Отцы шести Вселенских Соборов

Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Отцы шести Вселенских Соборов. Проповедь игумена Павла (Полукова), 31 июля 2022 г. (Продолжительность 0:10:54 мин, размер 14,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, мы чтим память отцов шести Вселенских Соборов. Если первые шесть Вселенских Соборов были посвящены триадологии, то есть вопросу о взаимоотношениях Святой Троицы, и христологии, науке об Иисусе Христе, то VII Вселенский Собор был посвящен иконопочитанию.

Общее количество отцов, которых мы сегодня вспоминаем, – 1623. Конечно, не сама цифра имеет большое значение, большее значение имеет время. Время первых веков христианства, которое характеризовалось особым напряжением богословской мысли, молитвой, подвигом, тем, что христианство становилось жизнью для большого количества людей. И каждый Вселенский Собор – это ответ Церкви, как бы мы сказали сегодняшним языком, на вызовы, ответ на кризисные моменты в ее истории, когда учение Церкви могло быть искажено, могло быть не сохранено в том значении, в котором оно дано нам Господом Иисусом Христом и о котором говорит Святое Евангелие. 

Каждый Вселенский Собор – это ответ Церкви на вызовы, на кризисные моменты в ее истории

И действительно, это время, эти люди, эти великие события очень непростые, ведь для большинства современных людей понятие догмата – это что-то, имеющее скорее отрицательную характеристику. Догмат – это то, что в понятии многих людей давит, а не дает свободы, не дает места живой мысли. 

Но, во-первых, так как принимались догматы, напряженная духовноаскетическая работа отцов привела к тому, что появились эти определения. И некоторая неизменность, наоборот, может быть положительной характеристикой того, что определение верно и нет смысла его изменять, потому что Бог неизменен. Некоторые ограничения, которые современным человеком тоже чаще всего воспринимаются с некоторым негативным оттенком, наоборот будут являться чем-то спасительным. Ведь не зря, например, ограничивают скорость транспортных средств на определенных участках дороги – это связано с безопасностью движения. То же самое это касается и догматики.

Догматика – это верстовые столбы, которые показывают направление, в котором должна действовать живая мысль

Догматика – это живая мысль, это верстовые столбы, как сказал ученый Антон Карташев в своей книге, которые показывают направление, в котором эта живая мысль должна действовать. И понятно, что догматика, символизм всегда существовали в Церкви. Мы знаем, что древний знак христиан – рыба, который они оставили в катакомбах II–III веков, по-гречески, по первым буквам, означает «Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель». Еще до эпохи Вселенских Соборов первые христиане оставили нам этот догмат, этот символ веры.

Благодаря Вселенским Соборам мы имеем и некоторые правила Церкви, например, Никео-Цареградский Символ веры, который мы читаем каждый день в нашей домашней молитве, который поется всем храмом на Божественной литургии. И действительно, это такие вещи, которым стоит придавать большое и серьезное значение.

По законам физики литр воды весит один килограмм – и спорить с этим, наверное, сложно. У Бога есть определения: Бог есть Дух, Бог есть любовь, но некоторые моменты нужно было облечь в слова. Веру древних христиан, даже не веру, а их знания понадобилось в ответ на эти вызовы облечь в какие-то формулировки, слова и символы. И святые отцы шести Вселенских Соборов, память которых мы празднуем, блестяще справились с этим. И не только силой мысли, но и силой подвига. Единственный, как бы сейчас сказали, орган принятия решений в Церкви – это Собор епископов. Собор (по-гречески это называется «Синод») – это такое собрание, которое действительно силой Духа Святаго. Несмотря на разность мнений, несмотря на противление государственной власти, несмотря порой даже на то, что были времена, когда в православии оставались единицы епископов, – православие побеждало. 

2.jpg

Для нас, братья и сестры, еще большое значение имеет изучение трудов этих отцов Церкви. Мы знаем, что участниками Соборов были такие почитаемые народом епископы, как Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, великие учители Церкви, которых называют умами богословской мысли, золотым веком, – Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский. 

Что для нас еще важно? Для нас важно обратиться к трудам этих светильников Церкви.

В нашей Сретенской духовной академии есть аудитория, которая называется «Литература», и в этой аудитории, не очень большой, на стенах висят портреты писателей, русских и зарубежных классиков, самых разных, которые узнаваемы, но в их числе есть и Иоанн Златоуст, и Косма Маюмский, и Иоанн Дамаскин. И если каждый образованный человек стремится прочитать какие-то знаковые произведения русских или западных классиков, то почему мы, православные люди, не стремимся прочитать этих классиков христианства? Василия Великого, например, его «Шестоднев». Много трудов Иоанна Златоуста, других писателей.

Давайте, братья и сестры, больше обращаться к ним. Для чего это еще нужно? Для чего почитание отцов Церкви? Вы знаете, как большинство сейчас в мире говорит? «Главное – не догматика, главное – не законы. Главное – нравственность», – вообще само понятие духовности подменяется нравственностью. «Бог один, а веры разные», – и ведь будет в конце так, как сказано в Апокалипсисе: антихрист воцарится тогда, когда будет единая религия, а это станет возможным, когда мы перестанем придавать значение тому, что мы называем догматами, – учению нашей христианской Православной Церкви. И уже сейчас для большинства всё равно. «Главное, чтобы человек был хороший», – часто говорят. Убереги Бог нас от такого мнения. Дай Бог нам знать свою веру, знать наше учение и придерживаться его по молитвам святых отцов шести Вселенских соборов. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить