Благодарность

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Благодарность. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии
20 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:07:06 мин, размер 3.7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

У апостола Павла есть такие слова, которые звучат очень значительно, и может показаться, что даже нескромно. В одном из своих посланий он пишет христианам: «Подражайте Богу» (Еф. 5: 1), то есть будьте похожими на Бога, и пишет он это даже в нескольких местах, в разных формулировках. И это является одной из заповедей нам, данных в Священном Предании. Да и Сам Господь в Евангелии в качестве примера для нас ставит именно Самого Бога, ставит Себя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). На это очень важно обращать внимание при чтении Евангелия, потому что все то, что говорится в Евангелии о Христе, о том, как Он вел Себя, как Он общался с людьми, написано для нашего назидания. Для того, чтобы и мы, читая это, старались вести себя так же. Можно сказать, что нам очень важно увидеть характер Иисуса Христа и стараться, чтобы и наш характер был таким же.

Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных (см.: Лк. 17: 11–19). Этот текст всем нам хорошо знаком и постоянно приводится как пример благодарности и неблагодарности Богу. Это Евангелие читается на благодарственном молебне и действительно учит нас, как важно благодарить Бога и как некрасиво, как плохо, как греховно Его не благодарить. Но есть и еще один важный урок, который мы можем извлечь из этого чтения. Очень важно здесь обратить внимание, как Христос ведет Себя с теми, кто не благодарит Его за благодеяния. Десять прокаженных просят Христа об исцелении, Он исцеляет их, и возвращается поблагодарить только один, и Господь никоим образом не обличает тех девяти, которые не пришли поблагодарить своего Исцелителя. Он только выражает какое-то недоумение и говорит: «Все десять очистились. Где же девять? Почему только один пришел воздать славу Богу?» Понятно, что, как Бог, Он мог отнять и здоровье, и каким-то иным образом их наказать, но Он этого не делает.

Конечно, тому, кто вернулся поблагодарить, Он даровал нечто большее, Он сказал, что вера его спасла его, остальным Он такое не говорит, просто оставил им здоровье. Но при этом Он относится к ним абсолютно спокойно, никакого внимания не обращает на их неблагодарность, никоим образом из-за нее не обличает. И в этом Господь и нам подает пример. Пример того, как мы должны относиться к неблагодарности со стороны людей.

Очень часто, делая какие-то добрые дела – а мы, христиане, понимаем, что добрые дела делать необходимо, – мы к ним волей-неволей примешиваем что-то греховное. Либо гордость, либо какую-то корыстную выгоду, или – что чаще всего бывает – ожидание благодарности. Мы можем даже делать добро совершенно искренне, но в глубине души все равно ждем, что это получит признание, что нас поблагодарят. И когда этого не происходит, мы в лучшем случае смущаемся, а в худшем вообще начинаем злиться на человека, который нас не поблагодарил. Что уж говорить о тех случаях, когда в ответ на доброе дело мы вместо благодарности получаем, наоборот, злобу, обиду и ненависть! А такое тоже нередко случается. И очень важно для нас отучиться от этого, очень важно делать добро, не ожидая никакой благодарности со стороны людей, так, как делал добро Господь наш Иисус Христос. Вся Его земная жизнь прошла, можно сказать, в окружении неблагодарности. Господь творит людям добро, исцеляет их, направляет на путь истины, спасает, а они в ответ на это подыскивают, в чем бы Его обвинить, и в итоге распинают на кресте.

Как же нам научиться такому бескорыстному добру? Научиться творить добро, не думая о том, поблагодарят нас или нет? Первое, что по этому поводу нам советуют святые отцы: все добрые дела стараться совершать в тайне, чтобы о них как можно меньше знали. И этот совет мы встречаем также в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. А у древних монахов есть заметка: когда-то какое-то доброе дело становилось известным, они уже считали его не добрым делом, а практически грехом. Потому что понятно: когда о твоих добрых делах знают, это действительно служит для тебя большим искушением.

Твори добрые дела в тайне. Когда о добрых делах знают, это для тебя большое искушение

А второе, может быть и самое главное: нам просто нужно всегда быть готовыми к тому, что за наши добрые дела нас никто не поблагодарит. Есть такое хорошее правило, такая мысль, которую нам очень важно помнить: «спасибо» два раза не говорят. Либо скажут здесь, на земле, либо там, на Небесах. Либо нас за наши добрые дела поблагодарят здесь, и тогда, как также Господь говорит в Евангелии, мы уже получили свою награду, мы уже были вознаграждены за то, что сотворили какое-то добро, тем теплым, приятным, тщеславным чувством, которое возникает в душе, когда нас хвалят и благодарят. А если же мы этого не получаем, тогда награда наша будет на Небесах. А если же в ответ на доброе дело мы получаем какое-то зло, то наша награда на Небесах будет еще больше.

Очень важно помнить, что исполнение заповедей Божиих мы можем и должны ждать только от самих себя. Невозможно и ненужно ждать, что заповеди будут исполнять наши ближние. Это дело каждого. И каждый перед Богом ответит, исполнял он заповеди или нет.

Действительно, мы все, каждый из нас должны быть благодарными и Богу, и ближним, как этому и учит сегодняшнее Евангелие. Но в ответ никакой благодарности нам ожидать не стоит, опять же – как учит нас то чтение, которое мы слышали сегодня, как учит пример Самого Господа Иисуса Христа. И если и мы будем стараться таким образом совершать добрые дела, будем просить Бога о том, чтобы Он научил нас творить добро только ради него самого, а не ради похвалы или иной земной награды, тогда мы и будем настоящими христианами. Потому что только такое добро, которое совершается исключительно ради Бога, приносит нам настоящую пользу, и только такое добро приближает нас ко спасению, к Царству Небесному. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить