На пути спасения главное - не чудо

Воскресение Лазаря стало зеркалом Воскресения Христова. Оба были положены во гроб, оба были повиты пеленами, в обоих случаях камень затворял вход в погребальную пещеру. Совпадения в рассказах доходят до деталей: в обоих случаях тело было обвито пеленами, а лицо – обвязано дополнительным платком. 

В то же время в описаниях воскресения Лазаря и Иисуса есть существенная разница. Лазарь был воскрешен, а Иисус – Сам воскрес. Лазарь не мог сам отодвинуть камень и по выходе из гроба не мог даже свои пелены развязать. После Воскресения Иисуса многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52) и вышли из своих гробов. Детали повествования, что Иисус воскрес в третий день, а Лазарь – позже, на четвертый, свидетельствуют, что пробуждение бездыханного Лазаря идет во всех отношениях вслед за Воскресением Иисуса. 

Текст богослужения Лазаревой субботы указывает на то, что воскрешением четверодневного мертвеца Господь хотел убедить Своих учеников, что всё Ему возможно: по Его слову восстанавливается материя, трепещет «горький и несытый ад», освобождается душа и возвращается в свое тело. 

Переводя внимание слушателей праздничного канона с апостолов на своих современников, преподобный Андрей Критский подчеркивает, что главным историческим событием было даже не воскрешение Лазаря, а утрата адом своей силы. Ад заплакал, затрепетал, устрашился голоса Владыки Христа, завопил: «Я ныне погиб», содрогнулись его железные двери, слетели заклепки, затряслись внутренности. Разверзлось чрево ненасытной преисподней, проглатывающей всех людей без разбору. 

Ветхозаветное общество было убеждено, что участь каждого человека после его смерти – шеол. Прах не славит Бога, в могиле нет ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл. 9:10), там – вечная пустыня, тюрьма с надежными запорами, мрак и забвение.

Следовательно, воскрешение Лазаря было серьезным знаком того, что в законе смерти появились исключения, ворота ада пошатнулись, преисподняя потеряла свою неумолимую власть. 

В чем же исключительность Лазаря, за что он удостоился такой чести? Он был другом? Но у Иисуса было много друзей. Он был любим? Но Иисус любил многих близких людей и даже проповедовал о любви к врагам. Он был избранным? Но избранным был и Павел, избранными назывались все христиане как древние, так и те, кто будет жить в последние времена. Евангелие не говорит ни об одной добродетели Лазаря, которой бы он выделялся среди других людей. Следовательно, Лазарь – не лучше других. Он всего лишь единичный пример того, что может произойти с каждым.   

Подобных Лазарю единичных радостных и трагических примеров на страницах Евангелия много. Так, повешенный на кресте безымянный разбойник был не лучше других, но удостоился рая за то, что попросил Сына Божия помянуть его в Своем Царстве. Безымянный слепорожденный был не хуже других, но ослеп и прозрел, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3). Восемнадцать человек погибли от падения Силоамской башни не потому, что были виновнее всех, живущих в Иерусалиме, а потому, что были примером того, что может произойти с каждым человеком, если он не покается в своих ошибках. У каждой такой трагедии или радостного события есть своя цель. Они – наглядная иллюстрация того, что может произойти с каждым человеком, если он будет идти вслед за Христом или, наоборот, против Бога.

Если присмотреться к тексту Писания, Христос не так уж много совершил чудес. Но каждое из них имело своих адресатов, представителей всех возрастов и возможных профессий. 

На протяжении тысячелетий люди ожидали какого-то персонального чуда. И в наши дни есть множество людей, которые хотели бы, чтобы Господь вмешался в ход их личной жизни: изменил ход болезни, исцелил от пьянства, чудесным образом погасил кредиты. Есть те, кто бравирует своей верой: «я не заболею на праздник Крещения ныряя голым в ледяную прорубь», «меня не тронет коронавирус несмотря на то, что я не соблюдаю меры предосторожности». Нередко такая самонадеянность «на чудо» заканчивается неудачей. Если я о чем-то попросил благословения у Бога, это не значит, что Господь меня автоматически благословил. 

В древности были бродячие заклинатели, которые пытались злых духов изгонять «во имя Господа Иисуса». Чем всё закончилось? Одержимый бесом бросился на заклинателей, так что те спаслись от него убегая нагими и избитыми. Убеждение самого себя в том, что «я произношу имя Иисуса», еще не говорит о том, что Иисус записал меня в Свою книгу жизни. Страшные слова читаем мы в Евангелии: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23).

Следовательно, на пути спасения главное не чудо, а праведность жизни, которая основывается на вере в распятого и воскресшего Господа Иисуса. Бог спас нас не по делам праведности,... а по Своей милости, возродив Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3:5-7).

Примеры таких чудес, как воскрешение Лазаря, дорогие братья и сестры, - единичные, исключительные. Но они убеждают нас, что Христос воскрес и в Его власти наше воскресение из мертвых. 

Апостолы убеждали таких, как мы, не искать иных чудес, кроме Воскресения Иисуса, но заботиться о благочестии своей жизни, этике поведения, а не метафизике сверхъестественных явлений. «Будьте долготерпеливы до пришествия Господня», - писал апостол Иаков (Иак. 5:7). «Постарайтесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире», - убеждал апостол Петр (2 Пет. 3:14). «Поступайте достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью», - умолял апостол Павел (Еф. 4:1-2).

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, как избранные Божии, святые и возлюбленные, облекаться в милосердие, благость, смиренномудрие и кротость… снисходя друг другу и прощая взаимно (Кол. 3:12-13), чтобы получить уготованное нам наследие на небесах, встретить Господа на воздухе, в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках стать пред престолом Агнца, восклицая в радости с ангелами и всеми святыми благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (Откр. 7:12).


//Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского), произнесенная за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Лазареву субботу, 11 апреля 2020 года.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить