Апокалипсис как литературный жанр

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 2

Беседа 1

Апокалиптический жанр в эпоху Ветхого Завета

Апокалипсис – с этого греческого слова начинается книга святого Иоанна Богослова. Переводится оно как «откровение».

Для современного человека термин «апокалипсис» имеет зловещий смысл. В древности же он означал снятие покрова с чего-либо скрытого, обнаружение потаенного. Наподобие того, как снимается покрывало с нового портрета или когда открывается занавес на сцене.

Со временем понятие стало использоваться для указания жанра тех еврейских писаний, которые появились за два столетия до Христа и продолжали создаваться в течение I века нашей эры.

Ветхозаветная апокалиптика фрагментарно представлена в отрывках книг Иезекииля, Иоиля, Даниила, Захарии, Третьей книги Ездры. «Апокалипсисом Исаии» называют библеисты Ис: 24–27.

Но большая часть творений апокалиптического жанра имеет апокрифический характер. Обычно такие тексты писали от лица известных праведников: Еноха, Авраама, Моисея, Ездры, Варуха, Двенадцати патриархов.

Подобная литература возникала из чувства невозможности наладить жизнь Израиля без особого вмешательства Бога. Надежда евреев на благоденствие «здесь и сейчас» сильно ослабела после ряда национальных катастроф: исчезновения большей части десяти колен в Мидии, Вавилонского плена, завоевания Палестины римлянами. Все плохо в этой жизни – значит, надо ждать будущего благоденствия.

Все плохо в этой жизни – значит, надо ждать будущего благоденствия

Ветхозаветный апокалиптический жанр объяснял и смысл настоящих бедствий. Их просто нужно претерпеть, ожидая «будущего века», где Израиль будет блаженствовать, а язычники накажутся Богом.

Апокалиптики делили историю на два века: нынешний, совершенно порочный, который ждет уничтожение, – и грядущий, в котором наступит мир и благополучие, а иудеи будут вознаграждены и займут принадлежащее им по праву место рядом со своим Мессией. Перейдет же нынешний век в грядущий благодаря особому вмешательству Бога. День Его пришествия евреи называли Днем Господним и видели в нем страшное время ужаса, разрушения и суда.

Мир порочен, и погибать будет мучительно. Но в этом мучении родится «золотой век». В его описаниях авторы употребляли всю свою фантазию, представляя будущий «рай» довольно материалистично. Например, вот фрагмент из апокрифа «Откровение Варуха, сына Нерии» (Вар. 29: 5):

«Земля будет плодоносить в десять тысяч раз больше, на каждой лозе будет тысяча ветвей, на каждой ветви по тысяче гроздей, а в каждой грозди по тысяче виноградин. И каждая виноградина будет приносить кор вина» (450 литров! – С.К.).

«Будущий век» у ветхозаветных апокалиптических писателей означает не абсолютно новое творение, а воссоздание мира заново. Таким и был замысел Божий, скрытый до времени, но открытый апокалиптикам. Данную идею отражает и книга Иоанна Богослова.

В дохристианских апокалиптических фрагментах нередко звучит эсхатологический мотив будущего воскресения мертвых. Праведники хоть и умрут, но воскреснут для блаженства в новом веке. Грешники тоже воскреснут на суд/осуждение:

«Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2).

Апокалиптическому жанру свойственна жажда Конца. «На сколько времени?..» (Дан. 8: 13); «Когда будет конец?..» (Дан. 12: 6); «Как же и когда это будет?» (3 Ездр. 4: 33). Данный мотив находит отражение у Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).

О личном спасении человека в ветхозаветной апокалиптике не сообщается ничего. Главным героем этих книг является народ Божий.

Если говорить об апокалиптических апокрифах эпохи Ветхого Завета, то их безымянные авторы не смогли подняться до уровня подлинно библейского откровения. Читая их материалы, понимаешь: текст явно «человеческий». Людские грезы, мечтания, фантасмагории на религиозные темы… Отблеск пророческого видения – но не оно само. И множество элементов, чуждых библейскому мировоззрению, которые попали в иудейскую культуру того времени от греков, халдеев и персов.

Апокалиптика и пророчество – в чем разница?

Чем отличается апокалиптика от пророческой литературы?

• То, что открывается пророкам, может быть передано словом. Апокалиптика же большей частью не укладывается в словесные формулы, но изображается через видения.

Пророку Бог говорит: пойди скажи то-то тому-то. Апокалиптику – показывает картины, и автор изображает их в метафорах, символах, аллегориях, образах.

Пророку Бог говорит: скажи то-то; апокалиптику – показывает картины, которые тот передает символами и аллегориями

• Пророка интересует больше настоящее, чем будущее. Пророк предрекает будущее для того, чтобы люди исправились в настоящем. Апокалиптик же в основном думает о грядущем, здешняя жизнь его мало интересует. Здесь только грех, порок, боль, смерть – а настоящая жизнь начнется только в «золотом веке».

Впрочем, апокалиптический жанр тесно связан с пророческой традицией. Апокалиптика часто вырастает из пророчества, и наоборот. В апокалиптической литературе много пророческих мест, а в пророческой – апокалиптических. Так, Иоанн Богослов определяет свой труд не только как апокалипсис, но и как пророчество (см.: Откр. 1: 1; 1: 3; 22: 19).

Характерная особенность новозаветных апокрифических апокалипсисов, а также и Откровения Иоанна Богослова – тесная связь с ветхозаветными пророчествами и образами.

Апокалиптическая литература имеет особый, таинственный язык. Видения, сложные аллегории, «зашифрованные» образы, символические числа, цвета, животные, растения – все эти элементы мы встретим как на ветхозаветных, так и на новозаветных апокалиптических страницах.

Апокалиптический жанр в эпоху Нового Завета

В новозаветное время также было написано множество апокалиптических апокрифов, уже по христианской тематике.

Известны апокалипсисы Петра, Иакова, Павла, Пресвятой Богородицы, еще один Иоанна Богослова и др. Конечно же, озвученное авторство ложное. Церковь не приняла их в новозаветный канон. Откровение Иоанна Богослова – единственная христианская апокалиптическая книга, вошедшая в Новый Завет.

Впрочем, есть отрывки из других канонических новозаветных книг, написанные в апокалиптическом жанре: Мк. 13; Мф. 24: 1–2; 1 Фес. 4: 16–17; 2 Фес. 2: 1–12.

Откровение, несомненно, связано с дохристианской апокалиптической литературой. Здесь работают одни и те же законы жанра: иудейская концепция о двух периодах, а также стандартный набор событий, которые должны произойти в последние времена: социально-политические катаклизмы, стихийные бедствия, сверхъестественные космические катаклизмы, наказание грешников.

Эти сходства говорят о том, что ветхозаветные апокалиптики все же не были лишены некоей пророческой интуиции.

Есть и важное отличие: замена Дня Господня Вторым пришествием Иисуса Христа. Народ Божий в новозаветной апокалиптике – это Церковь, Мессия – Христос, а «золотой век» – Царствие Божие.

Христианский апокалипсис отличается от иудейских также тем, что век грядущий уже в какой-то мере наступил, потому что Христос уже пришел.

Век грядущий уже в какой-то мере наступил, потому что Христос уже пришел

Итак, открывая страницы Откровения Иоанна Богослова, будем помнить, что ветхозаветное иудейское сознание прошло огромный и страдальческий путь в поиске смысла своей истории, своего будущего. Это было движение как бы на ощупь, гадательно.

Мы же, христиане, имеем то, о чем только грезили авторы дохристианских апокрифов: подлинное Откровение Божие о судьбах мира и Церкви. И даже только поэтому Апокалипсис Иоанна Богослова должен заслуживать нашего внимания и любви.

(Продолжение следует.)


Сергей Комаров 29 октября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить