Некоторые трудности семейной жизни и пути их преодоления

— Как жить в браке, если муж нецерковный? Если супруга приняла Православие уже в браке?

— У нас есть четкие указания Священного Писания. Апостол пишет, что если жена неверная, то есть неверующая, а муж верный, или наоборот, то он обязан жить со своей второй нецерковной половиной. Дальше он говорит, что откуда мы можем знать, что муж или жена не станет верным. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7:14). Поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы брак из-за этого разрушался. Если, конечно, сама вторая половина скажет: «Ну, знаешь, мне с тобой стало неинтересно, воцерковилась ты, молитвы, акафисты... Я пошел/пошла». Тогда это его/ее выбор. Но я бы сказал, что не надо доводить акафистами вторую половину, чтобы она ушла. Если, конечно, тебя ставят перед дилеммой: «Ну всё, или ты в храм не ходишь, или наш брак распадается...» — то тут, конечно, ничего не сделаешь. Но если муж/жена не препятствует в воскресенье ходить в храм, то надо даже в религиозной жизни знать меру и, может быть, полностью не погружаться во внешнюю ее составляющую. Что такое духовная жизнь? Это ведь не просто молитвы читать. Это — любить, и терпеть, и смиряться. А это можно делать и с неверующей половинкой, даже в большей степени. Духовную жизнь можно вести в браке с неверующим мужем/женой, и очень эффективно.

Был один случай — очень трагичный. У одной женщины муж был азербайджанец. Азербайджанец «невомечетенный», то есть в мечеть не ходящий, но — азербайджанец. И они очень любили друг друга, у них были очень гармоничные отношения. Она воцерковилась, пришла к одному батюшке и сказала: «Мой муж азербайджанец, может быть, мусульманин, что мне делать?» А батюшка ей: «Ну что ж, уходи от него, ты же верующая, зачем тебе неверующий муж, да еще и мусульманин?» И она ушла от него. Они еще были молодые люди, и у них был, похоже, даже общий ребенок; каждый из них потом заключил второй брак. А азербайджанец возьми да воцерковись! Стал православным. И их тянет друг к другу. У них были отношения более гармоничные, чем сложились в новых браках. А сделать уже ничего нельзя. У них новые венчанные браки, новые дети, поезд ушел.

Еще важный момент. Когда мы с вами обычно решаем наши личные отношения, то мы забываем о детях. Дети у нас оказываются на последнем месте. А почему? Они же такие же люди, как мы. У них такие же права, как у нас, они тоже хотят быть счастливыми. А для ребенка, чтобы он был счастливым, нужны родные папа и мама. Поэтому интересы детей надо тоже учитывать, когда мы наши личные отношения начинаем решать.

— Христос сказал, что никто не сможет за Ним пойти, если не возненавидит своих родителей, своих жен, своих детей. Это написано в Евангелии. И также Он учит тому, что всех нужно любить, даже врагов своих... Вот где эта грань и как понять, в какой момент ты должен ненавидеть человека и что и когда ты должен всё покрывать и всё любить?

— Тут нет никаких противоречий. Когда мы должны возненавидеть своих родителей, детей, жен, мужей? Если в буквальном смысле — то никогда. Когда Христос говорит «возненавидеть своих ближних», Он имеет в виду возненавидеть их грех. Когда они толкают нас на явный грех, тогда мы не должны на это идти. Это высказывание надо воспринимать не как буквальное, а как образное. Мы должны всегда любить своих ближних. Любых. Но грех мы должны ненавидеть. Даже если носителем этого греха является наш самый любимый человек. Иногда наши любимые, пытаясь заставить нас совершить тот или иной грех, говорят: «Если ты меня любишь...» Вот тут можно и ответить: «Да, я тебя очень люблю, но именно поэтому не сделаю, как ты просишь. Даже если у нас с тобой из-за этого будут какие-то проблемы». Потому что, например, сколько известно случаев, когда мать балует своего ребенка. Что она делает, идя на поводу у такого, кажется, святого чувства любви матери к своему ребенку? Она ребенка уничтожает своим баловством, она обрекает его на страшную, тяжелую жизнь. Поэтому родители, как бы они ни любили своих детей, из любви к ним должны иногда наказанием, может быть, даже жестким, отсекать их грех, чтобы воспитать из них нормальных людей. Здесь идет речь как раз об этом. Нельзя идти на поводу у своего чисто душевного чувства. Мы сегодня уже много раз говорили о том, что мы часто душевное чувство путаем с духовной любовью. Душевное чувство надо отсечь и пойти за Христом, за правдой, за истиной, ради своего ближнего.

— Как изменить программу подсознания, что тебя обязательно бросят? Начинаешь общаться с человеком и со временем видишь, как подсознание делает всё, чтобы этот человек тебя оставил. Как быть в этой ситуации? Я не вижу причины в том, что нас оставил отец.

— Знаете, да, психологи очень много бьются с этим подсознанием, туда входят, выходят... вошли — заблудились, никак выйти не могут, людей с собой там водят... Это большая проблема. Но, знаете, Бог прост. Вот если по-Божьему, по добродетели, то всё очень просто. А когда грех — вот здесь всё очень усложняется. Когда говоришь мужу: «Ты же хочешь сохранить семью? Хочешь. Ты свою жену любишь? Любишь. Ну брось свою любовницу! Что она тебе?» — слышишь: «Батюшка, это так сложно, непросто... а вот так-то, а вот так-то, а вот так-то...» Ну, тут тогда можно многое напридумать, если подключить термин «подсознание». Просто бросьте всё и поступите по заповеди Божией. Когда мы начинаем бороться с подсознанием и с ним заигрываем, его исследуем, мы фактически пытаемся бороться с грехом без Бога. Пытаемся бороться с грехом без Божьей благодати. Своими силами, силой своего ума, силой своего интеллекта, силой накопленных человеческих знаний, всяких методик психологических... А надо просто покаяться. Мы — дети. У нас есть Отец Небесный. Что делает ребенок? А мы с вами — маленькие дети. Очень маленькие дети по сравнению с нашим Отцом Небесным. Ребенок, когда ему трудно, идет к папе и спрашивает, как быть. И папа решает вопрос. Проблему с нашим грехом может решить только Отец Небесный. Больше — никто.

Сейчас нередко возникает ситуация, когда подростки попадают во всякие деструктивные группировки. И что советуют подросткам педагоги в школе, психологи, когда проводят профилактические беседы? «В сложной ситуации иди к родителям! Они тебя любят, они решат твои проблемы». И родителям, конечно, тоже советуют следить за своими подростками, интересоваться их жизнью, мало ли, вдруг у них не так что-то внутри.

Так и мы, как дети, как подростки перед нашим Небесным Отцом. Мы свои проблемы сами не решим. Поэтому надо все эти проблемы решать покаянием. Как там это Бог решает? Таинство Покаяния — это таинство. Но если этот вопрос будет для нас решенный, если мы избавимся от греха, который является единственной причиной наших проблем, тогда какая разница, что это сделает Бог, а не мы. Подсознание, конечно, штука интересная, когда читаешь психологию, это, конечно, увлекательно, но не очень эффективно, если помнить, что грех может быть прощен только Богом.

Из книги протоиерея Александра Никольского «Как быть счастливым в браке»

КУПИТЬ КНИГУ


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить