Блаженный Коля. Мальчик с недетским лицом

Иногда читаешь жития новомучеников, погружаешься в пучину этих страниц и чувствуешь себя Алисой в Зазеркалье – столь искривленная действительность открывается тебе в том бытии. Вчитываешься, а в голове барабанит: абсурд! Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Эта открывающаяся на страницах житий пугающая действительность против всякой логики, против нормальных человеческих законов! Но так было, мой дорогой читатель…

Фото 1.JPG
Оперативный приказ НКВД № 00447.
znamenie.org

Я много раз писала про приказ НКВД № 00447. Про всю чудовищность и жестокость его сути, про карательный механизм его применения. Когда для осуждения на 10 лет лагерей или вынесения расстрельного приговора не нужно было быть закоренелым преступником, требовалось всего-то быть верующим христианином. Сотни тысяч расстрелянных в Бутово и по всей стране. Сотни тысяч сгноенных в лагерях… Но и это еще не край противоестественности богоборческих перегибов, которые пережила наша страна в первой половине ХХ века.

Передо мной житие мученика Николая Гусева. Его в 1937 году, после выхода злополучного приказа № 00447, приговорили к расстрелу. За то, что он жил без документов в построенном им шалаше…

Да, за «бродяжничество» (так квалифицировалось отсутствие документов у лица) тогда привлекали к ответственности, но не расстреливать же за это. А в деле Николая Гусева это была официальная формулировка обвинения. И еще очень важный момент: в 1937-м (вообще в 30-х) смертные приговоры несовершеннолетним выносились в исключительных случаях, крайне редко. В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦИК СССР № 3/598 от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» допускалось «привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания» лиц, «начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству». «С применением всех мер» – это и с вынесением смертных приговоров в том числе. Коле на момент привлечения к ответственности было 17, он был несовершеннолетним. И ничего из вышеперечисленного он не совершал. Но его все равно расстреляли. «Как это возможно?» – спросишь ты меня, мой читатель. Я не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос.

Николая Гусева приговорили к расстрелу за то, что он жил без документов в построенном им шалаше…

Коля родился в Москве в 1919 году, 9 декабря. Его отец, Иван Гусев, был кузнецом. Он погиб в горниле Гражданской войны практически сразу после рождения мальчика. А в следующем, 1920-м, умерла мама. Коля совсем не помнил родителей. Его воспитывала бабушка. Но она тоже умерла, в 1926-м, когда мальчику не исполнилось и семи лет.

Вдумайся, мой читатель. Коля родился через два года после революционного 1917 года, то есть он всю свою жизнь, от первого до последнего дня, прожил в стране, которой управляла богоборческая власть, во времена, когда вера в Бога осмеивалась, оплевывалась, запрещалась и попросту жестоко искоренялась. А из жития нам известно, что Коля очень любил Бога. Возможно, бабушка вложила в него основы благочестия. Но скорее всего, это Господь дал Коле верующую любящую душу, которая возрастала Его попечением в вере Христовой и благочестии. Читаю о Коле, а вспоминаю святого Иоанна Предтечу, который остался сиротой на первом году жизни, в горах, и был воспитан ангелами Господними.

Коля очень любил храм Божий. Умудрялся бывать на службах, хотя в течение его жизни храмы закрывались ежедневно в геометрической прогрессии. Но по научению Господню (а иначе невозможно представить, как еще), Коля выбрал очень правильное место для своего обитания. Жил он в лесу под Реутовым, около села Косино, там тогда были святые источники. Именно там, у источников, он вырыл себе землянку, над которой поставил шалашик. В этом нехитром жилище главное место занимали иконы и неугасимые лампады.

Фото 2.JPG

В Косино, к слову, в начале ХХ века было три действующих храма: Свято-Никольский деревянный храм, храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и Свято-Никольский каменный храм под колокольней. На сайте храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино читаем: «На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня». Это именно Колины места.

Богослужения в Успенском храме в Косино совершались в продолжении всей земной Колиной жизни. Храм закрыли только в 1940 году, когда Коля был уже у Господа, поэтому очень промыслительно, что блаженный мальчик поселился около этой деревни: он всегда имел возможность молиться в храме на службе и причащаться Святых Христовых Таин.

Как жил этот удивительный ребенок? Я сейчас даже не про то, мой читатель, что он ел и во что одевался. Коля собирал и сдавал утильсырье, а также грибы, на еду и масло для лампад хватало. С одеждой помогала прихожанка храма села Косино. Я о том, какой образ жизни нужно было вести этому мальчику, жившему далеко от людских глаз, в лесу, чтобы люди текли к нему рекой. Колю почитали как блаженного, прозорливца и целителя. Господь действительно наделил его такими дарами. Казалось бы, за что? За что Господь удостоил мальчика такой чести? Но и это еще не всё. Рядом с шалашиком по молитвам Коли Господь открыл четыре целебных источника. Коля набирал воду в пузырьки и с молитвой раздавал страждущим различными недугами. И люди исцелялись по молитвам блаженного мальчика. Обо всех этих подробностях мы узнаем из официального документа – протокола допроса Колиного современника в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному против блаженного в 1937-м:

Люди исцелялись по молитвам блаженного мальчика

«Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».

Восемь километров от Косино. Почему-то у меня нет сомнений, что Коля бывал в храме на каждой службе. Восемь километров туда и восемь обратно. Без транспорта, пешком. И в Реутов, как видно уже из Колиного допроса в качестве обвиняемого, приведенного ниже, он ходил пешком. Мне сложно представить, чтобы мой 18-летний сын ежедневно ходил пешком до железнодорожной станции (до нее, правда, 18 км), отец возит на машине. А блаженный Коля ходил. У него не было другой действительности, кроме той, в которой он жил. И он воспринимал это как нечто вполне обычное. Постоянные пешие переходы до храма и обратно длиной 16 километров, жизнь в землянке, накрытой шалашиком, круглогодично, и холодными зимами, и летом, скудная еда, просто поддерживающая тело и физические силы… А еще непрестанная молитва (помнишь, мой читатель: главным и, наверное, единственным убранством его шалашика были иконы). Коля вел подвижническую жизнь. Видимо, за все это, а еще за неземные кротость и смирение Господь и удостоил мальчика даров прозорливости, исцеления и чудотворения.

Фото 3.jpg.PNG

Осенью 1937 года энкавэдэшники устроили в лесу засаду на блаженного Колю, как на дикого зверя. Его арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. Допросили прямо в день ареста. Из протокола этого единственного допроса:

– Паспорта у меня нет, жить мне негде. Я решил построить себе шалаш в лесу и там проживать. Шалаш строил я один и сам. В этом шалаше я повесил иконы и устроил пять лампадок. Масло для лампадок я приобретал в аптеке. Сегодня я проходил по лесу, возвращаясь из Реутова в свой шалаш, и встретился с неизвестной мне гражданкой, которая меня спросила, где я живу. Я ей показал свой шалаш. Тогда эта женщина спросила, не страшно ли мне одному жить в лесу. Я ей ответил, что не страшно. И только хотел войти в шалаш, как меня задержали работники милиции и доставили в отделение.

– Кто строил шалаш в лесу Реутовского района? – спросил следователь.

– Шалаш строил я среди лета для жилья.

Больше следователя ничего не интересовало. Дело было состряпано, обвинение предъявлено. То, что Коля не подписал протокол своего допроса, уже не имело никакого значения. Приговоры в то чудовищное время выносились не судами, а тройками НКВД: правосудие отдавалось на откуп структуре, которая сама фабриковала уголовные дела против верных чад Церкви Христовой, какой там принцип разделения властей! О защите прав обвиняемых тоже мало пеклись. Эта самая тройка НКВД 8 октября 1937 года приговорила блаженного Колю к расстрелу. Из обвинительного заключения выходило, что повинен смерти Коля был за то, что жил без документов в шалаше. Его расстреляли на следующий день, 9 октября 1937 года, на полигоне НКВД в Бутово и закопали в общей могиле.

Была такая традиция в Бутырской тюрьме: фотографировать приговоренных к расстрелу перед казнью специально для палача. Слишком много работы было у карателей, не успевали всех сверить пофамильно в соответствии с документами, поэтому палач в руки получал пачку фотографий, по которым сверял лица приговоренных к смерти страдальцев.

Можно ли узнать на этом фото 17-летнего мальчика? Десятиклассника по современным меркам?

Сохранилась и Колина такая фотография. На ней блаженный Коля, не доживший до совершеннолетия ровно два месяца. Но сможешь ли ты, мой читатель, узнать на этом фото 17-летнего мальчика? Придет ли тебе в голову, что это подросток, десятиклассник по современным меркам? Вот и мне – нет. Блаженный Коля – мальчик с недетским лицом.

Фото 4.jpg.PNG

Мне даже кто-то из подписчиков написал однажды, мол, ошибочка вышла, не может это быть Коля Гусев: на человеке на фото дьяконская одежда. Но из жития мы знаем, что Коля не заботился ни о чем мирском и материальном, одежду ему жертвовала прихожанка храма (что было, то и отдавала, старое, не нужное никому). А он смиренно донашивал. Фото же это взято из уголовного дела, поэтому никакой ошибки быть не может. Это блаженный 17-летний Коля. Но так настрадался этот тихий мальчик за свою короткую земную жизнь, столько бед и лишений перенес, что смотрит на тебя, мой читатель, с фотографии, не подросток, а взрослый человек.

Это даже не фото. Это готовая икона, потому что лучше уже не написать. Коля ведь знал, для чего, точнее, для кого его фотографируют. И вот этими глазами, полными смирения, блаженный Коля смотрел тогда в лица своих палачей. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23: 34). Ясный кроткий Колин взгляд, неземное спокойствие его лица свидетельствуют – это лик. Лик святого. 

Наталья Ващина 8 октября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить