50+1 слово духовной науки. Часть 3

Жизнь в Духе

(Продолжение. Начало см.: Часть 2. Сила Православия)

20. Будем внимать слову Писания, слову молитвы, ибо в нем сокрыт источник жизни. Он сокрыт, но открывается – в той мере, в какой мы этого хотим и в какой развиваемся. Слово – одно из имен Бога. Он называется Сыном, но Он и Слово Божие, и поэтому, как с давних пор говорил отец Софроний [Сахаров], слово имеет метафизические корни, то есть оно не какой-нибудь «произвольный шум», благодаря которому я могу что-то сказать, а вы можете понять мою мысль. Слово происходит из Божественных энергий. Словом Бог сотворил небо и землю. Бог сказал: «Да будет», – и стало. Слово – это творческая энергия, энергия, становящаяся опасной, смертельной, когда ею злоупотребляют. Но с позитивной стороны слово – это энергия приобщения, причащения.

Слово – это энергия, которая очищает, освящает, и через эти энергии мы входим в творческую энергию Бога

Человек черпает силу слова именно в молитве, причащаясь мыслей Бога или мыслей Божественных, опыта, пережитого до нас другими, самыми просвещенными в Церкви душами. Таким образом, в молитве слово начинает обретать свою истинную силу, и в молитве слово является взаимоприобщением Бога и человека.

Так что к слову надо относиться серьезно, то есть перейти в нем с уровня информирования на уровень приобщения, опыта. Например, газета в целом выдает информацию. А когда влюбленные говорят друг другу: «Я люблю тебя», это уже не просто информация: они друг друга причащаются. Они переживают слово на том уровне, на каком им нравится его слышать и говорить. Это духовный уровень слова.

Абсолютно необходимо, чтобы и мы переступили через информационный уровень слова и поднялись на уровень причащения, молитвы в слушании Священных Писаний, в коммуникации друг с другом, поскольку тогда мы действительно входим в причащение, в святое причащение, может, еще не Тела и Крови Христовых, но Христа, Слова Божия.

Вы видите, что и Святая Литургия составлена таким образом, что ее кульминацией вначале является причащение слову (поэтому совершается вход со Святым Евангелием), а затем, во второй части Литургии, – причащение Тела и Крови Христовых. Святая Литургия напоминает нам и тот момент Тайной вечери, когда Господь, прежде чем причастить святых апостолов, сказал им, что они очищены словами, которые Он говорил им.

Слово – это энергия, которая очищает, освящает, упокаивает (я говорю о Слове Божием, а не о словах, которые мы употребляем в несвойственном им смысле), и через эти энергии мы входим в творческую энергию Бога. С очень многими людьми бывает, что они по многу раз слышат какие-нибудь слова в молитвах, песнопениях, Писании и не понимают их, а однажды вдруг, услышав их, просвещаются и начинают понимать их смысл. С этой минуты эти слова никогда уже не будут для них чуждыми, темными, как раньше. Люди с ними сдружились, причастились их, и те их изменили.

Отец Софроний говорил, что это тот миг, когда человек переживает Слово Божие как Свет. Это в точности как было в начале мира, когда Бог сказал: «Да будет свет!» – и был свет.

21. Первый шаг в духовной жизни – это согласие с обличением Духа: «Да, я человек грешный». Поэтому Церковь и дала нам, среди прочего, Таинство Исповеди. Движимые Богом Духом, мы тогда видим грех в себе и не прячем его, а идем, чтобы обличить себя в грехе перед духовником, и духовник разрешает нас властью, данной Господом священству. Но исповедоваться – не единственный способ жить в Духе, ведь мы в каждый миг пребываем в грехе, покуда Бог не оживит нас через Таинства Церкви и особенно через Таинство Причащения. Пока Бог не оживил нас Духом Своим, мы пребываем в смерти, живем в грехе.

Жизнь в Духе – это сознание, свойственное всем святым, а именно сознание того, что я грешен в каждый миг. Какой из святых нашей Церкви мог бы сказать: «Посмотрите на меня! Я для вас – образец святости»? Не говорили ли все святые: «Я грешник, самый великий грешник»? Они были уверены в этом, потому что святые жили в Духе, и Дух выявлял в их сердце грех, даже если они жили высокой жизнью, даже если совершали чудеса. И они принимали свидетельство Духа и признавали себя грешными перед священником и всяким человеком.

Жизнь в Духе – это сознание, свойственное всем святым, а именно сознание того, что я грешен в каждый миг

И мы всегда должны жить, принимая обличение Духа, обличение во грехе. Кто знает за собой, что грешен, тот, как говорят святые отцы, уже не видит греха ближнего, чтобы его судить. Если мы знаем, что грешны, то какой нам смысл интересоваться, что сделал ближний? Как можно осуждать брата своего, который грешит? Святые отцы говорят, что если мы судим, осуждаем ближнего и не каемся в этом грехе, то сами впадем в тот же грех. И я видел это несметное число раз. Если мы не каемся в грехе осуждения ближнего, то сами впадем в грех, за который его осуждали.

Я научился тому, что Бог, обличая меня во грехе, учит быть милостивым к ближнему. И я его больше не осуждаю, а молюсь о нем: «Господи, мы все – творение рук Твоих. Прости раба Твоего, совершающего грех, и не оставь нас во мраке». И так вместо того, чтобы осуждать, вместо того, чтобы наши души озлоблялись, мы начинаем, по действию Духа Святого, умиляться.

Это один аспект жизни в Духе, поскольку, милуя ближнего, мы становимся подобными Богу, Который милостив и от Которого ожидаем милости. И тогда в нас нисходит Дух, и Дух Святой молится в нас о всем народе Божием, отдаляющемся от Него, о всех людях, не ведающих Бога и погрязающих во грехе. Дух сойдет в душу того, кто милует ближнего вместо того, чтобы его осуждать, кто думает о нем с жалостью и молясь.

22. Что такое грех? Говорю вам по собственному горькому опыту: он ничто, он смерть. У него наружность красоты, жизни, удовольствия, глубины, мудрости – но это ложь! Этого пути греха можно избежать, как блудный сын, но его можно избежать и молитвой. Молитва – это слово; а слово – энергия, которой Бог сотворил всё, небо и землю. Слово – это великая тайна, и отец наш Софроний говорил, что корни у слова метафизические.

В глубинном смысле слово является не только информацией, но и приобщением. Как можно повторять одну и ту же Литургию (а некоторые священники – и каждый день), и чтобы нам это не надоедало, как некоторые нам ставят в укор, будто это то же самое, что смотреть одну и ту же театральную пьесу каждый день? Можно, потому что Литургия – это живое слово, а не спектакль. И слово обновляет и обновляется в человеке. Литургия – это живое слово, потому что она – Божественная энергия.

Даже на человеческом уровне существует энергия приобщения. Например, как я уже упоминал, в самом обычном для нашего мира случае, когда двое влюбленных говорят друг другу: «Я люблю тебя!», – один мог бы ответить: «Знаю, ты же говорил мне это уже 20 раз». Но это не информация, это приобщение. Им нравится слышать это слово. Благодаря ему они обновляются в своей дружбе, в своей близости. Но слово гораздо больше усиливается в молитве, когда мы обращаемся ко Господу на «Ты».

Церковь – это культура, не имеющая равных себе в истории, и она дала нам слова приобщения к Самому Безначальному, Который смиренно нисходит в наш ум, чтобы возвысить его к Своему безначальному уму.

Молитва – это слово приобщения, к которому мы должны быть очень внимательны. «Вонмем, – как говорится на Литургии. – Премудрость!» Это слово, которого нам нельзя упускать. Когда мы стоим в храме на богослужении или читаем утренние, вечерние или благодарственные молитвы по Святом Причащении, мы должны быть внимательными, чтобы они не превратились у нас в формальность. Ведь каждое слово – это жемчужина, обладающая такой ценой, какой нет у всего неба и земли.

23. Всё в храме, как и слово Божие, слово Христово, зовет нас из мира сего в вечность Божию. Весьма соблазняется человек на Западе, особенно на Западе, думаю, когда пытается сделать в Церкви человека более хорошим, пытается создать более справедливое общество, частенько забывая о том, что Церковь по существу ориентирована не на что иное, как на то, что последует после смерти. Потому что смерти нет, и человек не может умереть.

Принятие Духа Святого, молитва и всё, что дала нам Церковь, опыт Церкви, опыт живших прежде нас отцов наших – это сокровище молчания, нищеты в мире сем, я бы сказал: сокровище умирания миру сему, мало-помалу. Мы мало-помалу умираем не только по причине старения и иссякания: мы учимся умерщвлять себя миру сему. И речь тут не о смерти как таковой, а о стяжании иной жизни. Только в этой жизни мы можем стяжать иную жизнь. Поэтому Церковь осуждает самоубийство.

Но эта жизнь, особенно после грехопадения Адама, двояка в том смысле, что также ставит нам препятствия, воздвигает непроходимую стену между нами и жизнью вечной. Поэтому аскеза Церкви (и здесь я хотел бы ответить и на другой вопрос, касающийся аскезы, а именно: содействует ли она нам в богопознании) существует для того, чтобы мало-помалу отучить нас от мира сего по мере того, как, отучаясь от него, мы приучаемся к миру иному.

Аскеза существует для того, чтобы отучить нас от мира сего, ибо так мы приучаемся к миру иному

Отдаляясь от мира сего, мы входим в опыты таинственные, опыты сердца, принадлежащие миру иному. Эти моменты не психологические; мы, конечно, переживаем их в сердце, переживаем как умиление, смирение, как самые разные чувства, которые можно спутать с психологией, но в действительности они являются духовными переживаниями, вводящими нас в жизнь Святой Троицы.

В наши бурные дни очень трудно отвергнуться мира, в котором живешь, потому что вся культура безмолвия, исихии, в которой мы силимся услышать слово Божие и тайну душ наших, – это слово без слов, без гласа; Дух говорит безгласно в сердце человека. Но мы не можем расслышать этого в суматохе своей жизни, потому что приходится делать всё второпях, нам всё надо было закончить еще до того, как мы к этому приступили. И все же отец Софроний говорит, что не бывает условий и не может быть условий, в которых слово Божие не было бы действенно и, я бы сказал, не в силах было бы спасти. Не бывает и не может быть условий, которые препятствовали бы спасению, переживанию слова Божия. И здесь я хотел бы сказать две вещи.

Если мы можем так устроить свою жизнь, чтобы больше времени уделять молитве, прилагать больше усилий, – то, конечно же, я за это. Но не знаю, как вам об этом говорить, поскольку у всех вас жизнь разная, мне неизвестная. Она неизвестна мне потому, что мы на Западе живем хуже, чем вы здесь. Запад хлынет и сюда, и очень боюсь, что и вы здесь увидите, каково там.

Запад уже не чувствует ничего. Время проходит, и молодые люди спрашивают себя: «А куда девается это время? Почему оно уходит так быстро?» Я думаю, это и есть те дни, о которых Христос говорил, что они сократятся. Греческое слово «сократятся» (εκολοβώθησαν) на самом деле следовало бы перевести как «стать карликом». Дни стали карликами, но, если постараться, мы можем отказаться от некоторых элементов своей жизни, вспомнив погребальное слово, которое гласит, что всё суета, не остающаяся после смерти.

Между тем, если спросить себя: «А что останется после смерти?», мы ответим: «Я и то, что я есть». Если я стал любовью, то всё остальное – это только приготовления, остающиеся в мире сем.

Если же мы не можем выделить достаточного времени для молитвы, приложить достаточных усилий, то у нас остаются еще и другие возможности. Вот одна из них.

Крест – это наибольшее проклятие, наказание самое ужасное, самое унизительное, предназначенное для самых лютых беззаконников. Между тем Бог, по милости Своей, взял на Себя это проклятие и превратил его в самую высокую честь, ибо Крест есть знамение Сына Человеческого; он знамение благословения, непобедимое оружие против диавола. Почему же непобедимое? Потому что было оружием диавола. Диавол говорит: «Если не будешь делать, как я говорю, буду тебя мучить и умерщвлю».

Мучение и смерть – это крест, который Бог сделал нашим спасительным оружием. Он потому непобедим, что сначала был оружием лукавого. Но Бог освятил его и дал ему силу против лукавого. Все вы знаете, я уверен, какой силой обладает крест, когда осеняешь себя им, чтобы защититься от злых помыслов и искушений. Иногда и произносить ничего не надо.

Так в нашей жизни крест, страдание и боль могут стать для нас спасением.

(Продолжение следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Rafailnoica.wordpress.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить