Альфа и Омега, начало и конец

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 10

Мы продолжаем читать первую главу Откровения. Иоанн Богослов уже поприветствовал читателей своего послания и передал им «благодать и мир» от Господа Иисуса Христа. После этого Иоанн восклицает:

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1: 7).

Пророческий гимн открывается малопонятным сегодня словом «се». В греческом тексте стоит слово, которое в пророческих писаниях всегда означает, что сейчас последует какое-то Божественное откровение. Буквально переводится: «смотри, гляди!» Или: «вот!»

Взгляд тайнозрителя направлен в будущее. «Грядет с облаками». Как в облаках Христос вознесся, так в облаках и вернется, как об этом говорили на Елеонской горе апостолам ангелы. Возвращаясь на землю для Суда, Христос будет также окружен облаком Своих свидетелей – святых и ангелов.

Фразы «грядет с облаками» и «узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» основаны на соединении двух ветхозаветных мест. Это Дан. 7: 13:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий». И Зах. 12: 10–12:

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо».

Эти места с древнейших времен понимались как пророчество о Мессии. Народ Израильский «пронзит» своего Мессию, но в День Господень Помазанник явится как Судия, и пронзившие Его «возрыдают».

У Захарии далее говорится (13: 1), что в тот день «откроется источник», который смоет грех и нечистоту с раскаявшегося народа. Иоанн Богослов понимает это место иначе. У него вместо жителей Иерусалима фигурируют «племена земные», которые вовсе не скорбят о Том, Которого «пронзили». Со страхом и ужасом они взирают на Господа в день Его парусии и рыдают не столько о Христе, сколько о собственной судьбе в Судный день. Очевидно, Иоанн здесь имеет в виду не только потомков Иудеи по плоти, но лиц других народностей, которые своею греховною жизнью, своим отвержением Евангелия будут вторично пронзать Спасителя. Но в день Суда для них наступит страшное прозрение.

Данное пророчество святой Иоанн приводит и в своем Евангелии, описывая Голгофские события:

«Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19: 36–37).

Перед нами типичное пророческое «изречение о суде» над грешным человечеством. Обратим внимание, как вольно новозаветные авторы обходятся с буквой ветхозаветных Писаний. Апостолы были в Духе – потому «буква» их не очень заботила. Они могли приблизительно, по памяти передать ту или иную ветхозаветную цитату, или же дать ей новое, неожиданное толкование, или же перенести в совершенно иной контекст. Сейчас наше отношение к «букве» более щепетильное, но менее свободное и менее одухотворенное.

На свой краткий гимн сам Иоанн отвечает утвердительным возгласом, который в нашем переводе тоже звучит маловразумительно: «Ей!». В оригинале это греческое «Нэ», что означает «да». Последующее «аминь» означает усиленное утверждение в клятве наподобие: «Воистину это так! Да будет так!»

До этих пор святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Далее говорит Сам Христос, представляя Себя:

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1: 8).

Повторяется слово стиха 4-го – о вечности Божией. Следует заметить, что формула: «Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» применяется и в других текстах Откровения, например 1: 10; 22: 13, – по отношению ко Христу.

Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Святой Андрей Кесарийский пишет:

«Словами Альфа и Омега означается Христос как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу и потому имеющий воздать каждому по делам его».

Тертуллиан делает интересное замечание:

«Господь присваивает Себе две греческие буквы – первую и последнюю, образы совпадающих в Нем начала и конца; и как альфа длится вплоть до омеги, точно так же омега обращается назад к альфе. Таким образом, Он указал, что в Нем имеется и движение начала к концу, и возвращение конца к началу, чтобы любое произволение, в Нем завершающееся, – а именно через Слово, ставшее плотью, – таким же образом завершалось, как и начинается. И во Христе так все призывается к началу… и в конце концов весь человек возвращается в рай, где он был изначально» (О единобрачии).

Господь указал, что в Нем имеется и движение начала к концу, и возвращение конца к началу: человек возвращается в рай

Некоторые богословы считают, что в восьмом стихе говорится о Боге Отце. Например, Толковая Библия Лопухина говорит: «В 8 ст. говорится о Боге Отце – первопричине Божественного ведения». Так же считает и отец Александр Мень.

Святой Афанасий Великий, толкуя данное место, напоминает о равенстве Отца и Сына по природе:

«Поскольку Они едины и Божество Одно и То же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом – и Слово было Бог; Вседержителем – Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель… А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16: 15), и опять: И все Мое – Твое (Ин. 17: 10)» (Против ариан).

Поэтому все наши разделения на «Отец» и «Сын» здесь достаточно условны. Об этом говорит архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

«Если поначалу читатель может подумать, что у Бога и Христа разные имена: Бога звать Альфа и Омега, а Христа – Первый и Последний, то в конце книги мы видим, что Бог расширяет Свое имя: “Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец”, а имя Христа (Первый и Последний) “вставляется” в имя Бога. Таким образом сознательно подчеркивается эквивалентность всех трех наименований. Бог – вечен в отношении к миру, Он – Творец и завершитель. Но это же утверждается и для Христа. Иисус Христос в Своем существе (а имя всегда отражает существо) тождествен Богу Отцу. Таким непривычным для нас образом Иоанн строит свое богословие».

Бог – вечен в отношении к миру, Он – Творец и завершитель. Это же утверждается и для Христа

А возможно, Христос объявляет Себя здесь как бы под новым (и притом греческим) именем «Альфа и Омега», желая показать, что Он есть Мессия для всех народов Римской империи, говоривших и пишущих тогда преимущественно на греческом языке.

 Бог

1: 8

Альфа и Омега

 

 

 Христос

1: 17

 

Первый и Последний

 

 Бог

21: 6

Альфа и Омега

 ↓

Начало и Конец

 Христос

22: 13

Альфа и Омега

Первый и Последний

Начало и Конец

 

Наименование Альфа и Омега встречается в книге ровно 7 раз (если считать, что этому наименованию тождественны другие: Первый и Последний, начало и конец). Числовые модели имеют в Книге Откровения богословское значение. 7 – число полноты и совершенства. В данном случае – Божества.

Интересно, что некоторые раввины называли Бога «истиной», по-евр. 'emet. Это слово содержало три буквы: 'aleph–mem–tav – первую, среднюю, последнюю буквы еврейского алфавита, что указывало на вечную природу Бога и Его владычество во все времена. Возможно, наименование Бога «Альфой и Омегой» также связано с этой иудейской традицией.

Также Христос называет Себя «Вседержитель» (греч. «Пантократор») – это тот, чья власть распространяется на все творение.

Мы прошли три из четырех важнейших в книге Апокалипсис наименований Бога: 1. Альфа и Омега (Первый и Последний = Начало и Конец); 2. Сущий и был и грядущий; 3. Господь Бог… Вседержитель. С четвертым наименованием Бога – Сидящий на престоле – мы встретимся, начиная с 4-й главы. Здесь же перед нами первое самопровозглашение Бога в книге. Второе место, где Бог Сам дает Себе имя, находится в конце, в 21: 6. Эти два самоназвания Бога соответствуют двум аналогичным самоназваниям Иисуса Христа: в начале (1: 17) и в конце книги (22: 13).

На восьмом стихе заканчивается предисловие к собственно книге Откровения.

(Продолжение следует.)



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить