительно с внешней точки зрения; гораздо важнее обращать внимание на скрытый смысл тех или иных событий.

Своего рода крестом можно назвать и телесные болезни; они кажутся нам однозначно плохой вещью, но на самом деле именно они могут стать для нас причиной и источником истинной жизни. Например, если человек чем-то смертельно болен, именно боль заставляет его идти к врачу за помощью. Если же организм человека не чувствует боли, возникает ложное впечатление, что и никаких нарушений в нем нет, и человек может не сознавать, что скрытый недуг грозит ему смертельной опасностью. Вот так и в духовной жизни: страдание на самом деле лишь доказывает, что мы еще можем обрести жизнь вечную, если прямо сейчас приложим для этого усилия.

Способность чувствовать боль, встречаться с событиями, которые причиняют страдание, пробуждает наши духовные чувства. Нужно только направить их в нужную сторону, не замыкаться в своем страдании, а использовать его как толчок, чтобы начать путь к познанию и духовному развитию. Итак, крест, страдание — это первый шаг к возможности развиваться и раскрываться для истинной жизни.

При этом крест — это далеко не только боль. Крест — это воскресение и надежда, как видно из сегодняшнего Евангелия, которое ясно говорит о кресте не как об орудии казни, а как о знамении победы и надежды.

На утрене мы с вами слышали, что песнопения говорили не только о кресте, но и воскресении. Да, в духовной жизни боль неотделима от исцеления. Нет воскресения без креста, но нет никакого смысла в кресте без воскресения. Эти противоположности неразделимы, и только вместе они составляют истину нашего спасения, нашей вечной жизни.

Сегодняшний человек боится боли. Мы привыкли к нашей милой и уютной жизни и стали слабыми. Мы хотим спрятаться от подлинной жизни в волшебных райских садах. Мы спим и не хотим просыпаться. И всё же, как бы хорошо, как бы уютно мы ни устроились в этой жизни, в конце концов нас настигает пустота и горькое ощущение абсурда, бессмыслицы. Отсутствие боли лишает нас возможности проснуться и открыть глаза, чтобы увидеть смысл нашей жизни, чтобы взглянуть в глаза другому человеку.

Наш отказ от боли означает, что для нас превыше всего становится «счастье», удовольствие ради удовольствия, отказ от смысла в жизни и связи между людьми.

Но всё же нужно помнить, что аскетический идеал нашей Церкви, идеал Креста, не содержит в себе никакого упоения страданием и отречением, в нем нет отчаяния, нет безнадежности. Да, это путь скорби, но ведет он к истинной радости, которая сильнее смерти, которая будет возносить нас от славы к славе.

Если на нашем аскетическом пути мы совершаем хоть самый малый подвиг, сталкиваемся с болью, но при этом не ищем радости и света, весь наш подвиг всего лишь имитация. Это очередная психологическая «игра», за которой скрывается стремление чувствовать себя правым, чувствовать себя хорошим среди «злодеев». 

Крест на самом деле — это «древо благосеннолиственное», это древо жизни среди бесконечной пустоши, в тени ветвей которого можно отдохнуть и найти покой. О каком покое речь? Вот, в середине храма всю неделю будет лежать крест, чтобы мы могли ему поклониться. Он говорит нам: «Ты грешен, ты в отчаянии и выхода нет? Ты не можешь собраться с силами и заставить себя действовать? Ты боишься боли, боишься смерти и нет никакой надежды? Ты не знаешь, где искать Бога? — Я здесь».

«Но любит ли Бог меня?» Любит. Настолько любит, что пошел на Крест. Настолько любит, что унизил Себя до предела, и сделал это не ради каких-то неизвестных нам людей, живших две тысячи лет тому назад. Он сделал это лично для меня, для тебя, для каждого человека, который будет жить на свете до скончания века.

Наша надежда так же велика, как любовь Божия; чтобы принять ее плоды, нужно только покаяние. Но как сделать этот шаг? Очень часто у нас, людей церковных, создается впечатление, что мы непременно должны стать «хорошими». Эта мысль давит на нас, подавляет, заставляет постоянно чувствовать себя виноватыми. На самом деле мы просто начинаем с конца: невозможно стать «хорошими», если сперва мы не осознаем подлинную ценность, истинное содержание Жертвы Христовой — свидетельства Его любви.

В конце концов, вот оно, величие христианина. Он носит на себе символ осуждения, но любит его больше всего на свете. Он должен любить его, потому что крест — это свидетельство того, что Бог любит его даже до смерти (Флп. 2:8). Он должен любить его, чтобы суметь тоже полюбить так, чтобы его любовь к другому не остановилась перед лицом смерти.


Из книги архимандрита Варнавы (Ягу) “Церковь грешников”

КУПИТЬ КНИГУ


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить