Румынский патерик. Архимандрит Клеопа (Илие). Часть 1

Превью.jpg
Архимандрит Клеопа (Илие)

Жизнь

Достопамятный архимандрит Клеопа (Илие) родился в селе Сулица уезда Ботошань и был пятым из десяти детей. Родители его, Александр и Анна, были крестьянами и вели благочестивую христианскую жизнь.

Окончив семь классов школы, Константин, которому предстояло стать архимандритом Клеопой, вместе со старшими братьями Василием и Георгием пас отцовских овец в окрестностях ближайшего от них скита Козанча. Неподалеку от скита несколько лет подвизался схимонах Паисий, именуемый Отшельником, который и стал их духовным отцом. 

В 1929 году трое братьев, Василий, Георгий и Константин, поступили в скит Сихастрия Нямецкого уезда, которым управлял именитый афонский игумен иеросхимонах Иоанникий (Морой). В 1931–1933 годы братья послушника Константина в расцвете сил переселились ко Господу, и он остался в Сихастрии один. В 1935–1936 годы Константин исполнил свой воинский долг в уездном городе Ботошань, после чего 2 августа 1937 года был пострижен настоятелем скита в монашество с наречением имени Клеопа.

После пострига отец Клеопа продолжил свое послушание, пас скитских овец. Около десяти лет нес он это пастушеское послушание, а летом 1942 года был избран скитской братией в заместители старого игумена, который тяжело заболел.

5 сентября 1944 года старый игумен отошел ко Господу, после чего 27 декабря 1944 года отец Клеопа был рукоположен в иеродиакона, а 23 января 1945 года в Нямецком монастыре – в иеромонаха и наречен игуменом скита Сихастрия, который и возглавлял в течение пяти лет.

30 июня 1947 года по Патриаршему декрету скит Сихастрия, который значительно расцвел духовно и насчитывал уже более 70 насельников, был возведен в ранг монастыря, а протосингел Клеопа рукоположен в архимандрита.

В 1948 году отец Клеопа удалился на безмолвие в Нямецкие горы, где провел около года, а 30 августа 1949 года вместе с 30 сихастрийскими монахами и послушниками был переведен в монастырь Слатина Сучавского уезда для его возрождения и управлял им до 1956 года. В течение двух лет, в 1953–1954 годы, отец Клеопа нес подвиг отшельничества в горах Рарэу вместе с иеромонахом Арсением (Папачоком).

Летом 1956 года архимандрит Клеопа возвратился в родной монастырь Сихастрия и нес послушание духовника. А через три года, с началом великого гонения на румынское монашество 1959–1964 годов, снова скрылся в Нямецких горах.

С осени 1964 года и до конца жизни отец Клеопа служил в храме и был главным духовником монастыря Сихастрия.

2 декабря 1998 года архимандрит Клеопа предал свою душу в руки Христовы, оплакиваемый учениками и множеством народа, безгранично ценившим и любившим его.

Дела и изречения

1. Когда 10 апреля 1912 года родился младенец Константин, его мать с горечью обнаружила, что он ничего не ест. Тогда она поспешила с ним в ближайший скит Козанча к знаменитому духовнику Конону (Гаврилеску), чтобы он прочел над ним молитвы о здравии.

– Отче, что мне делать с этим младенцем? Боюсь, как мы не умер!

– А ты знаешь, что сделай? Принеси его в дар Матери Божией!

– Как же его принести в дар Матери Божией?

– Возьми свечку и полотенце, положи на него младенца перед иконой Пресвятой Богородицы, положи три земных поклона и скажи так: «Матерь Божия, приношу Тебе в дар этого ребенка моего, который болен. Делай с ним, что знаешь!»

Мать так и сделала, и с тех пор младенец Константин пошел на поправку и больше никогда в жизни не был болен к смерти.

10.jpg
Скит Козанча

2. Юный Константин с детства был избран Богом на служение Ему. Каждое воскресенье он вместе с родителями ходил в церковь, дома с братьями наперегонки бил земные поклоны сотнями, строго постился и выучил наизусть много молитв, в том числе весь акафист Благовещению, который с тех пор неотступно вычитывал каждый день всю жизнь в честь и славу Пресвятой Богородицы. Летом вместе с братьями пас овец возле скита Козанча, неподалеку от отшельника Паисия, который наставлял и благословлял их.

Юный Константин с детства был избран Богом на служение Ему
2.jpg
Иеросхимонах Паисий (Олару)

3. Три брата, решив поступить в скит Сихастрия, где подвизался славный игумен Иоанникий, сначала пошли за благословением к схимонаху Паисию, своему наставнику, подвизавшемуся в скиту Козанча. Когда вернулись, родители стали просить их побыть еще немного дома. Но они, укрепляемые благодатью Духа Святого, запели в ответ акафист Спасителю: «Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписуем Ти!..» Тогда родители, глядя на их рвение, заплакали и отпустили в монастырь.

4. Мать безутешно плакала о своих деточках, ушедших в монастырь. А супруг ее, Александр, говорил: «Да будет тебе, женщина, пусть уходят в монастырь! Вот почему нам с тобой не хватило ума, когда мы были такими же, как они? А сейчас не сегодня-завтра отойдем ко Господу, и что мы видели в своей жизни?»

5. Осенью 1930 года братья Василий и Константин по послушанию пасли монастырских овец в горах Сихлы. И вот однажды после обеда идет по горной тропинке святой епископ по имени Иоанн, он бежал из России около 1920 года и был известен чудотворениями. Епископ, немного передохнув и благословив братьев-пастухов, передал своему диакону, владевшему румынским, чтобы он сказал брату Константину:

– Скажи брату Василию, чтобы он готовился, ибо ему предлежит длинный путь!

Но брат Константин, не понимая, что хочет этим сказать епископ, облобызал ему десницу и пошел за овцами. А спустя шесть месяцев его самый старший брат, Василий, переселился ко Господу, и так пророчество епископа Иоанна исполнилось.

6. После кончины брата Василия отец Клеопа 40 дней каждый день вычитывал по нему всю Псалтирь, чтобы известиться, где сейчас его душа. И когда исполнилось 40 дней после кончины, был батюшке сон. Будто открылась могила его брата, располагавшаяся по правую руку от алтаря (на самом деле он, как все, был похоронен на монастырском кладбище), крышка гроба отодвинулась в сторону, и из святого алтаря на могилу его брата побежал по трубе поток воды чистой, как кристалл. И от текущей воды той брат Василий стал светлеть всё больше и больше, и лицо его ярко просияло. Потом он проснулся, словно ото сна, и говорит: «Брат, омыеши мя, и паче снега убелюся!» После этого отец Клеопа пошел к игумену скита пересказать ему свой сон, боясь, как бы это не оказалось диавольским прельщением. На что отец Иоанникий сказал ему: «Ты видал, парень? Исполнилось 40 дней. А какой великий подвиг он нес! Знал наизусть столько акафистов и всю Псалтирь! Умер мучеником на послушании; до последнего вздоха думал о монастырских овцах. И ты видел, откуда проистекает избавление и источник? Из святого алтаря! Ибо та вода, которую ты видел, олицетворяет Литургии, которые служились по нему 40 дней. И благодаря церковным Литургиям да тому, сколько добрых дел сделал он, Бог его омыл и убелил. Сон этот не был от бесов, это Бог показал тебе, что молитвы Церкви и Литургии его убелили».

3.jpg
Протосингел Иоанникий (Морой)

7. После отшествия и второго своего брата ко Господу отец Клеопа сильно скорбел о столь безвременной кончине братьев. Он со слезами молил Бога открыть ему, где сейчас их души. И однажды вечером увидел во сне, будто встречается с братьями Василием и Герасимом и покойными сестрами в дивном саду, где было полно цветов и благоухания, деревья усыпаны плодами, а птицы небесные воспевали хваления Богу. Всю ночь они прохаживались по райскому саду, в великой радости духовной воспевая песнопения. Наконец братья с ним попрощались и, пообещав, что будут молиться о нем, чтобы им снова быть вместе, увещали его оказывать послушание и непрестанно молиться, ибо спустя некоторое время он станет духовным наставником, а потом приложится к ним. Затем удалились, ликуя в радости, а батюшка пробудился от глубокого сна. Было 5 часов утра.

8. Через 10 лет пастушеского послушания отца Клеопы летом 1942 года монахи братства Сихастрии поднялись в гору к его овчарне и говорят ему:

– Отец Клеопа, обитель наша сожжена пожаром, старец прикован тяжелой болезнью к одру, и скит возглавить некому. Мы просим тебя: спускайся к нам и управь все послушания в скиту, ибо тебе будет помогать Матерь Божия!

«Спускайся к нам и управь все послушания в скиту, ибо тебе будет помогать Матерь Божия!»

Тогда отец Клеопа ответил им:

– Если на то есть воля Божия, я окажу послушание. Только позвольте мне сначала испросить совета у моего отца, отшельника Паисия из Козанчи.

Когда он написал ему, старец ответил: «Отец Клеопа, если братство выбрало тебя, окажи послушание. Но только не радуйся, когда тебя сделают настоятелем, и не скорби, когда снимут с настоятельства. Побольше молись и полагайся на волю Божию».

Так отец Клеопа в 1942 году стал игуменом скита Сихастрия.

4.jpg
Архимандрит Клеопа (Илие) на монастырской овчарне вспоминает годы молодости

9. Позднее, когда отец Клеопа ехал на телеге на скитские виноградники в предместьях города Бухуш, навстречу ему вышла местная верующая, держа в руках комплект священнических облачений, Служебник и посох, и говорит:

– Отче, у меня в доме остались эти облачения, книга и посох от одного военного священника. Прошу вас, заберите их в монастырь, может, они пригодятся вам, а то мы боимся держать их в доме.

– Хорошо, сестра, – ответил ей батюшка. – Заберем их в монастырь.

Эти три дара скитские монахи расценили как знак того, что монах Клеопа скоро примет священство, будет хорошо управлять братством и учить всех пути спасения.

Действительно, через 3 месяца, 27 декабря 1944 года, отец Клеопа принял рукоположение во иеродиакона, а 23 января 1945-го был рукоположен во иеромонаха и духовника и наречен настоятелем скита Сихастрия.

5.jpg
Монастырь Сихастрия, храм Рождества Богородицы, 1824 г.

10. В 1943 году родитель батюшки Клеопы отошел ко Господу, но он не поехал на похороны.

– Почему тебя не было на похоронах отца? – спрашивала мать впоследствии.

– Я пришел в монастырь, и у меня нет больше отца и матери. Отец у меня Бог, а мать – Пресвятая Богородица!

– А я что, не твоя мать? – спросила старушка, заплакав.

– Приходи в монастырь, и тогда будешь моей матерью! – ответил ей отец Клеопа.

Впоследствии старица, оставшись в селе одна, решила тоже уйти в монастырь и служить Христу. Осенью 1946 года отец Клеопа привез ее в монастырь Агапия Веке, где она была пострижена с наречением имени Агафия и подвизалась 22 года. Затем, благоугодив Богу, предала свою душу в руки Христовы летом 1968 года.

11. Осенью 1947 года, когда отец Клеопа отправился в Бухарест, чтобы купить священные сосуды для новой часовни, вечером его пригласили к университетскому профессору Александру Миронеску, где собралось много народу, в основном священников и интеллигенция, и каждый произносил речь духовного содержания.

Когда заговорил отец Клеопа, икона Пресвятой Богородицы, висевшая на стене, стала сама собой раскачиваться, издавая звуки, напоминающие арфу. Момент был очень впечатляющим, невиданным доселе, так что все были поражены и стали воздавать хвалу Богу и Матери Божией, восклицая в слезах: «О чудо! О чудо Матери Божией!» Затем обратились к нему: «Отец Клеопа, моли Бога о нас!»

Когда заговорил отец Клеопа, икона Пресвятой Богородицы, висевшая на стене, стала сама собой раскачиваться, издавая звуки, напоминающие арфу

12. Отец Клеопа с несколькими отшельниками, обитавшими в горах Сихлы и Сихастрии, знали, что в этих местах кроме наших пустынников подвизается и один великий русский исихаст, а именно епископ Иоанн, чудотворец. Этот святой наших дней бежал в эти края из-за войны и атеистического террора, развязанного в России, и обитал в окрестных Нямецких горах. Но никому не был известен ни его подвиг, ни местонахождение землянки. Он был преисполнен благодати Духа Святого, так что иногда являлся людям воочию, а в другой раз, подобно древним святым, его никто не мог увидеть, даже если проходил под боком. Блаженный епископ сам говорил об этом, но не всем, а только своему духовнику иеросхимонаху Вассиану из Сихлы († 1955) и духовнику Феодулу (Варзаре) из монастыря Агапия († 1981).

13. Однажды, встретившись в лесу с духовником отцом Феодулом на месте, именуемом Поляной Трапезы, святой епископ Иоанн говорит ему:

– Знаю, что идешь исповедоваться к отцу Клеопе, но его сегодня нет в Сихастрии, его вызвали в Нямецкий монастырь на совет. Возвращайся назад в Агапию и приходи в другой день!

– А когда же мне прийти, преподобный?

– Не заботься об этом, ибо Бог попечется обо всем!

6.jpg
Протосингел Феодул (Варзаре; 1899–1981)

14. В другой раз отец Феодул снова шел к отцу Клеопе на исповедь, и словно по какому-то чуду святой епископ Иоанн, будучи прозорлив, опять поджидал его на опушке леса. Потом говорит ему:

– Отец Клеопа сейчас в монастыре, можешь идти на Святую Исповедь. Я тоже часто прихожу в Сихастрию на Святую Литургию, но меня никто не видит, по благодати Христовой.

15. После войны в лесах пряталось много злодеев, они то и дело совершали набеги на монастыри. Сихастрию грабили несколько раз, так что отец Клеопа, настоятель, уже и не знал, что делать. Тогда он попросил совета у святого епископа Валерия из Нямецкого монастыря. А кроткий епископ сказал ему:

11.jpg
Епископ Валерий (Моглан; 1878–1949)

– Отец Клеопа, знаешь, что вам надо сделать? Служите всенощное бдение Покрову Пресвятой Богородицы в каждую среду вечером и читайте Неусыпаемую Псалтирь по два часа, когда нет богослужения, все по очереди, от настоятеля до последнего послушника. Если будете так делать, Матерь Божия прогонит этих злодеев, сохранит вас от всякого зла и благословит всем, в чем вы нуждаетесь, а монастырь Сихастрия будет защищен от всякой опасности.

Действительно, как только стали круглосуточно читать Псалтирь и служить бдение Покрову Пресвятой Богородицы, воров сразу же не стало в лесах, их переловили, и монастырь Сихастрия, покрываемый омофором Пресвятой Богородицы, был избавлен от опасностей.

16. Летом того же 1947 года монастырские овцы, по действию вражию, переполошились среди ночи, разбежались и затерялась в горах Сихлы почти все. Братия тщетно искали их, ибо не нашли. Через 10 дней сообщили о пропаже овец отцу Клеопе. Тогда он вместе с братьями направился в храм, все стали молиться Матери Божией о потерявшихся овцах, положили по три земных поклона и отправились в горы искать их. И по милости Божией и молитвам Пресвятой Богородицы отыскали их все, не пропала ни одна. Вернувшись в монастырь, все возблагодарили Матерью Божию за то, что нашли пропавших овец, по молитвам отца Клеопы.

17. Осенью 1947 года отец Клеопа исповедовал народ днем и ночью, так что ему и поесть было некогда. Однажды ночью приходит к нему отчаявшаяся женщина и говорит в слезах:

– Отче, я жду здесь уже шесть часов и хочу исповедаться, потому что на душе у меня очень тяжкие грехи.

– Женщина, я устал. Прошу тебя, приходи утром.

– Отче, если не примешь меня сейчас же на исповедь, я пойду и наложу на себя руки. Смотри, у меня и веревка припасена! Я совершила очень большие грехи и умертвила много детей. Прими меня, я не могу больше терпеть!

Тогда отец Клеопа принял ее на исповедь, ободрил, дал надежду на спасение и разрешил от тяжких грехов. На другой день женщина приняла великую агиасму и возвратилась в свой дом спокойная и умиротворенная.

18. Весной 1948 года отец Клеопа произнес замечательную проповедь, посвященную святым царям Константину и Елене. Проповедь привела местные власти в негодование, и его решили посадить за решетку. Но батюшка в ту же ночь удалился в Сихлские горы и подвизался там один в течение шести месяцев, претерпевая много искушений от бесов. Ибо они то ужасали его призраками, то изводили скорбью, то искушали страхованиями и кошмарными снами. Но он, благодатию Христовой и молитвами Пресвятой Богородицы, всё препобедил.

19. Однажды, когда закончились Святые и Пречистые Таины, которые он всегда носил на груди у сердца, отец Клеопа приготовился служить Божественную литургию. Но некому было петь за Святой Литургией, и Бог вместо певчих послал ему стаю дивных птичек, каких он никогда в жизни не видел. И пели эти птички так красиво, что отец Клеопа изумился их голосу и понял, что Бог послал их, чтобы они вместе с ним славили Христа Бога. После того как он причастился и Святая Литургия закончилась, эти странные птицы улетели в лесные дебри, и он их больше не видел.
Некому было петь за Святой Литургией, и Бог вместо певчих послал ему стаю дивных птичек

20. Через полгода, осенью 1948 года, архимандрит Клеопа вернулся в монастырь. А летом 1949-го вместе с тридцатью монахами из Сихастрии был послан Патриархом Иустинианом в запустевший монастырь Слатина, чтобы возродить в нем духовную жизнь. Его перевод и сокращение монастырского братства почти наполовину обернулось для Сихастрии немалой скорбью. Зато монастырь Слатина, управляемый отцом Клеопой, в несколько лет стал, по благодати Христовой, самым примерным монастырем в Румынии.

8.jpg
Патриарх Румынии Иустиниан (Марина; 1901–1977)

21. Летом 1951 года Патриарх Иустиниан хотел перевести отца Клеопу вместе с сорока монахами в Нямецкий монастырь, чтобы устроить там самую крупную лавру румынского монашества. Но архимандрит Клеопа тяготел к безмолвию и молитве и никому не хотел доставлять беспокойства. Поэтому заперся тайком в своей келии, предался полному посту и в течение недели слезно молился Матери Божией, чтобы Она избавила его от этого тяжкого испытания.

Бог услышал его молитву, и на следующую ночь, когда он молился, Матерь Божия заговорила с ним с иконы и сказала:

– Не беспокойся о волнениях в Нямецком монастыре, ибо Я утолю их. Только не надо сомневаться.

Ибо один помысл говорил ему, чтобы шел в Нямецкий монастырь, другой – чтобы не шел. И на другой день после Святой Литургии отец Клеопа получил из Патриархии извещение, что надо оставаться на месте.

22. Местные власти, видя, что в монастырь Слатина стали во множестве ходить верующие, нагрянули среди ночи и арестовали нескольких монахов. Тогда отец Клеопа вместе со своим учеником иеромонахом Арсением (Папачоком) во второй раз ушел в горы, на сей раз неподалеку от скита Рарэу, и они подвизались там 2 года и 4 месяца, претерпевая множество невзгод, страданий, голод, гонения и искушения от бесов.

Летом 1954 года Патриарх Иустиниан, по воле Божией, добился от властей снятия с отцов Клеопы и Арсения подозрений, с тем чтобы поручить им объезжать монастыри и проводить повсюду миссионерскую работу, что весьма обрадовало всех[1].


[1] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

(Продолжение следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Купить книгу «Ценность души» архимандрит Клеопы (Илие)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить