Нас познакомил Сам Господь. Памяти схиархимандрита Симеона (Нестеренко)

Сегодня, 6 декабря, годовщина изумительного старца наших дней, окормлявшего паству на юге страны – схиархимандрита Симеона (Нестеренко; †2010). А завтра, 7 декабря, день рождения у его чада – протоиерея Анатолия Старцева, который и поделился с читателями нашего сайта воспоминаниями о подвижнике. Публикуем их вторую часть. Сыновья отца Анатолия учатся в Сретенской духовной академии. А сам он, проходя курс реабилитации после двух инсультов, проживает в Сретенском монастыре.

Часть 1.

Знакомый Силам Небесным

Наша первая встреча с отцом Симеоном произошла, когда он служил еще в Гудауте, в Абхазии, это было уже после Глинской пустыни (о чем читайте в первой части воспоминаний. – Прим.). Моя бабушка по материнской линии сильно заболела. Видно, Господь так ее призвал к Церкви. До болезни она была нерелигиозным человеком. Ее парализовало. В течение недели она находилась в крайне тяжелом состоянии. И в одну из ночей проснулась, ощутив свет в комнате… Она была так потрясена открывшейся ей реальностью инобытия, что, совершенно забыв про болезнь, встала и пошла к источнику этого света. И вдруг застыла, увидев икону Воскресения Христова. А иконы как некоего физического предмета там не было. Вот такое ей было явлено чудо. В ответ на свое немое изумление она услышала голос. Он был исполнен такой любви, что она не могла не послушаться. А сказано ей было, чтобы она пошла в храм города Сочи. Этот был храм Архистратига Михаила, он был тогда единственный действующий в самом городе. Так что ошибиться было невозможно. Сама она была в таком состоянии трепета и восторга, что как бы только удивлялась всему происходящему. А голос ей далее говорил: «Там есть верующие люди, которые тебя направят к старцу Симеону».

1.jpg
Схиархимандрит Симеон (Нестеренко)

Когда она поехала в эту церковь на службу, то там стала спрашивать сотрудниц храма о старце. Одна из них сразу же откликнулась: «Ты, наверное, ищешь схиархимандрита Симеона Глинского, он живет в Гудауте».

И бабушка тут же поехала и познакомилась с отцом Симеоном. В следующий раз она уже взяла меня с собой. Я тогда был еще ребенком, первоклашкой. Но бабушка меня уже раз за разом обязательно брала с собой.

Так начались наши с ним встречи, он нас благословлял, исповедовал, причащал. Так отец Симеон стал духовным отцом нашей семьи. Мама намного позже пришла к Богу, хотя у нее самой обе бабушки были верующие и от веры даже в богоборческие годы не отрекались. А по отцовской линии у меня и вовсе много монахов, священников в роду.

Единственное – советская власть изо всех сил пыталась расколоть Церковь, что ей отчасти удалось. На Кубани, допустим, были тихоновцы. Это те, кто не принимали советские документы, уходили в леса, не ходили в легализованные богоборческой властью храмы. После смерти Патриарха Тихона они считали, что в храмы ходить уже нельзя. Бабушка, папина мама, была в этом движении тихоновцев, в храм она пришла, когда я стал священником. Вот так Господь смилостивился над нашим родом и через отца Симеона вернул нас в Церковь.

«Как достроим – позовем»

Расскажу про последние годы крестного пути старца Симеона. Где-то около 1998 года у батюшки совсем отказали ноги. С тех пор сам он уже не мог передвигаться, его возили на коляске. Боли претерпевал сильнейшие, причем постоянно. Но никогда и слова не сказал о своих страданиях. Иногда шутил: «Мне-то что?! Я барин, лежу себе на мягкой постели. За мной ухаживают, а вот монах Иов в Глинской пустыни ходил с полными сапогами гноя (такое на самом деле, пока еще ходил сам, претерпевал и отец Симеон. – Прим.). Вот у него ноги болели. Но он никогда не лечился, и никто за ним не ухаживал». Даже если старца держали с обеих сторон, он уже не мог стоять. Ноги – каждая как две ноги нормального человека, опухшие, черные. Пережил три-четыре инсульта. Дважды терял сознание не на один день, а на недели. Мы думали, что уже конец. Все духовные чада, а их сотни тысяч, молились. Молились и на Афоне: и там уже были его духовные чада. Особенно усердно молились Матери Божией, чтобы испросила милости у Сына Своего. Про схиархимандрита Виталия (Сидоренко) известно, что Пресвятая явилась в реанимацию: «Вернуть на землю. Ибо слезы омочили всё». Так и мы тоже слезно умоляли повременить – не за самого батюшку переживали, а за себя, конечно, что теряем такого духовника.

2.jpg

Вот и по нашим молитвам, когда батюшка умирал, Матерь Божия три раза возвращала его назад – в эту юдоль, где есть и болезнь, и печаль, и воздыхание. А про тот мир он сам нам рассказывал: «Если бы вы только могли вкусить ту благодать и ту радость, которая там, на небе, уготована нам в раю, вы бы никогда не захотели вернуться сюда, на землю». Матерь Божия так из раза в раз трижды встречала его: «Возвращайся назад, ты нужен духовным чадам». «Я не хотел возвращаться, – вздыхал. – Если бы вы только почувствовали, что переживаешь в этот момент… Когда моя душа входила обратно в тело, как это мерзко и как это больно. Вы бы перестали молиться!»

В течение последних 5–7 лет жизни отцу Симеону не раз являлись Глинские старцы, увещевали: «Еще рано, потерпи».

3.jpeg

Знаю, в вашей книге «Достигайте любви» об ученике Глинских старцев архиепископе Алексии (Фролове) также есть свидетельство о том, как его наставники являлись ему и говорили: «Еще рано. Тебе надо пострадать». Вот и батюшка Симеон донес свой крест до конца. В одной из своих тяжелейших последних болезней, когда он уже оставлял земную жизнь, ему было открыто на небе такое живописное поле. Рядом лесочек – птички поют. Идет он по середине этой нивы, тихая такая дорога… А дальше – потрясающе изящные двух-трехэтажные дома, и они все красоты неописуемой. «И тут вдруг я вижу дом, который построен наполовину: первый этаж построен, а второй еще только возводится, – рассказывал батюшка. – Нужно еще окна-двери вставлять, крышу крыть...» И вот он там разговорился со старцами, сейчас они все уже прославлены – Глинские преподобные.

– А этот чей? – показывает на дом, что прямо на загляденье.

– Это такого-то старца, – отвечают.

– А это чье? Чего недостроенный? – удивился батюшка стройке, которая там, в той идиллии, была как-то некстати.

– А это твой.

– А почему недоделанный?

– Еще не достроили. Тебе еще рано. Как достроим – позовем.

Когда отец Симеон нам про это рассказывал, мы понимали, что еще не готовы потерять его. Нам надо было еще пройти с ним определенный путь, чтобы дальше уже самим идти по той стезе, что он нам открыл своей любовью.

Что нас утешало в последние дни старца и в час смертный

Когда отец Симеон в последние годы жизни болел и ему трудно было говорить или был без сознания, то ради его святых молитв многие, даже просто побывав в его келии, получали исцеления, разрешали свои вопросы. Все уходили утешенные, исцеленные не только телесно, но и главное – душою. Рядом с ним отлетало все ненужное, суетное, наносное. Человек становился самим собой и получал редкую возможность видеть себя как бы со стороны таким, каков он есть. Каждый сам ощущал свои грехи и невольно приходил к искреннему раскаянию. Говорят, покаяние – это увидеть себя в свете Божией любви и раскаяться. От того-то покаяние и бывает со слезами, что боль сердечная выплескивается так: да, вот же каким я призван быть, каким видит меня Господь, а я что с собою делаю?.. Удивительно, но даже когда батюшка был без сознания, в сердце своем каждый из нас, его чад или просто тех, кто оказался рядом с ним, слышал его проповедь.

4.jpg
Отец Симеон с владыкой Исидором и духовными чадами

В 2010 году старец Симеон почил о Господе. А сколько он до этого лежал без сознания… Я был на послушании у владыки и не мог постоянно находиться рядом с любимым батюшкой. Когда я приехал и увидел его уже при последней его болезни, то бы поражен: поначалу мне показалось, что я не увидел всем нам знакомого, располневшего из-за диабета старца. На постели лежал будто ребенок: он был раз в пять меньше. Если по-человечески воспринимать, смотреть было тяжело, прямо до слез. Но душою ты понимал, что видишь ангела. Он не мог открыть глаз и не мог уже говорить. Все привычные нам в земном измерении способы контакта обрывались. Я подошел к кроватке, взял батюшку за руку, и он ответно взял меня за руку, и так душами мы собеседовали.

Когда он почил, старческое лицо его стало почти юным – благообразным, чистым, светлым. Все, кто к нему, усопшему, подходил, пока еще лицо не скрыли, как это принято во гробе у духовенства, у монашествующих, сразу же стали почитать батюшку за святого. Мы, близкие, и раньше в этом не сомневались, но так Господь удостоверил и тех, кто впервые хотя бы вот так, уже проститься приехал к старцу.

Помню, вроде бы смотришь на духовника на смертном одре и плачешь: это же уже расставание… А с другой стороны, в сердце всё явственнее сияет Свет Христова Воскресения. Именно через эту Свою икону Господь нас и отправил к отцу Симеону, и потом этот образ являлся в его келии (см. 1 часть воспоминаний. – Прим.).

Преподобный Серафим Саровский встречал всех словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Вот и нас батюшка подготовил к такому восприятию, даже своего смертного часа. Благодать у гроба была столь обильной, что мы внутренним взором все видели Христа Спасителя, к Которому наш старец, наконец, освобожденный от боли, уже пасхальными «веселыми ногами» идет. Мы верили, что в сердце своем он понесет и всех нас до Царствия Небесного. И это нас утешало.

«Он всех покрывал любовью»

Старец всем нам желал именно спасения. Это самое необходимое. Его письма, которые он отправлял своим чадам на все великие праздники, почти всегда начинались призывом: «Спасайся!» И заканчивались: «Желаю тебе душевного спасения» и «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»

Старец всем нам желал именно спасения

Спасение души есть ни что иное, как очищение ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, приготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия. Обрисовывая таким образом этот высший ориентир чаяний и стремлений человека, батюшка призывал всех нас «шествовать неуклонно к цели Царствия Христова». Указывая на необходимость усилий со стороны человека в деле спасения, основное внимание все же обращал на действие Божественной благодати. Главное – ей не мешать! Часто повторял: «Ты нудишься ко спасению, нужницы и получают оное. Главное во спасении человека есть деятельное исполнение заповедей Божиих. Везде и во всяком деле есть труд. Но особенно трудно в деле нашего спасения».

5.jpg
Отец Симеон на Пасху

Отец Симеон призывал духовных чад: «Трудитесь, чтобы шествовали по узкому и тернистому пути». Неоднократно приводил изречение одного из Киево-Печерских подвижников: «Аще ты постник если и без сна пребываешь, но укоризны не перенес, то не узришь спасения». Или преподобного Иоанна Лествичника цитировал: «Укоризны пейте как воду».

О самом батюшке можно привести слова, некогда сказанные об авве Макарии Великом: «Он всех покрывал любовью». Примером всей своей жизни старец учил нас, что мир Христов находится очень близко, его можно обрести через веру, добродетельную жизнь и Православную Церковь с ее таинствами.

Наш авва весь как бы растворялся в молитве. Молитва переносила его в неземной мир, делала небожителем, причастником уже в этой жизни того преображенного бытия, рая. Порой от одного взгляда на ангелоподобный лик старца у человека происходил в душе нравственный переворот. Сердца чад отца Симеона горели, как это сказано в Евангелии (см.: Лк. 24: 32), даже тогда, когда мы еще только ехали к старцу.

Все мы едины, а Христос – глава. Едино тело, тело Христово. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27), – в устах батюшки апостольские слова становились особенно достоверны, он открывал их тебе как данность, в этот момент явственно переживаемую тобой.

«Мы все едины, потому что Бог – наш отец и Он – везде! Когда мы живем этим, мы внутри Церкви! В этом и заключается пожелание Господне о всех членах Церкви в Его первосвященнической молитве: "Да будут все едино" (Ин. 17: 21). Это можно понять только посредством благодати. Мы переживаем радость единства, любви и становимся едино со всеми. Нет ничего прекраснее этого!» – и сейчас дух захватывает от его слов.

Цель нашей жизни – соединение с Богом

Продолжу цитировать наставления батюшки: «Глава Церкви – Христос, а тело – мы, люди, христиане. Апостол Павел пишет: "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1:18). Церковь и Христос – это одно целое. Тело не может существовать без своей головы. Тело Церкви питается, освящается и живет Христом. Он – Господь всесильный, всеведущий, везде присутствующий и все исполняющий, наше утверждение, наш Друг, наш Брат! Он – Альфа и Омега, начало и конец, основа, всё! Без Христа не существует Церкви, да и всего мира! Жених – Христос, невеста – каждая душа. Христос соединил тело Церкви с небом и землей, с ангелами, людьми и со всем творением, со всею тварью Божией. Церковь таким образом стала "полнотой Наполняющего все во всем" (Еф. 1: 23). Все мы во Христе и со Христом. Это – таинство Церкви. Христос является в единстве между нами, в Своей любви. Церковь – это не я один, мое эго, а все мы вместе со Христом».

6.jpeg
Отец Симеон в гостях у владыки Михея в Толгском монастыре

Или вот еще: о следовании за Христом. «Нам необходимо задуматься о серьезных проблемах, с которыми встречается в современном мире христианин. Как найти истинный Путь – "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6), – говорит Господь, – и как удержаться на этом истинном пути среди окружающих нас миражей? Как не покривить душой и не предать высокие идеалы христианства – заповеди Божии? А главное – как сохранить мудрость в своей личной вере, не позволить ей выродиться в мрачное суеверие или в ярко раскрашенный лубок, бессмысленный и бесполезный? Цель нашей жизни – соединение с Богом. Предательство человеком Бога в раю опустило человека на землю, и возвращение блудного сына назад лежит через Голгофу, через прощение и веру. Прощения стоит искать и добиваться всеми силами своей души. Именно прощение устраивает нам свидание с Богом, милующим и любящим Отцом, а не грозным Судией. "Прощайте, и прощены будете" (Лк. 6: 37) – через нас, прощающих друг друга, Божие прощение приходит в мир».

***

Книгу о схиархимандрите Симеоне (Нестеренко) «Чудо – дело тихое» (автор Александр Богатырёв) можно купить в магазине «Сретение».

Протоиерей Анатолий Старцев 

Подготовила Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить